Президент Латвии, бывший министр обороны Раймонд Вейонис открыл в Риге международную дискуссию «НАТО — от Варшавы до Брюсселя. Будущее альянса и усиленное присутствие НАТО в Балтии и Польше» неожиданным призывом к диалогу с Россией.
Неожиданным, потому что все внешнеполитические, да и внутренние действия Латвии говорят об ином. Да и название дискуссии, организованной Латвийским институтом внешней политики в сотрудничестве с НАТО, Фондом Конрада Аденауэра, посольствами Польши и Канады в Латвии, сильно диссонирует с призывом президента республики. Поэтому факт этого призыва вызывает размышления на другую тему: «Пока жареный петух не клюнет». Что-то совсем неважно в латвийском королевстве, коль скоро президент заговорил о диалоге с Россией. Диссонанс еще и в том, что призыв прозвучал после того, как страну буквально набили тяжелой техникой НАТО.
Дошло до того, что в Сейме Латвии вот-вот примут закон, разрешающий американским и другим танкам ездить по республике с боекомплектом и даже заряженным стволом — такое предложение исходит от парламентской комиссия по обороне и внутренним делам. Закон проходит второе чтение. А союзники Латвии по НАТО настолько обнаглели, что пугают даже местных жителей, радующихся появлению мироносящей тяжелой техники на своей земле.
Портал Skaties. lv рассказал о женщине из Лауберской волости, это недалеко от города Огре, которая, увидев натовские танки, обрадовалась и села в машину, чтобы подъехать ближе. «Хотели порадовать детей, — рассказала она. — Но только мы немного приблизились, дуло танка повернулось в нашу сторону. Логично, что у меня паника, мол, что происходит, почему в нас целятся. Старший ребенок начал кричать, что в нас сейчас будут стрелять. Младший начал плакать и просить, чтобы мы поехали домой». «Почему в нас целились из танка? — задает она риторический вопрос. — Мы что какая-то серьезная угроза? Если это были учения, то почему я не могла ехать дальше, ведь они находятся на проезжей части? И почему об этом не сообщают обществу? Что-то где-то говорят, но на этом все. Я не единственная ведь, кого это удивляет. Соседка вышла с ребенком на прогулку, а откуда ни возьмись вдруг появился военный, обвешанный какими-то кустами и травой. Конечно, это шок».
Вот своего президента и спросила бы, только у него нет прямых линий со своим крошечным по численности народом. А сам Вейонис так объяснил стремление к вооруженному диалогу с Россией: никто, мол, не хочет возвращаться во времена холодной войны. Да. Но подгоняет танки к границе с соседом…
А стремление вести диалог, похоже, объясняется просто: из-за своей внешней политики и поддержки санкций в отношении России Латвия нарвалась на ответ. Латвийский экспорт по данным прошлого года упал больше чем на 10%. Падает российский транзит — грузы перетекают в нашу Усть-Лугу. В первом квартале этого года порты республики потеряли около 14% грузооборота. Между тем, транспортная отрасль приносит около 10% ВВП Латвии. В министерстве экономики республики сообщили, что если страна лишится российского транзита, то будет терять до 250 миллионов евро ежегодно, а работу могут потерять до 30 тысяч человек. Это вынудило министра сообщений Улдиса Аугулиса отправиться в Москву на встречу с нашим министром транспорта Максимом Соколовым. В Риге полны надежд…
Еще в конце прошлого года министр земледелия Латвии Янис Дуклавс сетовал: большинство производителей, потерявших российский рынок из-за санкций и ответного эмбарго, не нашли полноценную замену, часть продукции просто пропадает. В основном речь о молочной и рыбной продукции.
Так что Раймонд Вейонис, рассуждая о холодной войне, в уме держит экономику и… настоящую войну. Иначе зачем Латвии танки и другая тяжелая техника? Но российская экономика постепенно уходит из Прибалтики, наша страна тратит миллиарды на создание своей портовой инфраструктуры. Вот даже и мимо Литвы Россия планирует организовать транспортное сообщение по морю в Калининградскую область: паромное сообщение прямо из Усть-Луги. Разве так ведут себя потенциальные агрессоры? Прибалтика пугает свой народ Россией, которой вовсе не нужны прибалтийские порты и эти территории. Были бы у Кремля имперские планы — строили бы их на возвращении советского имущества. Все осталось в наследство странам Балтии. Вот бы и дружили хотя бы на транзитной основе, но нет — сами же и режут курицу, несущую золотые яйца.
Да, наверное, латвийскому президенту нужна хотя бы суррогатная дружба с Россией, только вот говорит о ней с кукишем в кармане. И не поверишь. Сразу после выдвижения неплохой в общем и очевидной идеи о диалоге сказал: «Когда Латвия присоединилась к НАТО, мы считали, что гарантировали свою безопасность в обозримом будущем, однако произошло противоположное — война в Грузии, аннексия Крыма на Украине. Россия показала, что готова применить силу для достижения своих политических целей».
Ну да, конечно: защита мирных граждан Цхинвала от «Градов» Саакашвили, что, кстати, установила комиссия Евросоюза — он начал войну, — это российская оккупация; референдум в Крыму о присоединении к России — это российская аннексия; а бомбометания по Югославии, Ливии, Сирии, Ираку и другим странам — это, конечно, явление натовских голубей мира с оливковой ветвью, счастье и демократия.
Ну и вишенка на торте: 19 июня, ожидается явление в Ригу самого генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга. Он приедет для участия в церемонии встречи в Латвии многонациональной боевой группы альянса. Так изящно называют батальон тысячной численности, размещаемый здесь по решению варшавского саммита НАТО. Аналогичные группы уже есть в Литве, Эстонии и Польше. Завтрашняя церемония венчает завершение дислокации этих подразделений в Прибалтике и Польше. В Ригу съедутся военные министры этих стран. А Йенс Столтенберг, по сообщению канцелярии латвийского президента, встретится с Раймондом Вейонисом и обсудит расширение присутствия НАТО в странах Балтии и Польше, совместные меры по противодействию так называемым «гибридным угрозам», то есть опять пугают Россией, нагоняя войска к ее границе.
Странный момент выбрал президент Латвии для предложения России диалога…