Госдепартамент США может свернуть программы безвозмездной военной помощи десяткам стран, в том числе Украине, заменив их на кредитование. Об этом со ссылкой на чиновников и внутриведомственные документы Госдепартамента говорится в статье, опубликованной в воскресенье, 21 мая, в электронной версии американской газеты.
По словам неназванных чиновников, соответствующие предложения содержатся в проекте бюджета администрации Трампа, который будет представлен на этой неделе. Изменения могут затронуть программы помощи на общую сумму примерно в миллиард долларов.
Согласно полученному журналистами документу, это коснется, в первую очередь, Пакистана, Туниса, Ливана, Колумбии, Филиппин, Вьетнама и Украины. Странам, в отношении которых будут приняты соответствующие решения, США перестанут предоставлять на безвозмездной основе субсидии на приобретение различного американского военного оборудования, соответствующая помощь будет заменена на кредиты.
В то же время в Госдепартаменте считают, что переход на систему кредитования будет неэффективен, так как большинство указанных стран или не захотят обращаться за кредитами или не смогут выполнить требования для их предоставления. «Без такого рода помощи, партнеры, вероятно, или не будут развивать и поддерживать свою обороноспособность, или обратятся к другим странам — например, России, Китаю — за помощью в развитии», — отмечается в документе Госдепа. В качестве примера отмечается, что «указанные сокращения могут сказаться на возможностях Украины применять радиолокационные системы для обнаружения минометов».
При этом сообщается, что гранты на военную помощь для Израиля (3,1 миллиарда долларов), Египта (1,3 миллиарда долларов) и Иордании (250 миллионов долларов) будут сохранены. Для Пакистана объем субсидий может сократиться — с $ 265 млн. до $ 100 млн.
Напомним, что в конце апреля администрация президента США Дональда Трампа представила проект бюджета на 2018 год, в котором предусматривается сокращение расходов Госдепартамента на 28% при одновременном увеличении расходов Министерства обороны на 10%. Помощь Украине предполагалось урезать на 68,8%, до $ 177 млн, против ранее запланированных $ 570 млн.
Стоит отметить, что для вступления в силу данные предложения администрации должны быть утверждены американскими законодателями. Однако в Конгрессе уже назвали предложения Трампа «недружественным» к американскому бизнесу и дипломатическим интересам США за рубежом".
— Учитывая нынешний градус борьбы между Трампом и истеблишментом, трудно однозначно сказать, будут ли приняты эти изменения, — убежден политолог-американист Владимир Можегов. — Противники Трампа сделают, разумеется, все, чтобы провалить очередную инициативу президента и доказать его недееспособность.
«СП»: — Для чего это администрации Трампа? Попытка сэкономить? Или что еще?
— Трамп всегда говорил и говорит, что, во-первых, США слишком много тратят на безвозмездную помощь партнерам, и что, во-вторых, Украина и ее проблемы не являются внешнеполитическим приоритетом Америки. Новая инициатива, таким образом, лежит целиком в духе генеральной внешнеполитической линии Трампа. Но можно воспринять это также как и некий непрямой кивок в сторону России.
«СП»: — Насколько эта мера реально поможет самим США сократить расходы?
— Миллиард долларов — не критичная, разумеется, для США сумма. Скорее, эта мера имеет психологический смысл. Трамп как бы говорит американцам: мы будем стараться жить по средствам, меньше кидать деньги на ветер, тратить на развлечения. Трамп продолжает позиционировать себя как президент простых американцев и, в то же время, продолжает свою борьбу с истеблишментом. Эта мера и возможное противодействие Конгресса могут дать ему дополнительные очки в этой борьбе.
«СП»: — Насколько это критично будет для стран типа Украины?
— Очень критично. Одно дело денежные подачки от американской администрации почти безо всяких условий, другое — официальный кредит, который банк будет выдавать, оценивая реальную кредитоспособность государства, и который, к тому же, надо будет вовремя отдавать. Едва ли Украина к этому готова. Для Пакистана, Ливана, Филиппин, у которых непростые отношения с соседями и много внутренних проблем, это вероятно также будет весьма чувствительно.
«СП»: — Источники газеты сообщили, что гранты на военную помощь для Египта и Израиля будут сохранены. Почему?
— Израиль — ключевой партнер США. Идти против израильского лобби никому еще здесь не удавалось. Да Трамп и сам не устает заверять Израиль в своих бесконечных к нему симпатиях. С другой стороны, весь ближневосточный регион в целом — ключевой для американских национальных интересов. Всякое нарушение паритетов здесь чревато чувствительными последствиями. Трамп не рискует идти на это и правильно делает.
— Данную инициативу следует связать с тем, что таким образом команда Трампа меняет людей, поставленных предыдущей командой и недружественным ей политическим кланом, а также нарушает внутриэлитные связи между Вашингтоном и Киевом, — считает доцент НИУ ВШЭ, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» Павел Родькин. — Это определенный сигнал, который Трамп шлет элитам, о необходимости полного подчинения новой команде.
«СП»: — Кто будет предоставлять эти кредиты? Кто от этого реально выиграет?
— Это ключевой вопрос внутриэлитной борьбы в самих США, который меньше всего касается Украины. Кто станет оператором всех финансовых операций и махинаций (а их реальная структура всегда скрыта), тот в итоге и станет главным выгодополучателем.
«СП»: — Эксперты отмечают, что принятие этих изменений могут положить конец многомиллиардным поставкам оружия и приведут к усилению позиций России и Китая на международной арене. Так ли это?
— Трамп показал себя как «реактивный» игрок, который может походя менять подходы к решению тех или иных международных проблем. Одной из таких проблем, которые из сферы стратегических приходят в сферу жизненно важных, для США является сдерживание Китая. Поставки оружия и вообще помощь Украине может быть полностью прекращены, но это вряд ли означает ослабление политики США по отношению к России, руками корой Америка хотела бы повоевать с Китаем.
«СП»: — Почему переход на кредиты будет предложен лишь части стран, таких, как Украина, а для ряда других стран военная помощь будет предоставляться по старой схеме?
— Фактически, сегодня кредиты являются крайне недружественным инструментом международных отношений, странам-должникам приходится расплачиваться деиндустриализацией, падением экономики и уровня жизни. Многие страны прошли это, став заемщиками у МВФ. Переход с дотационного на полностью кредитный уровень для Украины означает о резкое снижении ее значения и потерей стратегического интереса в планах Запада относительно постсоветского пространства, вызванного во многом неспособностью (к счастью для всех) решить те задачи, которые были «возложены» на нее в 2014 году.
«СП»: — В Конгрессе предложение Трампа считают «недружественным» к американскому бизнесу и дипломатическим интересам США за рубежом. Согласны ли вы с этим? Означает ли это, что данное предложение не получит поддержки?
— Инициативы Трампа, действительно, могут быть названы «недружественными», но только по отношению к определенным бизнес-кругам из окружения Обамы-Клинтонов, которые имели конкретные интересы на Украине. В рамках не стихающей внутриполитической борьбы, Трамп пытается ослабить финансовые возможности своих политических врагов, и укрепить позиции своих соратников, что самым непосредственным образом отражается в отношении США ко многим странам и режимам. Речь, таким образом, идете не столько о пересмотре политических интересов США, сколько перетасовке ее бенефициаров.