Президент Украины Петр Порошенко поручил изменить в Конституции Украины статус Крыма. Задача возложена на Конституционную комиссию Верховной Рады, которая должна подготовить проект соответствующих изменений. Об этом в четверг, 29 июня, сообщил депутат от Радикальной партии, член профильной комиссии Юрий Чижмарь.
«Мы сегодня работаем только по статусу Крыма. Потому что поняли, что на сегодняшний день Автономная Республика Крым не может уже существовать в составе унитарной страны», — заявил Чижмарь в эфире украинского «5 канала».
Комиссии предстоит переработать и внести изменения в 10-ю главу Конституции, которая, согласно украинскому законодательству, регулирует статус Крыма. В частности, в пункте втором статьи 138 указано, что «к ведению Автономной Республики Крым относится организация и проведение местных референдумов».
Напомним: с марта 2014 года украинские политики придерживаются позиции, что Крым — это украинская, но «временно оккупированная» территория. Россия подобные претензии отвергает. Президент РФ Владимир Путин, комментируя ситуацию вокруг Крыма, заявил, что вопрос политической принадлежности полуострова «закрыт окончательно».
Заметим, что в Госдуме РФ также предлагали Украине обновить Основной закон из-за того, что он фактически устарел. В качестве возможного варианта российский депутат Руслан Бальбек предложил Верховной Раде вообще изъять из Конституции страны 10 главу.
А в феврале 2017 года тогдашний депутат ВР от Радикальной партии Андрей Артеменко предлагал провести на Украине референдум о возможности передачи Крымского полуострова «в аренду» России. По идее автора, Крым мог бы стать российским регионом на 30−50 лет. По истечении этого срока Артеменко предлагал провести на территории полуострова повторный референдум о принадлежности этой территории, за которым должны были бы наблюдать представители международных организаций.
«После выполнения этого плана санкции с России снимают. Ее отношения со странами Запада восстанавливаются», — резюмировал свои идеи Артеменко.
После подобных предложений — изложенных, кстати сказать, тогдашнему советнику по нацбезопасности президента США Майклу Флинну — Артеменко обвинили в нарушении украинской Конституции, и в итоге лишили мандата.
Сейчас на Украине история со статусом Крыма выходит на новый виток.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков уже заявил, что в Кремле не намерены обсуждать с кем-либо статус Крыма. «Мы не воспринимаем заявления зарубежных лидеров относительно наших регионов», — подчеркнул он.
Что стоит за инициативой Порошенко, как справится с его поручением Верховная Рада?
— Главная причина, по которой Порошенко вернулся к вопросу о статусе Крыма — он не хочет, чтобы полуостров выпадал из переговорного процесса России и Запада, — считает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. — Крым на сегодня действительно выпал из повестки переговоров, и о нем почти не вспоминают. Запад фактически занял позицию, что к полуострову следует относиться, как к республикам Прибалтики в эпоху СССР — формально не признавать территории в составе страны, а фактически считать их ее частью. В случае с Крымом это позволяет Западу концентрироваться исключительно на проблеме Донбасса.
Киев такой подход не устраивает. Он хочет поддерживать тему Крыма, и воевать — прежде всего, политически, — не только за Донбасс, но и за возвращение полуострова.
Есть и еще одна, чисто прикладная, причина возвращения к крымской теме. Порошенко нужно занять каким-то делом структуры, которые сегодня на Украине «курируют» крымские проблемы, и якобы управляют полуостровом. Этим структурам, действительно, нужно чем-то заниматься, помимо подрывов столбов ЛЭП, идущих в Крым.
«СП»: — Какие варианты поправок в Конституцию Украины может предложить комиссия Верховной Рады?
— Думаю, варианты будут вынесены на публичное обсуждение — именно с целью инициирования новой широкой дискуссии по крымскому вопросу. Но в каком направлении эта дискуссия будет развиваться, сказать трудно.
Возможно, Крыму будут обещать расширенные права автономии. Это даст Киеву возможность на переговорах с западными партнерами представлять дело так, что украинские власти заботятся о судьбе полуострова.
Либо, наоборот, победит идея, что Крым злоупотребил данными ему правами автономии, и потому теперь у него нужно все права отобрать.
Наконец, возможно заигрывание с крымско-татарской общиной, чтобы подтолкнуть ее на возобновление противостояния Москве.
На деле, Киеву неважно, по какому сценарию пойдет обсуждение. Практических результатов от изменения статуса полуострова украинское руководство не ждет. В данном случае сам разговор на крымскую тему является большей ценностью, чем содержание этого разговора.
«СП»: — Чижмарь говорит, что Крым уже не может существовать в составе унитарного государства. Значит ли это, что поправки в Конституцию могут быть нацелены на федерализацию Украины?
— Не думаю. Федерализации киевский режим боится, поскольку федерализм означает увеличение роли населения, живущего на конкретной территории. В этом случае значительная часть населения Юго-Востока получит реальный политический ресурс, чтобы высказаться и по вопросу придания русскому языку статуса государственного, и за нормализацию отношений с Россией. Киеву это совершенно ни к чему.
Кроме того, надо понимать: социально-экономическая разница между регионами Украины не так уж велика. Но поскольку Киев осуществляет политику насильственной дерусификации и борьбы с православной церковью, то по этим вопросам разница между регионами оказывается громадной. В итоге, Украина в случае федерализации рискует оказаться на краю пропасти политического раскола.
Словом, на федерализацию Киев не решится ни при каких обстоятельствах. Но в качестве демагогического приема он готов, я считаю, использовать риторику об увеличении прав автономии Крыма.
Логику этого поведения, замечу, сформулировал еще в 2014 году Борис Филатов — тогдашний заместитель «губернатора Днепропетровской области» Игоря Коломойского. Его рецепт «успокоения» восставшего Юго-Востока выглядел так: «Никаких десантов с Майдана. Никаких экстремистских заявлений. Нужно давать мразям любые обещания, гарантии и идти на любые уступки. А вешать… Вешать их надо потом».
Сейчас Петр Порошенко, говоря о статусе Крыма, действует ровно по тому же рецепту.