Материал комментируют:
Станислав Бышок
Юрий Городненко
Президент США Дональд Трамп призвал начать расследование действий Украины по поддержке своей соперницы Хиллари Клинтон на состоявшихся в прошлом году в США президентских выборах. «Украинские попытки саботировать кампанию Трампа — „тихо работая над продвижением Клинтон“. Так где же расследование генпрокурора?» — написал он у себя в Twitter.
Президент также обвинил генпрокурора своей страны Джеффа Сешнса в том, что тот занял «очень слабую позицию в отношении преступлений Хиллари Клинтон». Так, по словам Трампа, исполняющий обязанности директора ФБР Эндрю Маккейб «получил 700 тысяч долларов от Хиллари для жены».
Напомним: администрация Трампа и ранее выступала с обвинениями во вмешательстве в президентские выборы в США со стороны украинских политиков. 11 июля тогда еще заместитель пресс-секретаря Сара Сандерс рассказала журналистам, что Национальный комитет демократической партии «фактически сотрудничал» с украинским посольством в попытках найти компромат на соперников. При этом, по ее словам, все «хорошо задокументировано».
«Имеет смысл обратить внимание на прямую координацию Национальным комитетом демократической партии исследований о своих оппонентах с посольством Украины. Это не обвинение, это официально предпринятое демократами действие. Никто из присутствующих не видит в этом большой проблемы», — сказала Сандерс.
Напомним, еще в январе американская Politico писала о якобы имевшем место украинском влиянии на выборы президента США. По данным издания, украинские чиновники хотели подорвать общественное мнение о республиканце Дональде Трампе, в частности распространяя документы о коррумпированности его помощника и руководителя предвыборного штаба Пола Манафорта, что привело к тому, что тот был вынужден покинуть свой пост.
«Усилия Украины оказали влияние на гонку, они способствовали отставке Манафорта и укрепляли убежденность в том, что кампания Трампа тесно связана с Россией», — написала тогда американская газета.
Отметим, что и в этот раз, и в прошлый в посольстве Украины отвергли обвинения, отметив, что Киев не занимал чью-либо сторону во время предвыборной гонки.
— Разумеется, Украина не в большей степени в состоянии повлиять на выборы в США, чем любая другая зарубежная страна, — уверен главный редактор издания «На Линии» Виктор Мараховский. — А поскольку даже вмешательство состоявшейся страны — России — в американские выборы по-прежнему является не фактом, а предметом неистового пиара и истовой веры, говорить можно разве что о поспешном целовании перстня Клинтон киевским руководством. Но не о реальном вмешательстве.
«СП»: — О «вмешательстве» Украины в выборы президента США еще в январе писала Politico. Тогда эта тема не получила продолжения, а Трамп отмолчался. Почему сейчас ответил?
— Необходимо, однако, понять, что любые зарубежные страны и их влияние на США являются в самих США виртуальными сущностями для пиарной внутренней холодной войны. Поэтому Трамп, полгода назад рассчитывавший ещё на «стерпится-слюбится», сегодня же обнаруживший, что любить его оппозиционная элита не собирается, «мочит» её в ответ как умеет. В этой ситуации и Украина сгодится.
«СП»: — Будет ли это иметь продолжение теперь? Трамп решил всерьез поквитаться с Киевом за то, что тот выступал на стороне его соперницы, или это просто сигнал оппонентам внутри США?
— Поскольку реальный Киев имеет весьма слабое отношение к тому «влиянию», о котором сейчас будет очередной виток внутриамериканской холодной войны, реальному Киеву разве что слегка прилетит рикошетом. На практике мы наблюдаем шатающееся от «мы целиком за вас, вот-вот пришлём «джавелины» до «кстати, закон об особом порядке управления в Донбассе-то примите». Но в целом сохранится прежнее отношение к Киеву.
Поэтому стоит ожидать, что с Киевом у нынешнего Вашингтона будет примерно такая же холодная «дружба», как с Европой и прочими силами, поспешившими целовать перстень Клинтон. С тем разве что отличием, что Киев огрызаться в ответ не имеет никакой возможности. И будет лишь каждый раз, когда об него очередной раз вытрет ноги Трамп или кто-то из его окружения, рассказывать об этом как о желанном приближении к телу Трампа.
— Сейчас просто нагнетается новая волна кампании, связанной с предположительным вмешательством внешних сил в президентскую кампанию в Штатах. Отсюда и вернувшийся интерес к этой теме со стороны администрации Трампа, — убежден политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
Вряд ли история с возможным влиянием Украины на американские выборы может рассматриваться как некий «козырь» Трампа. Но очевидно, что ему нужно было использовать что-то новое для того, чтобы как-то отбить очередную атаку.
«СП»: — Это попытка защищаться нападением?
— Да, это защита нападением. Вместе с тем сейчас в американском конгрессе сформирован консенсус по углублению антироссийских санкций, которые президент Трамп должен подписать. Он это сделает, чтобы не ссориться ни с демократами, ни со своей же республиканской партией. Но сделает с некоторыми «но», чтобы сохранить собственное лицо и совсем не растратить ту «положительную химию», которая у него сложилась при первом общении с президентом Путиным. Одно из этих «но» — как раз украинский фактор.
