Материал комментируют:
Павел Салин
Сергей Марков
24 апреля американские СМИ сообщили о том, что администрация США в 2018 году планирует сократить финансовую помощь Украине на 68,8%. Эти новости не на шутку обеспокоили украинское руководство.
Посольство Украины в США на своей странице в Facebook тут же выразило обеспокоенность новостями. «Мы надеемся, что Конгресс США в федеральном бюджете на 2018 год сохранит объемы помощи Украине на уровне, не меньшем, чем финансирование 2016 года», — сказано в заявлении.
Украинские политологи в один голос говорят о том, что на простых гражданах это сокращение вряд ли отразится, зато элита, которая активно занимается распределением грантов между собой, перекрытие финансового потока почувствует. «Это важно для тех, кто привык жить за счет грантов и рассчитывать на американскую помощь в определенных секторах экономики. В первую очередь, в оборонном секторе. Но чего-то другого ждать и не стоило, так как Трамп всегда говорил о намерении сократить помощи другим странам и направить эти средства на нужды американцев», — заявил политолог Кость Бондаренко.
Но украинское руководство наверняка беспокоит не только урезание бюджетных средств. Нельзя исключать, что за сокращением финансовой помощи последует снижение политической и военной поддержки. Еще во время избирательной кампании президент США Дональд Трамп говорил о том, что не понимает, почему Америка должна заниматься делами на Украине и предложил Европе разбираться с тамошними проблемами самостоятельно.
С другой стороны, после вступления в должность миллиардер пересматривает многие предвыборные обещания — от строительства стены на границе с Мексикой до выхода из объединения НАФТА. А ряд шагов, например, отмену системы здравоохранения Барака Обамы, ему не дает предпринять Конгресс. Можно не сомневаться, что Киев со своей стороны сделает все, чтобы убедить хозяина Белого дома не сокращать поддержку. И именно сейчас в этом вопросе наступает решающий момент.
25 апреля спикер Минобороны ДНР Эдуард Басурин со ссылкой на данные разведки сообщил, что в частях ВСУ были замечены американские инструкторы. По его словам, они прибыли для того, чтобы провести инвентаризацию переданного ранее украинским войскам военного имущества, а также проверить результаты работы военных инструкторов и готовность частей к ведению боевых действий.
Но российский политолог Сергей Марков считает, что цель проверки иная — определить, стоит ли продолжать поддерживать Украину в принципе. «Новое руководство Пентагона пытается оценить, что сделало предыдущее. И что надо делать в будущем. Вашингтон понимает неудачу своей украинской политики и ищет новую. Именно сейчас происходит, видимо, формирование новой политики США в отношении Украины. Тихо, в закрытых форматах», — написал Сергей Марков на своей странице в Facebook.
Он не исключил, что украинское руководство может попробовать повлиять на принятие окончательного решения американцами, устроив масштабную провокацию. Празднование Дня Победы может стать подходящим поводом для такого рода провокаций, тем более что и без вмешательства со стороны в этот день на Украине часто происходят столкновения между украинскими националистами и адекватными гражданами страны.
«Провокации нужны для того, чтобы американцы не ослабили поддержку. Поэтому они хотят сказать — если не будет американской поддержки, тогда будет пророссийское восстание, и тогда Украина перейдет к России», — заявил Марков в эфире ток-шоу «Место встречи».
По сути, ситуация похожа на то, что произошло в Сирии. Сначала администрация Трампа говорила о том, что смещение президента Башара Асада больше не является первоочередной задачей. Но затем последовала химическая атака в Хан-Шейхуне, в которой американские военные и СМИ моментально обвинили правительственные войска. После этого Дональд Трамп резко изменил свое мнение, приказал нанести ракетный удар по сирийской военной базе и категорически утверждает, что Асад должен уйти.
Получается, что украинский режим фактически шантажирует Вашингтон «пророссийским бунтом», вынуждая его сохранять поддержку. Но купится ли на этот «развод» администрация Трампа?
— Никто не знает точно, насколько масштабными могут быть эти провокации и какой последует результат, — комментирует специально для «СП» директор Института политических исследований Сергей Марков. — Одно известно точно — администрация США сейчас очень недовольна результатами собственной украинской политики и готовит ее трансформацию. Для этого проводится аудит всех существующих программ на Украине. Проверяются итоги работы по всем направлениям. Все это проходит в достаточно закрытом формате, но украинские власти, конечно, знают об этом процессе и пытаются повлиять на его результат.
«СП»: — Как именно?
