Администрация президента США Дональда Трампа хочет перезапустить переговоры с Россией по вопросу урегулирования ситуации на Украине. Об этом в воскресенье, 28 мая, со ссылкой на американских чиновников и сторонних экспертов, сообщила газета The Washington Post.
В материале указывается, что инициативу курирует госсекретарь США Рекс Тиллерсон, который, по данным источников газеты, уже обсудил этот вопрос с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым. «Для госсекретаря США Рекса Тиллерсона Украина является возможностью дать толчок, до этого момента терпящему провал плану Трампа, наладить отношения с Россией. Хотя все еще находится на ранних стадиях, идея Тиллерсона заключается в том, чтобы перезапустить версию мирных переговоров, в которые в прошлом году вступила администрация Барака Обамы, с надеждой, что благодаря новым обстоятельствам и лицам удастся достичь лучшего результата», — пишет газета.
Издание также указывает, что Тиллерсон хочет назначить специального посланника от Госдепартамента для воплощения инициативы в жизнь. В частности, этот человек будет вести переговоры с помощником президента России Владиславом Сурковым. Кроме того, отмечается, что идет «активный межведомственный процесс» по планированию новой стратегии, в чем также задействовано ведомство вице-президента США Майкла Пенса.
WP также отмечает, что процесс выстраивания диалога может осложнить расследование по «вмешательству правительства России в президентские выборы 2016 года». Издание напоминает, что американские конгрессмены настаивают на введении новых антироссийских санкций, и высказывает мнение, что представители обеих партий очень скептически отнесутся к любой попытке Трампа заключить сделку с Москвой.
Напомним, ранее переговоры с Сурковым по украинской теме вела помощник госсекретаря по Европе и Евразии Виктория Нуланд. Последние переговоры состоялись за месяц до выборов президента США — в октябре 2016 года.
Помимо того, позволит ли Конгресс Трампу осуществить задуманное, возникает еще один вопрос: для чего перезапускать переговоры, начатые при Обаме и закончившиеся, как известно, ничем? Не проще ли начать все с чистого листа?
— Начать «с нуля» — в данном случае это плохая идея, — считает политолог, заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
— Это значит перечеркнуть всё достигнутое, перечеркнуть Минские договоренности. При кажущемся отсутствии прогресса они на самом деле показали свою эффективность. Главное достижение — прекращение полномасштабных боевых действий. Не стоит забывать также о том, что в Минских договоренностях участвуют ДНР и ЛНР. Большой вопрос, что политическая конъюнктура позволит повторить это достижение российской дипломатии. Невозможно дважды войти в одну и ту же воду. Начинать с начала — это значит возобновить войну, потому что республики Донбасса не допустят возникновения ситуации, при которой их мнение не будет учитываться.
«СП»: — Откуда взялась надежда на то, что новые обстоятельства и персоналии дадут лучший результат? Она чем-то обоснована? Что за новые обстоятельства, которые могут что-то изменить?
— Новые обстоятельства — это новая американская администрация, которая сейчас скована по рукам и ногам Конгрессом. Политическим оппонентам пока удавалось затормозить любые новые инициативы Трампа, которые шли вразрез с курсом администрации Обамы. Поэтому пока есть только надежда на то, что Трамп сможет вырваться из этих пут. И вот в таком случае я допускаю даже расширение «нормандского формата» и включение в него Соединенных Штатов.
«СП»: — Издание также указывает, что Тиллерсон хочет назначить специального посланника от Госдепартамента для воплощения инициативы в жизнь. В частности, этот человек будет вести переговоры с помощником президента России Владиславом Сурковым. Насколько такой формат будет актуальнее, чем предыдущие форматы, к примеру: Сурков — Нуланд или Карасин — Нуланд.
— Смена администрации подразумевает и смену персоналий переговорщиков. Но любой переговорщик эффективен лишь при наличии политической воли первого лица государства. Есть ли она у Трампа? Точнее, сможет ли ее проявить Трамп?
«СП»: — В материале говорится, что расследование по «вмешательству правительства России в президентские выборы 2016 года» может «все усложнить». Так ли это? Будет ли Конгресс ставить палки в колеса?
— Противники последовательно сужают Трампу пространство для маневра, заставляя его постоянно оправдываться в том, что он не российский агент, создавая ситуацию, при которой он оказывается не способным принимать ответственные решения. Поэтому сейчас любые переговоры, по результатам которых останется даже видимость уступок России, будут рассматриваться оппонентами американского президента как сговор с Москвой. Минские договоренности в этом смысле наиболее удобная мишень.
«СП»: — Есть ли в американской элите вообще потребность в урегулировании украинского вопроса? Или, кто бы ни был президентом, им выгодно, чтобы этот вопрос оставался на повестке дня, осложняя отношения с Россией?
— На мой взгляд, американские элиты в отношении к ситуации на Украине разделены на две части. Одним Украина безразлична и они, скорее, против того, чтобы США вмешивались в конфликт и тратили деньги налогоплательщиков на поддержку гражданской войны за океаном. Это патриотическая часть американского истеблишмента, ратующая за комфортную жизнь в своей стране. Другие рассчитывают на то, что Россия увязнет в Украине, а в дальнейшем украинский кризис перекинется и в Россию. Это глобалисты, которые выступают за мир без границ и национальностей, а нашу страну воспринимают как пока неосвоенную ими территорию.
