Все мы помним, как Дональд Трамп во время своей предвыборной гонки, и сразу после своей инаугурации претендовал на роль большого реформатора, способного изменить вектор того пути развития, что выбрал американский истеблишмент после холодной войны. Он хотел сделать приоритетом внутреннюю политику. За это его стали называть изоляционистом, причем, обязательно в худшем смысле этого слова. Все его внутриполитические меры, какими бы полезными они ни казались, могли проявить себя только со временем, а это было очень губительно для его президентского рейтинга.
Появилась острая нужда в наглядной демонстрации приверженности используемого им слогана «Сделаем Америку снова великой». И самым выгодным средством для этого, как мы все понимаем, неожиданно оказалась бомбардировка Шайрата. В головах рядовых американских патриотов и патриотов рангом повыше, такой шаг и впрямь вызвал ассоциации с чем-то грандиозным. При этом никто не проводит параллели с Бушем-младшим или Обамой, несмотря на развязанные ими кампании. Так далеко не заходили даже они. Трамп продемонстрировал свою силу не какому-то Башару Асаду, а самой России, которая давно творит в Сирии свои «грязные дела». А ведь этого не было со времен холодной войны. Так что некоторый подъем патриотизма Америка получила. Во всяком случае, местные СМИ примерно так сейчас описывают ситуацию. Однако далеко не однозначно воспринимают ситуацию американские эксперты и политики.
Так, помощник экс- президента США Рональда Рейгана Дуг Бандоу крайне разочарован недавним решением Дональда Трампа. Эксперт поделился своим взглядом на страницах известного американского издания «National Interest». По его мнению, Трампу, который поначалу выглядел как неоконсерватор, хватило всего лишь пару месяцев, чтобы доказать главную проблему американской политики — неважно, кто будет избран. И за этот короткий промежуток времени яркий, и подававший надежды на большие перемены Дональд Трамп, превратился в банальную Хиллари Клинтон, то есть в заурядного представителя американского политического класса.
Бандоу напоминает, что во время предвыборной гонки республиканец не предлагал последовательной внешней политики, вместо этого он обозначил следующее направление — «America First» (Америка превыше всего — Прим.). И под этим подразумевалась особая важность внутренней политики. Впрочем, помимо этого, действующий президент обещал наладить отношения с Россией и отстраниться от разжигания военных конфликтов на Ближнем Востоке. По мнению американского эксперта, реализация этих замыслов вела к позитивным изменениям.
Но теперь все изменилось. Ранее Трамп заявлял, что для Штатов Ближний Восток не является важным регионом и чрезмерное присутствие в нем совершенно бесполезно и затратно. Единственное, на чем он концентрировал внимание — борьба с Исламским государством*. Теперь же президент США вдруг вызвался противостоять наиболее эффективному борцу с этим террористическим образованием — России. Забавно также и то, что во время предвыборной гонки Трамп высмеивал Буша за вмешательство в Ирак, и Обаму — за участие в ливийском конфликте. Сейчас он сам готов вторгнуться в Сирию. Вероятно, если бы российских войск не было в регионе, он уже отдал бы соответствующий приказ.
А в чем причина? В фотографиях из Идлиба. Тут Дуг Бандоу замечает, что президент имеет крайне ограниченное представление о международной политике. Какая-то фотография подвигла его отдать приказ бомбардировать Шайрат, при этом то обстоятельство, что за период гражданской войны погибли сотни тысяч человек, не вызвало у Трампа никакой реакции. Если у него есть претензии к Асаду, то, в конце концов, он мог найти более существенную причину для бомбардировки.
Помимо этого есть еще ряд моментов, в которых можно упрекнуть нового президента. Все они заключатся в том, что сейчас Трамп противоречит своим предвыборным обещаниям. По мнению Бандоу, это говорит о том, что Трамп — всего лишь очередной «стюард» американского государства.
Несколько оскорбительно, но в этом, по всей видимости, скрывается доброжелательный укор, да и, несмотря на критику, в статье даже чувствуется симпатия по отношению к Дональду Трампу. Вероятно, автор пока еще надеется на лучшее. Как бы то ни было, главный итог статьи можно свести к следующему — ничто в Сирии не оправдывает противостояние сверхдержав, под коими подразумеваются РФ и США.
Для советника Рейгана такой взгляд можно назвать неожиданным. Да и в свете той неразберихи, что творится в стане американской элиты, мнение Бандоу может быть отнесено к радикальным.
На некоторые наши вопросы, навеянные рассуждениями Бандоу, ответил другой автор «National Interest», писательница Йинг Ма, которая является сторонницей внутренней политики Дональда Трампа. Она, к слову, поддерживала и его предвыборную кампанию.
«СП»: — Согласны ли вы, что Дональд Трамп превратился в Хиллари Клинтон?
— Разумеется, нет. Это оригинальное сравнение, учитывая случившееся. Но оно уместно только тогда, когда мы говорим о сирийском инциденте. Хотя я сильно сомневаюсь, что Хиллари Клинтон, если бы ее избрали президентом, поступила бы точно так же. Я думаю, что она просто продолжила бы политику Барака Обамы.
«СП»: — То есть в остальном президент придерживается своих предвыборных обещаний?
— Да. За короткий срок сделано многое. Например, уже сейчас он активно работает над сокращением количества госслужащих. Устаревшие, дублирующие, ненужные должности и аппараты в будущем будут ликвидированы. Это небольшой пример, но он показывает, что президент работает во всех направлениях.
«СП»: — По-вашему, атака на Шайрат не была ошибкой? Дуг Бандоу считает, что да.
— Сложный вопрос. Наверное, это нужно было. Дуг Бандоу придерживается либертарианских взглядов, и поэтому считает ошибкой активность в Сирии. Я считаю иначе, но затрудняюсь пока ответить. Знаю, что это (бомбардировка Шайрата — Прим.) дала республиканцам то, чего им не хватало — они сплотились. В таких условиях президенту будет легче работать.