16 мая 1157 года под Киевом предали земле тело Юрия Долгорукого, который сегодня известен в первую очередь как основатель Москвы. Историки до сих пор не могут с уверенностью ответить на вопрос, была ли смерть Киевского князя естественной. Вполне вероятно, что Долгорукого отравили его собственные подданные. В причинах возможного предательства разбирался RT.
«Каждый держит отчину свою»
«Повесть временных лет» — один из старейших и известнейших летописных памятников Древней Руси — заканчивается 1117 годом, на княжении Владимира Мономаха. Если бы летописцы решили отслеживать судьбу Древнерусского государства и дальше, то очень скоро столкнулись бы с серьёзными трудностями: старший сын Владимира Мономаха, Мстислав Великий, считается последним князем, правившим всей русской землёй. В дальнейшем государство раскололось более чем на десяток относительно самостоятельных княжеств, у каждого из которых, как правило, сформировалась собственная правящая династия.
В такой политической обстановке и начал свой путь Юрий Владимирович Долгорукий — один из младших сыновей Владимира Мономаха. При лествичном принципе престолонаследия трон передавался не старшему сыну правителя, а старшему в роду. То есть место правящего князя Киевского занимал сначала самый старший из братьев правителя, затем следующий по возрасту брат и так далее. И лишь после самого младшего брата престол переходил к сыну князя. Так что у Юрия было мало шансов на великокняжеский престол. Однако мириться с этим он, сидя в своей Ростово-Суздальской земле, не собирался.
Сначала Долгорукий получил Переяславль. Его старший брат, Вячеслав, сам передал княжество Долгорукому. Князю к тому моменту уже было около 40 лет. В 1146 году началась междоусобная война за Киев. На киевский престол претендовал Юрий с одной стороны и сын Мстислава Изяслав — с другой. В ходе распри (в которой за 10 лет успели поучаствовать князья семи русских земель, половцы, пруссы, венгры и поляки) Долгорукий укрепился в Киеве. Изяславу он отдал только Волынь, которая незадолго до победы Юрия входила в состав Киевского княжества.
Итог развернувшейся борьбе подвёл историк Александр Евгеньевич Пресняков: «Борьба за Киев продолжается ещё долго после того, как он по существу дела потерял значение действительного центра всей Русской земли, и в этой борьбе гибнут попытки старших Мономаховичей стать местной киевской династией, гибнут, несмотря на поддержку, встреченную ими в населении. Сама Мономахова линия Рюрикова рода, широко раскинувшаяся от Волыни до Суздальщины, раскалывается на враждебные стороны в борьбе за Киев».
На пороге решающей битвы
Изяслав не готов был окончательно оставить Киев за Долгоруким и планировал военный поход. Кровавая битва за город неминуемо приближалась. 10 мая 1157 года Юрий Долгорукий отправился на пир к боярину Осмяннику Петриле. Значительных событий или праздников на тот день, по свидетельству историков, не выпадало, а значит, Долгорукий зашёл к своему подданному просто перекусить. После роскошной трапезы с обильными возлияниями — традиционной, судя по имеющимся данным, для князя — Юрий Долгорукий занемог. Спустя пять дней, 15 мая, он скончался. Похоронили Долгорукого в спешке. А потом киевляне решили поживиться имуществом, которое осталось от нелюбимого князя.
Таковы обстоятельства смерти Юрия Долгорукого, породившие впоследствии толки и споры. Многие исторические свидетельства говорят о том, что князя отравили бояре на том самом пиру. Появление такой версии вполне закономерно: общую ситуацию в княжеской Руси трудно назвать спокойной и соперничество за престол нередко пытались закончить радикальными методами. Кроме того, поддержкой среди бояр и народа Долгорукий не пользовался.
Историк Татищев утверждает, что Долгорукий «более о веселиях, нежели об управлении и воинстве прилежал, но всё оное состояло во власти и смотрении вельмож его и любимцев… Сам мало что делал, всё больше дети и князи союзные». Писатель Юрий Поляков в своей статье об основателе Москвы говорит, что основной причиной неприязни стал тот факт, что Долгорукий зачастую «водил половцев на города русские, а русских на половцев — никогда».
Как пишет в своей книге «Юрий Долгорукий» Алексей Карпов, в Чернигове, правитель которого готовился к битве за Мать городов русских, о смерти князя стало известно в день начала похода. Согласно летописям, которые поразительно мало внимания уделили смерти киевского князя, Изяслав, услышав о кончине Долгорукого, «прослезился, воздел к Богу руки и сказал: «Благословен Господь, раз рассудил меня с ним смертью, а не кровопролитием». «Подходящий» момент смерти Долгорукого, казалось бы, подтверждает версию об отравлении.
По стечению обстоятельств
Однако у этого предположения нашлись противники. Точную дату рождения Юрия Долгорукого историки назвать затрудняются, однако известно, что он появился на свет на рубеже 1090—1100 годов. То есть к 1157 году Юрий Долгорукий должен был быть весьма пожилым человеком. Кроме того, на протяжении своей жизни он не брезговал плотскими удовольствиями и часто проводил время на пирах, где по-княжески ел и пил. Летописи, в которых нередко можно найти указания на то, что привело к кончине того или иного князя, молчат о том, что случилось с Долгоруким во время последнего застолья. Возможно, жизнь князя оборвалась в результате естественных причин — например инсульта.
Важным аргументом в этом споре считают найденный в 1989 году на Украине у Берестовской церкви Спаса саркофаг с останками, предположительно, Юрия Долгорукого: исторические свидетельства указывают на то, что князя похоронили именно там, хотя есть и другие версии.
Экспертиза показала, что останки принадлежат отнюдь не богатырю: тот, кто был похоронен в этом саркофаге, вряд ли отличался развитой мускулатурой, а рост его едва дотягивал до 160 см. К тому же при жизни он страдал от остеопороза и других нарушений здоровья, в частности, связанных со старостью. Кроме того, вряд ли он мог без посторонней помощи взобраться на коня. Да и возраст — от 65 до 74 лет — для XII века весьма внушителен. Найденные останки принадлежали, можно сказать, долгожителю тех времён. Чего экспертиза не нашла — так это надёжных следов ядовитых веществ (вроде мышьяка или цинка), которые говорили бы об отравлении. В костях, как обозначено в документах, «Cкелета 2», найденного среди останков нескольких похороненных у церкви Спаса людей (а именно он, как считается, может принадлежать Юрию Долгорукому), всё же обнаружили следы некоего вещества, содержащего липиды и неорганические элементы, такие как медь и калий.
Однако доктор медицинских наук Виктор Звягин, автор работы по анализу обнаруженных останков, опубликованной в 2015 году, отмечает: «Не исключено, что эти включения отражают природу использованных консервирующих растворов. Вместе с тем требуется проведение дополнительного токсикологического анализа для исключения или подтверждения версии о возможном отравлении Великого князя Юрия Долгорукого».