«СП»: — Насколько в целом адекватны эти обвинения? Поддержка Киевом Клинтон как-то повлияла на выборы в США?
— Учитывая электоральную специфику Америки (праймериз, институт выборщиков, лево-либеральный уклон основных СМИ), повлиять на выборы в США трудно даже такой сильной стране, как Россия. Об Украине и речи не идёт.
Другой вопрос, что Киев, будучи уверенным в победе Хиллари Клинтон, вполне мог бы попытаться выйти на прежнюю американскую администрацию с тем, чтобы показать свою лояльность. Передать те или иные, возможно, — абсолютно бесполезные, но документы в качестве компромата на Трампа. Это был бы жест лояльности будущему, как казалось украинскому руководству, президенту США. Но не реальный инструмент влияния на внутриамериканскую политическую реальность в Вашингтоне.
«СП»: — По словам пресс-секретаря Сары Сандерс, Национальный комитет демократической партии «фактически сотрудничал» с украинским посольством в попытках найти компромат на соперников. Насколько украинское посольство могло быть полезным источником информации? Украина имеет какое-то влияние в США?
— Торгово-экономические связи Вашингтона с Киевом минимальны. Украину США используют инструментально. Сначала (во время «Евромайдана» и дальнейших трагических событий) как инструмент, позволяющий ослабить Россию и, одновременно, сделать максимально затруднительной нормализацию отношений Москвы с ЕС. Сейчас Украину, как до этого Россию, очевидно, пытаются использовать для внутриполитических игр в самом Вашингтоне. К реальным отношениям США и Украины всё это имеет весьма опосредованное отношение.
«СП»: — Как подобное заявление Трампа может отразиться на ситуации вокруг Украины и на отношениях с Киевом?
— В последнее время США снижают поддержку Украине. В ЕС скептицизм в отношении Киева начал расти ещё год-два назад. Нынешняя «инструментализация» Украины — это не причина, а одно из проявлений наметившегося ранее охлаждения.
Поддерживать Киев, конечно, на Западе будут продолжать, по инерции и из-за опасения возможного поворота Украины на Восток. Но поддержка эта будет минимальной и зачастую символической. Скажем, Киев с некоторой регулярностью продолжат посещать американские и европейские высокопоставленные лица, которые с трибуны Верховной Рады будут хвалить страну за прогресс на пути демократических реформ и обещать не бросать один на один перед лицом «российской агрессии».
— Ситуация в современной Америке очень напоминает то, что происходило в США в начале 1960-х, — считает украинский политолог Юрий Городненко. — Взаимные обвинения и претензии. Война финансово-промышленных групп. И каждый из противников считает необходимым привязать своего оппонента к какой-то внешней силе с целью дискредитации. Искать здесь адекватность бесполезно. Тем более — считать, что «компромат» обнародованный СБУ против некоторых сотрудников Трампа во время избирательной кампании, мог на что-то в США повлиять.
В 2016-м и без украинцев в Штатах было достаточно своего «компромата» — как против республиканцев, так и против демократов. Просто сейчас американцы устали от того, что во всех событиях политики и СМИ видят «руку Путина и России». Теперь решили развлечь избирателей другой «экзотической» страной. Тем более, что про нее за океаном никто ничего не знает, хотя в последние три года она была на слуху.
Стране, которая постоянно на слуху и о которой ничего не знают, можно приписать любую чушь, чтобы затем потчевать ею обывателя.
«СП»: — Сможет ли Трамп подобными заявлениями как-то повлиять на реальную повестку дня, переключить внимание с «вмешательства» России на «вмешательство» Украины? Будет ли какое-то расследование? Как далеко Трамп может зайти в своих заявлениях или возможных действиях?
— Все зависит от того, насколько долго продлится внутренний конфликт между правящими элитами Запада. Кстати, в начале 1960-х годов дело дошло до того, что британского премьер-министра, ближайшего союзника Вашингтона, обвинили в связях с КГБ. Сравнивая это с сегодняшним днем, невольно задаешься вопросом: не ждет ли и Порошенко в будущем обвинение в работу на ФСБ? Тем более, что ходить далеко не надо — достаточно вспомнить бесперебойно работающую фабрику в Липецке и «сдачу Донбасса».
«СП»: — Насколько эти заявления повлияют на ситуацию на Украине?
— Такими обвинениями Трамп расчищает дорогу в украинское президентское кресло Юлии Тимошенко. Она не замедлит воспользоваться любым расследованием против Порошенко.
Кстати, стоит добавить, что Трамп демонстрирует свою мстительность. В ситуации с нынешним киевским режимом это, конечно, выгодно Москве. Но с точки зрения российско-американских отношений — плохой знак. Мелочность и мстительность Трампа, которую он сегодня демонстрирует по отношению к Киеву, завтра может сказаться и на отношении к Москве.
Так, что стоит подумать насколько нынешний президент может быть ответственным партнером…