Евросоюз до лета введет безвизовый режим для граждан Украины. Об этом после встречи с украинским премьером Владимиром Гройсманом заявил председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.
«Конечно, мы обсуждали вопрос визовой либерализации. Это произойдет до лета», — сказал Юнкер журналистам. Он отметил, что Украина выполнила все 44 необходимых условия для получения безвизового режима.
Ранее о том, что Украина может получить безвизовый режим с Евросоюзом в июне 2017 года, а вступить в ЕС — через десять лет заявил сам Гройсман.
«Фактически сейчас каждый месяц будут происходить определенные технические процедуры, которые позволят ориентировочно, думаю, до июня месяца по срокам, выйти на окончательные решения. Я увидел неизменную позицию президента Европейского Совета в том, что безвизовый режим для Украины будет введен, я склонен доверять», — цитирует его телеканал «112».
По словам главы Кабмина, Киев мог бы получить безвизовый режим с ЕС еще в конце 2016 года, однако этому помешал миграционный кризис в Европе.
Кроме того, Гройсман выразил уверенность в том, что Украина сможет присоединиться к Евросоюзу через десять лет. «Мы взяли курс на европейскую интеграцию. Уже есть Соглашение об ассоциации с ЕС — это дорожная карта трансформации, которая происходит на Украине. Бессп-о, мы видим, что наступит то время, когда мы подадим заявку на членство в ЕС, но мы понимаем, что нам нужно выполнить наше домашнее задание. Я считаю, что в рамках десяти лет, я это говорил и год назад — в рамках десяти лет — это то время, что если идти быстро и качественно, мы сможем соответствовать стандартам, которые позволят нам вступить в ЕС. Но надо тяжело над этим работать», — заявил он.
Напомним, 9 февраля журналист «Радио Свобода» Рикард Йозвяк на своей странице в на своей странице в «Твиттере» написал, что безвизовый режим между Украиной и Евросоюзом вступит в силу 12 июня 2017 года. В тот же день издание «Европейская правда» со ссылкой на свои источники в ЕП сообщила, что для Украины безвизовый режим с ЕС заработает уже летом, после того как будет одобрен режим приостановки.
Стоит отметить, что сроки введения безвизового режима для граждан Украины Брюсселем переносились уже неоднократно, при этом появлялись все новые и новые условия и оговорки. Что касается вступления в ЕС, тот тут Украине и вовсе неоднократно давали понять прямым текстом, что такая возможность вообще не рассматривается в обозримой перспективе. Так в марте прошлого года все тот же Жан-Клод Юнкер заявил, что Киев не сможет стать членом Евросоюза и Североатлантического альянса в ближайшие 20−25 лет.
Директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов просит обратить внимание на то, что Гройсман сказал: «в течение 10 лет».
— Он даже подчеркнул, что он и год назад (!) говорил «в течение 10 лет». Даже не подумал, что теперь надо бы сказать хотя бы «в течение девяти лет». То есть тем самым подчеркнув свою «последовательность». Мало кто обратил внимание на то, что 8 февраля исполнилось ровно 10 лет, как Ющенко громогласно заявил, что Украина станет членом Евросоюза через… да-да, опять-таки через все те же пресловутые 10 лет. Согласитесь, завидная «последовательность» украинских политиков. Сколько бы лет и десятилетий ни прошло, говори «через 10 лет» — не ошибешься
«СП»: — На Украине еще кто-то верит в то, что страна вступит в ЕС?
— Я не знаю, что Европа еще должна сделать, чтобы доказать Украине, что ее в Евросоюзе никто не ждет. Во время «Брексита» премьер Британии публично пообещал, что Украина НИКОГДА не станет членом ЕС. Во время голландского референдума тамошний премьер публично пообещал, что Украина НИКОГДА не станет членом ЕС. Так уже дошло до того, что главы всех 28 стран Евросоюза подписали бумагу, в которой фактически поклялись не принимать Украину в ЕС! Но Киев продолжает бубнить свое! При этом не понимает, что подобные заявления — прямо бальзам на душу евроскептикам, которые с удовольствием тиражируют данные «обещания» Гройсмана и используют их в своих политических целях в ходе многочисленных предвыборных кампаний по всей Европе.
Вообще, удивительно, что в Киеве кто-то еще вспоминает об ассоциации. Уже больше года, как Соглашение о ней работает в полном объеме. Теперь любые напоминания об этом документе лишь приводят к тому, что обманутые украинцы, скакавшие на «Майдане», вспоминают заодно и райские кущи, обещанные сразу после ратификации данного документа. А потом выглядывают в окна — и видят реальные последствия этой «евроассоциации». Уверен, в это время Гройсмана поминают не очень приятными словами
«СП»: — По словам Гройсмана, Киев мог бы получить безвизовый режим с ЕС еще в конце 2016 года, однако этому помешал миграционный кризис в Европе. А что кризис к лету 2017-го кончится? И в нем ли вообще дело?