— Американской элите украинский кризис, в целом, безразличен: никто там не испытывает потребность поскорее его урегулировать и, тем самым, облегчить участь украинского народа, — уверен профессор МГУ, доктор политических наук, член Научного совета при Совете безопасности РФ Андрей Манойло.
— Но для Трампа Украина, от которой он и так уже отказался, переложив все тяготы выравнивания ситуации на плечи Европейского союза (Трамп неоднократно заявлял, что Украина — це эвропейско дило), это — хороший повод для выравнивания своего имиджа. Если он договорится с Россией по Украине, он будет просто красавчик, со всех сторон ровный. В случае, если Москва заупрямится или что-то пойдет не так, Трамп все равно не проиграет, потому что он и так уже списал Украину в утиль, а тут есть возможность поторговаться и, может быть, даже что-то выгадать. Кроме того, важно, что переговоры будет вести не сам Трамп, а назначенный им спецпосланник, которого выведут на прямой контакт с Сурковым. В случае неудачи или активизации «непримиримых контрас» в Конгрессе этого спецпосланника можно будет слить. Так что Трамп в этой игре почти ничем не рискует.
«СП»: — Не является ли материал WP очередной попыткой «подставить» Трампа? Как Конгресс отнесется к этой инициативе?
— Не думаю, что это попытка подставить Трампа: в основе публикации, скорее всего лежат реальные факты и намерения решить проблему, «сделав» Москву на ее же поле. В Конгрессе к этому конечно отнесутся остро отрицательно, так как такой «ход конем» (или «ход спецпосланником») выходит за рамки генеральной линии — давить Москву требованием «исполнять» Минские соглашения. Но часть Конгресса, в принципе, Трампа может поддержать: большинство из них будут надеяться на то, что Трамп сам себя загоняет в ловушку, освежая миф о связях с Москвой и, тем самым, формируя доказательную базу для будущего импичмента; меньшая часть, уставшая от бесконечных дрязг вокруг украинской темы, будет надеяться, что это — шанс законсервировать токсичный актив или окончательно избавиться от него.
«СП»: — Почему WP пишет о «перезапуске» переговоров? Может просто начать все с нуля? Чем объяснить веру в «новые лица» и «новые обстоятельства»?
— WP пишет о перезапуске переговоров по двум основным причинам. Администрация Трампа заявляет, что Трамп лишь продолжает линию, начатую его предшественником, то есть его поворот в сторону Москвы не является следствием того, что Трампа купили или завербовали. Он просто следует линии Обамы, из которого сейчас демократы усиленно рисуют «президента мечты», играя на контрасте с действующим президентом Трампом. С другой стороны, противники Трампа — демократы, которым сочувствует WP, пытаются тем самым намекнуть что ничего нового привнести в политику Трамп не способен, он лишь следует курсом, проложенным Обамой.
«СП»: — Что могут предложить эти «новые лица»? Разве ситуация еще не зашла в тупик? Или компромисс еще возможен?
— Размен, причем взаимовыгодный, возможен в любой момент. Именно об этом Трамп, скорее всего, и будет вести речь через своего спецпосланника. Для Москвы выход из украинского тупика тоже желателен: если в военном плане втягивания в конфликт в свое время удалось избежать, то во внешнеполитическом плане Россия в украинском конфликте увязла, как в болоте. Из этой трясины надо выбираться, причем как можно скорее. При этом понятно, что Россия никогда не пойдет на уступки принципиального характера, связанные, например, с Крымом, или ЛНР-ДНР. Но Трампу, возможно, это и не нужно: также как со случаем «наскока—отскока» на Северную Корею, авиаудару по базе Шайрат в Сирии и сброса мегабомбы на Афганистан, ему важно не решить проблему, а отметиться, «пометить» свою территорию. Украина для него — такой же межевой столб, как и другие точки планеты.
«СП»: — Может, Москве стоит сделать некий первый шаг навстречу? Пойти на какие-то уступки для облегчения процесса?
— Все первые шаги навстречу уже сделаны: переговоры Лаврова и Трампа состоялись, эта тема там наверняка обсуждалась как в целом, так и в деталях. Именно поэтому WP пишет, что спецпосланнику Трампа сразу же обеспечат прямой контакт с Сурковым. Дальше надо ждать самого факта назначения спецпосланника и смотреть, что это будет за человек. Что касается уступок, на которые могут пойти обе стороны, то пытаться их спрогнозировать — все равно что гадать на кофейной гуще. Что касается России, то очевидно, что Россия никогда не отдаст ни пяди своей территории (имеется в виду Крым), не бросит Донбасс и не отдаст под контроль Киеву границу. Но на это Трамп, скорее всего, посягать не будет. Вполне возможно, что инициатива Трампа приведет к тому, что, помимо Минских соглашений, появится новый план урегулирования — американский, наподобие резолюции СБ ООН 2254 по Сирии, в котором, возможно, ЛНР и ДНР получат независимость.