В Крым с трехдневным визитом прибыла делегация европейских и украинских политиков. Об этом в воскресенье, 19 марта, сообщил заместитель председателя комитета Госдумы по делам национальностей Руслан Бальбек.
«Парламентарии прибыли за поиском правды, чтобы посмотреть, как живет Крым на третью годовщину воссоединения с Россией. Их приезд в очередной раз подтверждает, что западные политтехнологи перестарались с демонизацией России. Сегодня парламентарии многих стран, в том числе европейские, едут в Крым, чтобы затем рассказать своему народу о реальном состоянии дел на полуострове», — цитирует Бальбека РИА «Новости».
Депутат также добавил, что делегация представлена здравомыслящими украинскими политиками, которые «не находятся под воздействием националистического угара». «Это первый визит представителей украинской политики», — подчеркнул он. При этом Бальбек не назвал ни имен, ни должностей украинских визитеров.
Сообщается, что в делегацию вошло около 20 человек, среди которых депутаты Европарламента, а также политики из стран Европейского союза, СНГ и Латинской Америки. Планируется, что в ходе визита они посетят Ливадийский дворец в Ялте и встретятся с представителями крымских властей.
Этот визит уже вызвал предсказуемую реакцию Киева.
Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов заявил, что СБУ должна проанализировать информацию о пребывании в Крыму иностранных политиков. По его словам, в случае подтверждения сообщений о пребывании иностранной делегации на полуострове, на заседании Совета будет рассматриваться вопрос о санкциях.
«Кроме того, проверке подлежит также информация об участии в этой пропагандистской акции украинских граждан, и в случае подтверждения их пребывания в Крыму должны быть открыты уголовные производства в соответствии с действующим законодательством», — заявил Турчинов.
— Нынешняя делегация европарламентариев прибыла в Крым по случаю трехлетия референдума, — напоминает политолог, руководитель экспертной группы «Крымский проект» Игорь Рябов.
— Это дань празднику. Обычно мы рассматриваем такие визиты как еще один шаг для признания статуса Крыма. Но есть и другой важный фактор. Для Крыма ведь ничего серьезного не меняется после таких визитов. По-прежнему все зависит от мнения «великих» держав. И к этому мнению сегодня активно апеллирует крымская общественность. Например, около месяца назад письмо к Трампу с приглашением приехать написал севастопольский предприниматель Евгений Кабанов. Насколько я знаю, на это письмо откликнулись несколько американских общественных деятелей и готовят теперь свой приезд на полуостров. Такие же приглашения, как мне известно, отправлялись на имя Марин Ле Пен. Крым дает знаки своим друзьям или потенциальным друзьям — что он их ждет и готов встретить по-доброму. И это важно не только для Крыма, это важно для его друзей.
«СП»: — Кто эти люди? Чего они добиваются этими визитами?
— Все, кто приезжает сегодня в Крым, не только не скрывают своих визитов. Они ставят это себе в заслугу перед своими избирателями. Если даже в США обвинения Трампа в связях с Россией прибавили ему голосов на выборах, то что можно говорить про те страны, где за нормальные отношения с Россией выступает большинство населения. Я говорю не только про Сербию, но и про Венгрию, Словакию, Болгарию, даже в значительной части и Чехию. В Европе есть политики, готовые активно продвигать тренд по сближению с Россией в своих странах. Друзья Крыма в Европе — это откровенное антибрюссельское лобби, альтернатива, поддержка которой постоянно растет.
«СП»: — Называются, в частности, члены Сербской радикальной партии… То есть речь идет о тех, кого обычно называют «правыми популистами»?
— Сербская радикальная партия давно не является популистской. Она стала частью антиглобалистского тренда в Европе. Сегодня всем в Сербии видно, что роль Брюсселя в развале Югославии была ключевой. Сербская радикальная партия активно противостояла этому развалу, и была права. Теперь весь радикализм этой партии — в ее пророссийской позиции. Для пропагандистов евроинтеграции это действительно радикально. Но для значительной части населения Сербии это и есть единственно правильная здравомыслящая партия. Единственное, что в силу исторических причин, наиболее влиятельные политики в Сербии относят себя к другим партиям, но не стоит забывать, что самая влиятельная политическая сила в этой стране — это армия. И в ней сторонников Сербской радикальной партии достаточно для того, чтобы считать ее одной из ключевых политических сил в стране.
«СП»: — А как насчет санкций, которые Киев угрожает ввести против евродепутатов. Это кого-то смутит? Могут ли страны ЕС применить свои санкции к этим политикам?
— Украина уже давно не является серьезной угрозой для европейских политиков. К тому же очевидно, что режим, рассылающий эти угрозы, временный и все его решения будут забыты уже скоро. Если в ЕС начнут хоть немного прислушиваться к националистическому угару Киева, Евросоюз развалится гораздо быстрее. Процесс этот уже начался, но приостановился — голландский референдум показал степень готовности Европы отторгать вирусы, которые расплодились в Киеве.
— Прибывшие в Крым политики — это те, кого, например, в Германии, называют Putinversteher — «понимающие Путина»: евроскептики, представители праворадикальных организаций — таких как та же Сербская радикальная партия, чешская «Свобода и прямая демократия», — отмечает крымский журналист Сергей Кулик.
