Исход Великой Отечественной войны в немалой степени решили советские конструкторы. Разработанное ими оружие отличалось простотой, неприхотливостью и надёжностью. В 1941 году за 22 дня были созданы противотанковые ружья систем Дегтярёва и Симонова. В течение двух лет эти ружья оставались самым эффективным средством против нацисткой бронетехники. RT рассказывает об истории их создания и вкладе в Победу.
[/h4]
Танки решают всё
Кардинальное отличие Второй мировой войны от Первой мировой заключалось в многократном повышении роли бронетехники. Успех на поле боя главным образом обеспечивали мощные подвижные соединения.
К 1941 году для нужд Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) было выпущено несколько тысяч танков, включая сотни Т-34. Однако советские войска не обладали достаточным опытом применения танков. Кроме того, страна не успела создать полноценную индустрию технического обслуживания танковых соединений. Как следствие, уровень подготовки советских танкистов был хуже, чем немецких.
Летом 1941 года нацисты добились перевеса над РККА по количеству танков и другой бронетехники. На отдельных участках фронта продвижение танковых войск вермахта останавливала только нехватка горюче-смазочных материалов.
По объективным причинам в течение нескольких месяцев Советский Союз не мог наладить производство новых танков и ремонт пострадавшей бронетехники. Поэтому в начале июля 1941 года Сталин поставил задачу создать простое и эффективное оружие по уничтожению бронетанковой техники нацистов.
На момент начала войны проходило повторные испытания противотанковое ружьё (ПТР) Николая Рукавишникова под крупнокалиберный патрон 14,5 мм.
Специалисты Народного комиссариата обороны СССР признали, что ружьё превосходит зарубежные аналоги. Однако эксперты констатировали, что сложность конструкции ПТР Рукавишникова не позволяет наладить его быстрое и массовое производство в условиях войны.
Стране срочно требовались более простые орудия под патрон 14,5 мм. За 22 дня с этой задачей справились два гениальных советских конструктора — Василий Дегтярёв и Сергей Симонов. В августе 1941 года они представили опытные образцы, которые вскоре были приняты на вооружение и запущены в серийное производство.
Оба ружья отличались чрезвычайной простотой в эксплуатации. Бойцы осваивали оружие в течение нескольких часов. Противотанковое ружьё Дегтярёва (ПТРД) отличалось ещё и конструктивной простотой — его изготавливали на обычных токарных станках.
Остановить наступление
Однозарядное ПТРД пробивало броню на расстоянии до 500 м. Советские солдаты использовали ружьё для поражения танков, бронемашин, дзотов и даже низколетящих самолётов.
Вопреки расхожему мнению, в 1941—1942 годах у нацистов не было тяжелобронированных танков. Знаменитые немецкие «Тигр» и «Пантера», против которых были бесполезны советские противотанковые ружья, появились на Восточном фронте только в 1943 году.
Свою эффективность ПТРД доказало в битве под Москвой, где стрелковые части РККА сошлись в неравной схватке с передовыми бронетанковыми частями вермахта. Известно, что ружья Дегтярёва использовала легендарная 8-я гвардейская стрелковая дивизия Ивана Панфилова, совершившая бессмертный подвиг в октябре-ноябре 1941 года на Волоколамском направлении.
Огромную роль ПТРД сыграло в сдерживании нацистского наступления в 1942 году, когда пехотинцы РККА получили 184 тыс. ружей — в 11 раз больше, чем в 1941-м. Советской армии удалось стабилизировать фронт, нанеся большие потери ударным группировкам противника.
В 1943 году РККА достигла превосходства практически по всем показателям, в том числе по бронетанковой технике, и перешла в крупномасштабное наступление.
К 1944 году потребность в массовом использовании ПТРД пропала, и в декабре его производство было прекращено.
В своих рапортах и мемуарах нацистские военачальники отмечали, что ПТРД доставили их войскам множество неприятностей. Красноармейцы целились в ходовую часть, боекомплект, борта и корма. Одним выстрелом остановить танк не удавалось, однако попадание было практически стопроцентным.
Иногда в российских СМИ можно встретить сравнение ПТРД со снайперской винтовкой. В реальности стрельба по танкам велась с расстояния 100—200 м, прицел состоял из обычного кронштейна, целика с прорезью и пружин. Расчёт ружья — стрелок и заряжающий.
Бойцы сильно рисковали, но в 1941—1942 годах по сравнению с «коктейлями Молотова» и связкой гранат, которые бросали с расстояния пять-десять метров, ПТРД действительно казалось снайперской винтовкой.
Недостатками ружья системы Дегтярёва были громоздкость (вес 17,3 кг, длина 2 м), чудовищно сильная отдача и относительно большой временной интервал между выстрелами.
Улучшенной скорострельностью обладало противотанковое ружьё системы Симонова (ПТРС) благодаря магазину (так называемой пачке) с пятью патронами. ПТРС было тяжелее (вес 20,9 кг, длина 2,1 м) и конструктивно сложнее, чем ПТРД, но превосходило условного конкурента по количеству выстрелов в минуту, что порой имело решающее значение.
По сложности конструкции ружьё Симонова представляло собой нечто среднее между ПТР Рукавишникова и однозарядным орудием Дегтярёва. Расчёт ПТРС также состоял из двух человек, но ружьё было удобнее переносить: при необходимости оно разбиралось на две части — ствол с сошкой и ствольную коробку с прикладом.
Расчёты ПТР были объединены в отдельные взводы в составе пехотных соединений. Как правило, в один полк, дислоцированный на передовой, входили три взвода солдат, вооружённых ПТРД или ПТРС.
В 1941—1942 годах ружья Дегтярёва и Симонова были самым дешёвым способом поражения вражеской бронетехники.
[h4]Безотказные ружьяСоздатель онлайн-энциклопедии современного стрелкового оружия XX и XXI веков Максим Попенкер в беседе с RT отметил, что вплоть до 1943 года СССР было необходимо любыми средствами бороться с нацисткой бронетехникой. Противотанковые ружья в течение нескольких месяцев были безальтернативным по эффективности оружием.
«Противотанковое оружие давало хоть какую-то возможность поражать танки противника на расстоянии. Не всегда удавалось пробить броню из-за недостаточно мощного боеприпаса, была масса эксплуатационных проблем, связанных с функционированием в тяжёлых условиях, пыли, грязи. Но появление пусть и громоздких ПТРД и ПТРС, без сомнения, помогло остановить наступление немцев», — рассказал Попенкер.
Главный редактор оружейного журнала «Калашников» Михаил Дегтярёв считает, что ПТРД было более эффективным оружием, чем ПТРС. По его мнению, в тяжелейших условиях войны на передний план выходили неприхотливость и простота оружия.
«Вероятность поломки или отказа у ружья Симонова была выше. Хотя я бы не стал воспринимать ПТРД как нечто совсем уж примитивное. Для выстрела было необходимо лишь вложить в ружьё патрон и закрыть затвор. Это дело нескольких секунд», — отметил Дегтярёв.
По его словам, манипуляции с затвором, которые можно увидеть в фильмах о войне, обусловлены тем, что применяется холостой патрон и не работает автоматика оружия. Кроме того, эксперт отмечает, что ближе к концу войны ружья Симонова и Дягтерёва стали менее актуальны.
«Во время Великой Отечественной войны были произведены сотни тысяч противотанковых ружей, и на начальном этапе их применение решало исход боя. К концу войны важность ПТРД и ПТРС уменьшилась, потому что бронетехника стала более тяжёлой», — резюмировал Дегтярёв.