В последнее время много пишут о том, что страны Балтии стали возводить стены на границе с Россией. На самом деле речь идет о заборах, а слово «стена» СМИ употребляют в ироничном либо символичном смысле. Поводом для выяснений стало решение правительства Литвы строить 135-километровый забор высотой 2 метра стоимостью 3,6 млн евро на границе с Калининградской областью.
Такие же проекты с 2015 года реализуют Латвия и Эстония. «Свободная пресса» взвесила аргументы, публично высказанные прибалтийскими политиками и политологами в своих странах с трибун и в СМИ, и пришла к версии: за прагматическим смыслом защиты стран Балтии от контрабандистов, мигрантов и чужих кабанов, несущих африканскую чуму, стоит нечто большее.
Правда, выясняется это не сразу. «Во-первых, на границе с Калининградской областью мы строим не стену, а забор, такой же забор строится на границе с Белоруссией. Во-вторых, причины для этого более чем серьезные: начиная от нелегальных эмигрантов и заканчивая контрабандой», — сказал в интервью радиостанции Deutsche Welle («Немецкая волна») министр внутренних дел Литвы Эймутис Мисюнас.
Это объяснение подтверждает министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс: «Есть причины для строительства забора: контрабанда, болезни зверей, эпидемии. Надо иметь в виду, что это не противотанковые барьеры». А литовский премьер-министр Саулюс Сквернялис, отвечая на вопросы журналистов в середине января, пояснил: «В нашей программе четко указано: цель — чтобы к 2020 года граница с Беларусью и Калининградской областью охранялась при помощи современных средств. Это обеспечит, прежде всего, нашу экономическую безопасность. А если говорить о нелегальной миграции, то эти вопросы тоже были бы решены».
То есть экономическая безопасность и миграция продиктовали решение. Но не все так просто. Тот же министр внутренних дел Литвы Эймутис Мисюнас ранее, в другом интервью, местной радиостанции «Жиню радияс», как бы проговорился: «Есть и другие причины, они геополитические. Думаю, эти причины также важны».
Люди военные — прямые, им не всегда хватает политической корректности или изворотливости. Да, забор защитит и от контрабандистов, и от мигрантов, и от больных африканской чумой кабанов, но у него есть еще и идеологическая миссия, на которую намекнул глава МВД. А озвучил, углубил литовский военный обозреватель Дарюс Антанайтис, уверяя, что этот забор станет четким сигналом Кремлю: Литва серьезно относится к защите границ ЕС. То есть еще это и сигнал. Правда, глава МИД Линас Линкявичюс утверждал: «Забор не является препятствием для военного вторжения». Естественно. Российские лидеры, в том числе Владимир Путин, не раз опровергали эти надуманные страхи об агрессии со стороны РФ, так что забор точно не для этого. Но в странах Балтии о гипотетической агрессии твердят политики правого толка, объединяя вокруг себя испуганный электорат. Так что мысль о геополитическом заборе им на руку.
Ее подтверждает Deutsche Welle политолог из Тартуского университета Кармо Тюйр, поясняя цели строительства забора в Эстонии: «Снизить растущее давление со стороны нелегальных эмигрантов, уменьшить риск распространения африканской чумы свиней и дать простой, но действенный сигнал «зеленым человечкам».
Пояснение более чем наивное, высосанное из политологического пальца. Если все-таки представить себе невозможное — агрессию России против ненужной ей Прибалтики, то что могут сделать эти заборы? Для появления «зеленых человечков» нет оснований — это не Крым, где население жаждало вернуться в Россию и провести референдум без сопротивления бандеровцев из Киева. Значит, танки. Остановит ли забор танковый прорыв? Линас Линкявичюс говорит: «Это действительно не связано с военной угрозой. Что может дать забор? Он может защитить от какого-то злого соседа, и то вряд ли». Но Мисюнас поясняет: танки этот забор не остановит, но «его сконструируют так, что через него будет сложно перелезть».