— Визит продиктован необходимостью лично ознакомиться с ситуацией в Крыму, узнать из первых уст, соответствует ли действительности ежедневно рисуемая европейскими СМИ картинка о ситуации на полуострове. Поэтому предусмотрены встречи с уполномоченным по правам человека в Республике Крым Людмилой Лубиной, председателем Духовного управления мусульман Крыма, муфтием хаджи Эмирали Аблаевым, общественностью, руководством Госсовета и республиканской Общественной палаты. Разумеется, эта проездка напрямую связана и с внутриполитической ситуацией в странах, которые представляют эти политики — они будут использовать её в своей предвыборной борьбе с евробюрократами.
«СП»: — Сообщается, что в делегацию впервые войдут украинцы. Кто, по-вашему, эти люди? Какова их цель?
— Уже сообщается, что украинские парламентарии в последний момент отказались от поездки — как и их коллеги из Венгрии и прибалтийских республик. Один из деятелей киевского режима Георгий Тука уже заявил, что речь шла не о депутатах Верховной Рады, а представителях ДНР и ЛНР. Вообще, визиты действующих украинских депутатов в Крым сейчас маловероятны, потому что сразу же будут включены репрессивные рычаги. Недавней любимице украинских «патриотов» Надежде Савченко стоило только появиться на территории Донецкой народной республики, как сразу же стали звучать обвинения в национальной измене, а СБУ возбудила против неё уголовное дело.
Думаю, что больше надежд надо возлагать не на визиты украинских парламентариев, а на «народную дипломатию» — это более эффективный способ. По словам главы комитета Госсовета Крыма по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексея Черняка, в прошлом году на полуострове побывали сотни тысяч граждан Украины. Несмотря на страшилки киевской пропаганды, они едут в республику, видят, как преображается Крым, что здесь в действительности происходит. Кто-то, конечно, будет крутить дулю в кармане и вернётся домой таким же «упоротым», каким приехал, а у других может кардинально поменяться мнение.
«СП»: — Чем вообще на Украине обусловлено общественное мнение по крымскому вопросу? Только пропагандой? Но ведь многие украинцы продолжают ездить в Крым к родственникам или как туристы и видят все своими глазами
— А настоящего общественного мнения Украины мы не слышим. Право слово, нельзя таковым назвать истеричные спичи Парасюка, Парубия, Туки, Геращенко и прочей гоп-компании. Яростная ежедневная пропаганда и террор — психический или физический, против инакомыслящих привели к тому, что обычные люди предпочитают отмалчиваться по принципиальным вопросам. Хотя мнение своё имеют.
«СП»: — Угрозы Турчинова могут кого-нибудь запугать?
— Не думаю. Один из нынешних гостей, депутат парламента Чехии Ярослав Голик уже заявил, что ожидал подобной реакции киевского режима и готов стать персоной нон грата в Украине. Подобные меры могут привести лишь к тому, что европейские политики будут десятой дорогой объезжать эту страну.
«СП»: — Много ли сегодня на Украине «здравомыслящих людей, которые «не находятся под воздействием националистического угара»? Будет ли расти их число, и от чего это зависит?
— Нормальных, вменяемых людей в Украине много, просто их голос не слышен. Бытие определяет сознание. Прошло уже три года после Майдана, и немало из тех моих знакомых, кто поддерживал его, уже ужаснулись тому, что они натворили. Рано или поздно в Украине наступит отрезвление и когда-нибудь, если нынешняя клика окончательно не угробит это государство, там к власти придет демократическое и по-настоящему патриотическое правительство, с которым можно будет разговаривать.
А вот профессор МГУ, доктор политических наук, член Научного совета при Совете безопасности РФ Андрей Манойло смотрит на этот визит украинской делегации гораздо более скептически:
— Ничего я от этого визита не ожидаю. Если в составе делегации и есть граждане Украины, то в ближайшее время СБУ их вычислит, так как они наверняка выезжали не с соблюдением строжайших мер конспирации, а с комфортом. Что касается «не подверженности националистическому угару», то таких на Украине попросту нет. И вообще, все это напоминает сирийскую историю с возникновением так называемой «умереннной оппозиции»: сбрил бороду — и ты уже умеренный оппозиционер. Здесь то же самое: сбрил оселедец — и ты уже не подвержен «угару».
«СП»: — А кто эти люди из Европы? Для чего им это? Продемонстрировать свою оппозицию официальному Брюсселю?
— Судя по обнародованным именам, это — представители европейских радикальных партий и течений, то есть те, кто сейчас борется в Европе за власть с еврооптимистами и глобалистами. Они интересны своим пестрым национальным составом (говорят, есть кто-то даже из Великобритании и Киргизии), но реальной политической силы, скорее всего, не представляют. Нужны же они, вероятнее всего, для создания инфоповода на тему «Украина зашевелилась» или «в Европе зреют поддерживающие нас силы». Немного наивный пиар, конечно, но на безрыбье и это — неплохо. Особенно для тех российских чиновников, которые запишут это в свой актив «великих государственных деяний». Если бы речь шла о действительно серьезных переговорах с действительно серьезными людьми, то их визит никогда бы не засветили…