Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков заявил, что не допустит анонсированного радикалами возвращения в госсобственность предприятий крупнейших украинских олигархов. Об этом, как сообщает телеканал «112 Украина» он заявил на брифинге в городе Запорожье.
«Сложно что-то ответить на заявление штаба шизофреников и больных людей — любителей фантастики. Собираются несколько человек, которые принимают решение что-либо блокировать. Например, им не нравится некий трамвай и Штаб во главе с Семеном Семенченко, захотят его блокировать, а я вам утверждаю, что никто на территории страны не имеет право на монополию силовых действий, кроме государства. Все остальное — это политические спекуляции. Я рекомендую таким „господам“, которые берут на себя подобную ответственность и пытаются „надуть“ политический капитал — думать сначала о стране. Мы не допустим подобную акцию этих авантюристов», — сказал Аваков. Он также подчеркнул, что «никто на территории страны не имеет право на монополию силовых действий, кроме государства».
Напомним, в конце мая депутат Верховной Рады, координатор блокады Донбасса Семен Семенченко рассказал, что в рамках второго этапа блокады активисты намерены национализировать предприятия крупнейших украинских олигархов, в том числе Рината Ахметова.
Среди первых целей «национализации» у Ахметова, Семенченко назвал контролируемую ахметовской ДТЭК Бурштынскую ТЭС в Ивано-Франковской области. Семенченко также рассказал о том, как активисты намерены осуществлять «национализацию»: «Просто заберем физически. Заставим правительство забрать его в госсобственность».
После этого начальник «Штаба блокады» Сергей Акимович фактически опроверг озвученные Семенченко планы национализировать все предприятия и уточнил, что их акции будут направлены против предприятий, которые на 50% и больше принадлежат россиянам и влияют на экономику Украины.
Отметим, что в этот список, кроме банков, которыми занимается «Национальный корпус», попали и два запорожских предприятия: Запорожсталь и Запорожтрансформатор.
«Запорожсталь» является одним из крупнейших металлургических предприятий Европы и входит в группу «Метинвест» Рината Ахметова.
Отметим также, что металлургия является одним из основных источников получения валюты для Киева. По мнению экономистов, сокращение производства на металлургических предприятиях Украины, вызванное, т.н. «блокадой» Донбасса, отразится на падении экспорта и приведёт к масштабному обесцениванию гривны.
В конце мая первый вице-премьер Украины Степан Кубив сообщил, что Кабмин ухудшил прогноз роста экономики страны в 2017 году с 3 до 1,8 процента, что вызвано, главным образом, продолжением «блокады». Также правительство Украины повысило прогноз инфляции на 2017 год до 11,2 процента с прежних 8,1 процента.
Из нынешних заявлений Авакова возникают два закономерных вопроса. Первое: почему он говорит, что не допустит новых «акций авантюристов», при этом допустив «блокаду» Донбасса, которая продолжается до сих пор? Или он ее таковой не считает? И второй: почему заявление Авакова прозвучало лишь спустя почти две недели после заявления Семенченко?
— Аваков выжидал и, скорее всего, торговался, — считает политолог Иван Лизан.
— Семенченко не является субъектом украинской политики, он скорее объект, чьими услугами пользуются за определённую плату. А реакция Авакова может обозначать как то, что одна сторона (Аваков представляющий «Народный фронт» как фракцию условной «партии войны») договорилась с другой стороной (Пётр Порошенко и Ринат Ахметов), так и то, что Аваков просто солгал, как делал уже ранее, когда не желал разгонять того же Семенченко, заблокировавшего Донбасс. Но, скорее всего, стороны сторговались. Вероятно, Ахметов просто откупился.
«СП»: — Почему сейчас он говорит, что не допустит подобной акции авантюристов? А блокада Донбасса не была таковой? Почему допустили?
— Была именно такой, и это было на руку Авакову и Турчинову, они тогда загнали Порошенко в коридор радикальных решений, откуда нет выхода. Порошенко показал, что боится радикалов, так как не может с ними ни договориться напрямую, ни разогнать из-за того, что радикалы «крышуются» Аваковым, возглавляющим МВД.
«СП»: — На кого в данном случае работает Аваков? Почему по факту защищает интересы Ахметова?
— Аваков работает только на Авакова. Он может защищать интересы своей политической силы «Народный фронт», но первичные интересы всегда только личные. Ахметов в этой истории главный пострадавший, и каждая такая блокада только ухудшает его положение. Первая блокада лишила его активов в ЛДНР, которые он умудрялся сохранять почти три года. Вторая грозит его оставить без активов на Украине. Ахметов ослаблен, сблокировался с Порошенко, в надежде защититься от падальщиков, однако Порошенко — главный падальщик. Потому защита Петром Алексеевичем активов Рината Леонидовича будет стоить очень дорого.
