Российско-французские отношения имеют шанс на восстановление в случае успешного визита Владимира Путина в Париж. О том, что такая поездка запланирована на 29 мая, узнала газета «Коммерсант». В настоящий момент взаимное охлаждение привело к тому, что с российского посольства в этой стране снята положенная ему охрана.
По данным издания, поводом для визита российского президента станет открытие в Версале выставки, посвященной 300-летию визита Петра I во Францию. «Трудно себе представить, что господин Путин отправился бы во Францию, не получив согласия, что встретится и познакомится с новым президентом», — пояснил источник «Коммерсанта».
Напомним, что Эммануэль Макрон был единственным среди основных кандидатов на президентских выборах, кто не был сторонником сближения с Россией и смягчения европейских санкций. Лидер «Национального фронта» Мари Ле Пен даже приезжала в Москву на встречу с Путиным. При этом за «пророссийских» оппонентов Макрона в первом туре проголосовало в общей сложности 65% избирателей, в то время как за самого Макрона 24%.
Фон для визита президента России назвать удачным никак нельзя. По информации «Известий», французское Министерство внутренних дел сняло охрану с посольства России в Париже. Предлог — все полицейские силы якобы задействованы в обеспечении безопасности в других местах. Теперь район, где расположено здание посольства, лишь периодически патрулируется мобильной бригадой полиции.
Издание отмечает, что охрана с посольства была снята еще прошлой осенью, но известно об этом стало только сейчас. Во время ЧП — убийства российского посла в Турции и теракта в Петербурге охрана возобновлялась, но на короткий срок. Причем, несмотря на отговорки по поводу безопасности, другие иностранные диппредставительства по-прежнему пользуются защитой французских силовиков.
— Это нарушение Венской конвенции о дипломатических сношениях, — пояснил «СП» ситуацию главный редактор журнала «Мир дипломатии» Юрий Кукушкин. — Согласно этой конвенции страна пребывания должна обеспечить безопасность посольства. В принципе, мы можем сделать то же самое и в отношении их посольства. Снять охрану и все. Но мы этого не делаем. Мы смотрим на происходящее с пониманием. Хотя обычно в международной дипломатической практике действия одной стороны порождают симметричные действия другой. Действует принцип — око за око, зуб за зуб.
Например, когда американцы устроили демарш в отношении наших дипломатов, мы могли поступить аналогичным образом. Но Владимир Путин пошел на беспрецедентный шаг — не дал указание отвечать симметрично. Здесь даже МИД чуть в стороне. Это уже компетенция руководителя страны.
По мнению профессора кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО Евгении Обичкиной, Макрон рассчитывает повлиять на электорат проигравших ему на президентских выборах кандидатов, включая Мари Ле Пен.
— Я могу вам сказать, почему все-таки Макрон пригласил президента России посетить Францию. Это будет один из первых визитов иностранных лидеров. Вчера был премьер Италии, до этого встреча с Ангелой Меркель. Это важные приоритеты для Макрона. Другой приоритет — политика Франции в Африке. Макрон уже съездил в Мали, где есть французские войска. Скоро, тоже в конце мая, его ждет встречи на саммите НАТО, прежде всего с Трампом. Получается, что встреча с президентом России также придется на первый месяц его правления.
Формально, визит приурочен к культурному событию — открытию выставки в Версале. Это событие призвано подчеркнуть исторический характер связей Франции и России и в то же время разморозить франко-российские отношения, сильно деградировавшие во время президентства Олланда. Напомню, в октябре 2016 года аналогичный визит Путина в Париж российская сторона была вынуждена отменить, поскольку атмосфера была очень неблагоприятной. Были трения России и Франции в Совбезе ООН по поводу действий Башара Асада и ВКС России в Сирии.
Теперь атмосфера изменилась и вот почему… Во-первых, каждый новый президент Франции, начиная с Франсуа Миттерана, начинает с того, что хочет улучшить отношения с Москвой. Правда, к концу президентства, они как правило, деградируют.
А во-вторых, во время последней президентской кампании тема России была одной из самых заметных. И три очень крупные силы, собравшие большой рейтинг в первом туре: республиканцы — Франсуа Фийон, «Национальный фронт» — Мари Ле Пен и «Непокоренная Франция» — Жан-Люк Меланшон - выступали за коренное изменение отношений с Россией. Речь шла о совместной борьбе с джихадизмом и о строительстве общеевропейской безопасности вместе с Россией. То есть о преодолении нового витка напряженности, который случился при Олланде.
И вот этому электорату Макрон и хочет показать, что он будет президентом всей Франции, ведь скоро во Франции пройдут парламентские выборы. Он хочет показать готовность слушать не только свой электорат. Для этого Макрону придется в какой-то степени воспринять голлистские традиции Франции в том, что касается если не союза, то хотя бы сотрудничества с Россией по поводу очень крупных глобальных досье. В первую очередь, это борьба с джихадизмом.
«СП»: — Тут ведь выяснилось, что наше посольство во Франции оставили без охраны. Это, видимо, следствие этого охлаждения отношений?
— Да, жестов было очень много, причем с обеих сторон. И наши, и французские дипломаты не проявляли, как мне кажется, достаточного стремления улучшать отношения. Но невозможно идти вперед, протягивать руку, если ее отвергают. Последние годы — это тяжелая страница в отношениях. Например, был заморожен постоянный контакт в области безопасности. У нас с 2002 года действовал постоянный франко-российский совет в этой сфере, но в 2014 году все закончилось. А между тем, и в России и во Франции в качестве опасности номер один воспринимается одна и та же сила — ИГИЛ*. С международной точки зрения это просто опасно.
Эксперт по Франции, научный сотрудник отдела европейских исследований ИМЭМО РАН Павел Тимофеев надеется, что хуже, чем при Олланде российско-французские отношения уже не будут.
— Пока администрация президента РФ не подтвердила и не опровергла планы Владимира Путина, но в любом случае, визит президента не может быть не согласован. У нас все-таки 300 лет установлению дипотношений между странами. Очевидно, что выставкой дело не ограничится.
Вообще, было бы желательно, чтобы Путин и Макрон встретились. Макрон в международной политике человек новый. Скорее всего, он будет выстраивать свою линию, ориентируясь на Берлин. Потому что Франции нужна поддержка Германии в вопросе борьбы с экономическим кризисом, в вопросе миграции, а Франция может предложить Берлину какую-то внешнюю повестку, например, в Сирии. А так, в ближайшее время приоритетом Макрона будут внутренние вопросы. Ему нужно бороться с безработицей, нужно устранить диспропорции в финансовой области и т. п.
«СП»: — Чего России можно ожидать от встречи двух президентов?
— Для России встреча лидеров была бы своевременна. Возможно, выстроится какая-то позитивная повестка. У нас есть разногласия по Сирии, по Донбассу, была история с «Мистралями». Хотя она и завершилась, но осадок остался.
Сближение позиций по Украине вряд ли возможно, но вот по сирийскому вопросу вполне. Если здесь у Макрона будет успех, то народ Франции отреагирует позитивно. Для нас, для России, возможны какие-то экономические договоренности. Это может быть, например, доступ к европейским финансам. Кстати, первой ласточкой новой фазы диалога можно рассматривать подписание на прошлой неделе соглашения по «Северному потоку-2». Там есть и французская компания.
*"Исламское государство" (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.