— Во-первых, Порошенко очень хочет встретиться с Дональдом Трампом лично, но тот его избегает. С ним разговаривал вице-президент, но большой полномасштабной встречи не было. Это показательно и очень настораживает Киев, потому что прекращение американской поддержки может иметь тяжелейшие последствия для режима.
В этих непростых условиях Киев пытается максимально повлиять на администрацию США через внутренние и внешние ресурсы. Проще сказать, задача властей — сымитировать пророссийское восстание на юго-востоке Украины, очень вероятно, к 9 мая, чтобы потом их союзники подняли вой в публичном пространстве и СМИ, а американские конгрессмены надавили на администрацию и потребовали не сворачивать поддержку репрессивного киевского режима.
Есть и еще один аспект, который может привести к инцидентам в День Победы. Это спонтанное желание огромного количества людей отметить 9 мая и ответное желание неонацистских банд максимально сорвать это празднование. На Украине неонацисты хорошо вооружены, они пользуются поддержкой властей, которые берегут их на случай необходимых репрессий и террора против своих политических оппонентов, как уже было в 2014 году.
Направленная провокация властей и спонтанные столкновения неонацистов с нормальными людьми могут привести к серьезному конфликту.
«СП»: — На такие идеи Киев могла «вдохновить» химическая атака в Хан-Шейхуне?
— Все видели, что эта провокация в Идлибе сработала очень хорошо. Нужно сказать, что подобное происходит далеко не впервые. Например, по той же модели был сбит малайзийский «Боинг». Не исключено, что такая технология может быть использована сейчас. Но трудно спрогнозировать, насколько это вероятно. Все же организовать провокацию уровня «Боинга» не так легко.
Директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин сомневается, что украинские власти пойдут на провокации в День Победы. А вот намеренного обострения в Донбассе со стороны ВСУ политолог не исключает.
— Я не уверен в том, что украинские власти пойдут на такой отчаянный шаг, как имитация пророссийского восстания на День Победы, по двум причинам. Во-первых, сокращение финансовой помощи со стороны США для Киева неприятно, но не фатально. Эти деньги шли не на какие-то государственные нужды, а на ангажирование украинских элит и «гражданского общества». Проще говоря, на их подкуп. Деньги же в украинскую экономику поступают не по линии Госдепа, а по линии международных финансовых структур, на которые Вашингтон имеет серьезное влияние. Так что это решение неприятно, но не смертельно.
Во-вторых, хотя провокации на 9 мая теоретически возможны, мне кажется, что гораздо более вероятны провокации в зоне военного конфликта, а не на территории, контролируемой Киевом.
«СП»: — Почему?
— По той простой причине, что в украинской власти сегодня слишком много игроков, и если кто-то попытается провернуть любую сложную схему, она тут же выйдет наружу, особенно там, где нет боевых действий и можно провести более-менее беспристрастный анализ. И тогда уши украинской власти сразу будут видны. Провокации якобы пророссийских сил на 9 мая будут слишком очевидны.
Если Киев пойдет на провокацию, это будет обострение в зоне военного конфликта. Тем более что нечто подобное они уже делали в начале этого года, когда испугались, что Америка их бросит.
«СП»: — Может ли подобная провокация привести к изменению позиции Вашингтона по Украине?
— Проблема в том, что российская сторона абсолютно неправильно трактовала заявления Трампа. Америка уже изменила свою политику в отношении Украины в неблагоприятную для Киева сторону, но совсем не так, как рассчитывали в Москве. Россия ожидала, что США, грубо говоря, совсем откажутся от Украины.
На деле же, если для администрации Обамы эта страна была интересна и ценна сама по себе, как площадка для демонстрации перехода от авторитаризма к демократии и так далее, то для Трампа она превратилась в разменную монету. Его, в первую очередь, интересует Азиатско-Тихоокеанский регион, и от этого формируется вся внешняя политика США. Трампу нужна поддержка России по китайскому и корейскому вопросам, и он готов на это разменивать Сирию и Украину.
Трамп не собирается отказываться от такого актива, как Украина, просто ее функция поменялась и она стала исключительно элементом размена в торге с Россией.
«СП»: — Это изменение позиции лучше или хуже для нас?
— Это никак. В Москве рассчитывали, что американцы достанут Украину из кармана и если не отдадут нам прямо в руки, то хотя бы положат там, где можно будет ее взять. А они просто переложили ее из одного кармана в другой.
Программа-максимум американцев в том, чтобы Россия вошла в глобальный антикитайский альянс. Тогда они и Украину могут нам отдать. Вопрос в том, нужно ли нам это? Я считаю, что Россия не имеет права идти на такие размены, потому что будущее сегодня перемещается в Азиатско-Тихоокеанский регион, и такие уступки нам делать не с руки.