«СП»: — Почему Запорожье? О каких предприятиях там идёт речь, и почему они привлекли внимание Авакова?
— Да просто Аваков приехал в Запорожье. А первоначально внимание Семенченко привлекла Бурштынская ТЭС — она синхронизирована с энергосистемой ЕС и интегрирована больше туда, чем в Украину. С Бурштынского энергоострова ДТЭК отправляет электроэнергию на экспорт в Европу за валюту, потому она представляет собой весьма ценный актив, который у Ахметова и желают «отжать».
«СП»: — По словам Авакова, «никто на территории страны не имеет права на монополию силовых действий, кроме государства». Можно ли это в реальности применить к Украине? Или рейдерство и олигархические войны стали единственной реальностью?
— Заявление Авакова — чистая демагогия. Нет на Украине у государства никакой монополии на насилие. Да и государства как такового нет. Есть органы государственной власти, которые приватизировали различные олигархии, превратившие их в объекты кормления. Аваков кормится с МВД, Мартыненко кормился с атомной энергетики, Кононенко паразитирует на угле. А сейчас просто наступил очередной этап передела собственности.
— Тут я вижу два варианта: или Семенченко оговорился, или же это был разыгранный спектакль, — комментирует словесную пикировку Авакова с радикалами украинский экономист Вадим Коваленко.
— В первом случае, Семенченко произнес страшное для олигархов слово «национализация», а в нынешних реалиях это синоним рейдерскому захвату Петром Алексеевичем. Второй вариант, устами Семенченко была брошена очередная угроза. С момента ее озвучивания прошло достаточно времени для торга между заинтересованными лицами: владельцами предприятий и Аваковым. После появления у министра МВД чемодана с необходимой суммой он принялся топить Семенченко.
«СП»: — Начальник «Штаба блокады» Сергей Акимович опроверг озвученные раннее планы Семенченко национализировать все предприятия и уточнил, что их акции будут направлены против предприятий, которые на 50% и больше принадлежат россиянам и влияют на экономику Украины. Почему так вдруг изменились планы?
— Национализация — это подарок Порошенко. Что не входит в интересны той группировки, к которой принадлежит Аваков. И что еще страшнее, потом отсуживать эту собственность у народа, который внезапно поумнеет. Дружно раскулачивать олигархов из Оппоблока — это сколько угодно. Ну или дочерние компании РФ, которые потом будут проданы правильным «эффективным собственникам».
«СП»: — Почему Запорожье? Что является целью блокировщиков? Запорожье ведь — это металлургия, металлургия — главная статья экспорта, то есть удар по ней — удар по всей экономике. Для чего это делается?
— Ну, а куда? Днепр-это вотчина Коломойского, он «свой» и откупился «Приватбанком». В ДНР-ЛНР «самоблокадой» предприятия номинально были национализированы местными властями. Империю Ахметова постепенно разбирают на кирпичи. Что же до того, что металлургия главная статья экспорта — явление временное. Столько предприятий данной отрасли Украине не нужно, заводы пойдут под нож. На смену им появятся заводы по производству комплектующих в кооперации с Европой, из разряда скручивания проводков. Столь мощной металлургии нет места в текущей экономической модели Украины. Просто потому что никто не хочет инвестировать в модернизацию основных средств производства, так как на советском наследии, амортизированном по несколько раз, уже создать конкурентный продукт.
«СП»: — А почему Аваков так долго медлил с ответным заявлением? Почти две недели прошло после заявления Семенченко…
— Мое личное мнение, шел банальный торг, в ходе которого собственники сбивали цену вопроса. Только это больше похоже на тушение пожара дровами.
«СП»: — Насколько, по-вашему, олигархические войны скажутся на благосостоянии украинцев, в первую очередь, сотрудников этих предприятий и жителей городов, в которых они расположены?
— Об этом будут думать потом, когда кто-то один выйдет из этой войны победителем. Сотрудники или не почувствуют разницы (таковых будет меньшинство), другие пойдут на заводы крутить проводки. Ну, а третьи — сформируют новую статью нашего экспорта — экспорт рабочей силы в Польшу, Италию, Россию. Такие «вредные» явления как профсоюзы, соцпакет, права рабочих будут «декоммунизированы». На новых предприятиях про это не вспомнят, на старых просто больше некому будет вспоминать. А в Польше каждый окажется предоставлен сам себе.