Ага, все-таки мерещатся «зеленые человечки». Представляешь, как они перелезают под луной через забор, матерясь из-за препятствий, и тут их атакуют литовские пограничник с немецкими овчарками и вяжут, как ночных татей. В общем, это сон. Однако депутат Сейма Литвы от партии консерваторов, экс-министр обороны Раса Юкнявичене говорит: «Мы делаем все возможное для того, чтобы минимизировать потенциальную угрозу со стороны России».
Но мы же понимаем, что на самом деле забор не может иметь реального военного значения. Значит, остается идеология, миссия, рубцы в сознании испуганного электората.
Да, а эстонцы строят забор высотой 2−2,5 метра. Его длина составит 100 километров, стоить он будет почему-то намного дороже литовского — 70 млн евро. Наверное, напичкают электроникой. Завершить строительство планируют в 2019-м. А может быть еще потому литовский участок дешевле, что, как уточняет руководитель Службы охраны государственной границы Литвы Ренатас Пожела, его забор может оказаться короче, чем говорилось в январе. «Наиболее проблемный участок границы с Калининградской областью составляет более 130 км, — сказал он в эфире национального радио. — На ее сухопутных отрезках планируется постройка заграждения протяженностью 45 км. Это будет проволочный забор высотой около 2,5 метра с дополнительными средствами электронного контроля».
Ну вот, стало яснее: 45 километров проволоки. Бойтесь, «зеленые человечки»!
И в Латвии такому забору на границе с Россией, видимо, уделяется геополитическое значение. «Проволочное заграждение высотой 1,8−2 м появится на отрезке в 90 километров. Однако если появятся новые горячие точки на границе, то придется прикрыть заграждением также и их», — сообщила главный инспектор отдела по связям с общественностью Пограничной службы Латвии Евгения Позняк. Строительство закончится в 2019-м. Потратят 21 млн евро. Длина границы с РФ — 283 километра.
От чего спасет этот забор, что за «горячие точки»? От нелегальной миграции, говорит политолог Карлис Даукштс. И почему-то уверяет германскую радиостанцию, будто Москва болезненно реагирует на строительство заборов и заграждений. И дает свое объяснение тому, что сам и придумал: РФ до сих пор не может смириться с тем, что страны Балтии, ранее входившие в Российскую империю и СССР, стали независимыми государствами.
Но если помониторить новости из России, то никакой болезненной реакции на строительство этих заборов не обнаружишь. Никаких демаршей со стороны Кремля. Просто сообщения СМИ, зачастую с иронией. Ну вот, например, врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов одобрил борьбу Литвы с контрабандой и заметил: «Если коллеги считают, что возведение стены будет способствовать борьбе с контрабандой — пожалуйста, флаг в руки. У нас на границе с Литвой находится завод по производству кирпича „Пятый элемент“. Если литовцы хотят, мы можем им поставить кирпич для постройки этой стены». Россия тоже борется с контрабандой в Литву, только иными методами, без каких-то заборов. Например, на пограничном пункте пропуска «Чернышевское — Кибартай» со стороны Калининградской области задержали грузовик, в котором по документам была мебель для литовских заказчиков, а на самом деле 211,5 тысяч пачек сигарет на сумму 15 миллионов рублей. И таких эпизодов немало.
Ну так все-таки нужен ли этот геополитический прибалтийский забор? Если он защитит от контрабанды, мигрантов и кабанов, может быть. Надо просто посчитать потери и сопоставить со стоимостью забора. Однако член Комитета Сейма Литвы по национальной безопасности и обороне Арвидас Анушаускас, объясняя его необходимость, резко поднимает планку: «Безопасность государственной границы Литвы имеет важное значение не только для нашей страны, но и для всего Евросоюза». Да, конечно. И его слова надо понимать так: Евросоюзу этот забор нужен позарез. Тогда почему ЕС отказал Литве в финансировании строительства проволочного забора на границе с Калининградской областью? «Так бывает, что некоторые проекты поддерживаются, а некоторые — нет», — дипломатично уклонился от ответа Линас Линкявичюс.