— Конечно, дело не только в миграционном кризисе. Да, он усилил евроскептические настроения в ЕС. Но и до него перспектива получения «безвизовой» нищей, воюющей Украины не радовала многих представителей Европы — в первую очередь, Старой Европы.
— Похоже, дело идет к тому, что Украина все-таки получит безвизовый режим, —считает директор Восточно-украинского центра стратегических инициатив Роман Травин.
— Тактика, когда безвиз Украине не давали, но и не отказывали в нем, долгое время была выгодна и европейцам, и украинской власти. Предположим, что украинцы получили бы безвизовый режим еще в 2014 году. Сейчас уже всем бы стало понятно, что толку особого от него нет. При этом у сторонников «европейского выбора» не осталось бы особых перспектив на дальнейшее сближение с Европой. А значит, что еврооптимизм украинцев пошел бы на убыль. Понятно, что можно предложить и другой проект в духе Восточного партнерства, и это, вероятно, будет сделано, если до безвизового режима, все-таки дойдет дело.
А дойти оно может, потому что на Украине уже очень сильно чувствуется разочарование от постоянных переносов сроков «безвиза» и надо каким-то образом с этим бороться. Кроме того, в условиях, когда Киев во многом потерял поддержку из-за океана, безвизовый режим будет важным символическим шагом, демонстрирующим поддержку украинской власти со стороны ЕС. И европейцы, мягко говоря, не во всем разделяющие подходы новой американской администрации, могут на него пойти.
Что касается потенциальных угроз со стороны мигрантов из Украины, то их можно при необходимости купировать с помощью реальных условий того, что будет в итоге названо «безвизовым режимом». Они могут оказаться таковыми, что особо проще попасть в ЕС после введения «безвиза» не станет.
Ну а Порошенко и другие представители власти обязательно используют это, как доказательство того, что они выполняют обещания, пусть и не так быстро, как хотелось бы. Тем более, что это будет, в общем-то правдой. Другое дело: насколько это важно и реально полезно для граждан Украины? Но для потенциальных избирателей Порошенко, наверное, важно.
«СП»: — На кого рассчитаны заявления о вступлении в ЕС? Как долго на Украине их еще будут воспринимать?
— Такие заявления рассчитаны на немалое число граждан Украины, которые ориентированы на ЕС. Для того, чтобы удерживать Украину в своей сфере влияния, европейцам необходимо, чтобы повестка приближения к Европе оставалась постоянно актуальной, поэтому они постоянно будут говорить об успехах на бесконечном пути к ЕС и его «стандартам». Как я уже сказал, усталость от постоянных «завтраков» уже есть, но сама эта повестка восприниматься может еще сколь угодно долго, просто в ней вместо «безвиза» может появиться что-то новое, но столь же по факту бесполезное.
«СП»: — Насколько вообще безвиз и европейское будущее для украинцев все еще привлекательная цель? Или это скорее инерция?
— Данные нескольких известных мне социологических опросов показывают, что больше половины жителей Украины, не считают получение безвизового режима важным. Вместе с тем, по крайней мере, для 40−45% безвизовый режим остается значимой целью. Среди лидеров общественного мнения процент тех, для кого важен «безвиз» будет значительно выше. Несколько больше сторонников вступления Украины в ЕС, в районе 50%. И все так же, как и раньше, сильны региональные различия. Также, анализируя эти цифры, не стоит забывать, что альтернативной повестки в настоящее время по факту нет никакой. Прямо об интеграции в проекты с участием России на Украине сейчас говорить нельзя, да и сама Россия внятной политики по украинскому направлению не ведет.
«СП»: — Откуда такие сроки? Что изменится за десять лет для Украины?
— Это цифра с потолка: красиво выглядит и ясно, что не сейчас, а когда-нибудь потом. А измениться за 10 лет может очень и очень многое. Достаточно вспомнить Украину 2004 года, накануне первого «Майдана» и Украину 2014 после второго «Майдана». Понятно, что произошло и изменилось много чего за эти годы. Не изменились разве что обещания политиков о вступлении в ЕС. К слову, подобные сроки назывались и сразу после «Майдана» 2004 года. Время прошло, а воз и ныне там.
«СП»: — Как бы вы оценили шансы на вступление Украины в ЕС в каком-либо обозримом будущем по стопроцентной шкале?
— Не выше одного процента. По этому вопросу неоднократно и абсолютно недвусмысленно высказывались и брюссельские чиновники высшего ранга, и лидеры наиболее влиятельных европейских стран. И посыл был всегда абсолютно четким: о вступлении Украины в ЕС речи быть не может. Это даже, если вынести за скобки вопрос: а что в принципе будет с Евросоюзом через 10 лет?..