Материал комментируют:
Алексей Кочетков
Виктор Яковчук
Павел Родькин
Станислав Бышок
Правительство России одобрило выделение Белоруссии десятилетнего государственного кредита размером в 700 миллионов долларов. Распоряжение, подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым, размещено на официальном портале правовой информации. Деньги пойдут на погашение госдолга Белоруссии перед Россией, а также кредитов, полученных в Евразийском фонде стабилизации и развития.
Кредит предоставят в 2017 году. Как сказано в документе, он должен погашаться, начиная с 15 апреля 2018-го года двумя траншами — в апреле и октябре. При этом размер траншей постепенно увеличивается: с 2,5 процента от размера займа в первые несколько лет до 9,5 процента в апреле и октябре 2027 года.
Напомним, 3 апреля текущего года лидеры России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко договорились о рефинансировании долговых обязательств Минска. Первый вице-премьер Белоруссии Василий Матюшевский тогда рассказал, что удалось договориться о том, что Москва рефинансирует долговые обязательства Минска в размере 750−800 миллионов долларов.
11 апреля министр финансов России Антон Силуанов заявил о том, что Москва прорабатывает вопрос о выделении Минску межгосударственного кредита размером до миллиарда долларов для поддержки бюджета и платежного баланса, а также будет способствовать выделению Белоруссии в 2017 году третьего и четвертого траншей займа Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) по 300 миллионов долларов каждый.
О том, что Белоруссия рассчитывает на скорое получение денег в июле-август еще в конце июня заявил первый замминистра финансов страны Максим Ермолович.
Ранее, в апреле во время встречи с губернатором Нижегородской области Валерием Шанцевым Александр Лукашенко заявил, что республика «ни перед кем никогда не стояла на коленях» и исправно обслуживает долги.
— Да, мы даем деньги на рефинансирование долга, но это общемировая практика, и не обязательно рефинансирование связано с плохим финансовым положение страны, — отмечает экономист, директор Института инновационного развития Виктор Яковчук.
— Страна накапливает долг по разным причинам. В первую очередь это зависит от того, куда тратятся деньги. Тут лучше сравнить государство с корпорацией. Иногда для ускорения производства, лучше использовать кредиты и раньше покрыть спрос на продукцию, чем годами постепенно развиваться и рисковать, что место займет более успешный конкурент. У Белоруссии есть опасения по внешнему долгу, т.к. за последние годы он существенно увеличился.
«СП»: — Сообщается, что размер траншей постепенно увеличивается: с 2,5 процента от размера займа в первые несколько лет до 9,5 процента в апреле и октябре 2027 года. Кому финансово выгодна такая схема?
— Такая схема больше техническая. Т.е. Белоруссия попросила именно такой кредит. Получается, что в ближайшие годы они будут сами гасить долги, получая небольшие транши. А к ближе 2027 будут получать больше денег на рефинансирование долгов, в том числе перед другими странами.
«СП»: — Насколько вообще Белоруссия зависит от российских денег? Может ли она прожить без них, и не в этом ли цена лояльности Минска?
— Белоруссия зависит от денег России. Но ту нужно сказать небольшое «НО». Белоруссия может получить займ от Евросоюза или МВФ, но за это нужно будет выполнять разные политические условия. Можно провести параллель с Украиной, когда украинцам нужно для получения кредитов превращаться в сырьевой придаток (разрешение на вывоз леса-кругляка), и повышать пенсионный возраст и тому подобное.
Белоруссия может получить деньги от Китая. Но опять же, для этого нужно дать долю в стратегических предприятиях или поделиться уникальными технологиями. А можно взять у России.
И если денег отдавать нет, то можно обвинить Россию в отсутствии сближения в Союзном государстве, в предательстве «братского народа». В крайнем случае, по долгам можно расплатиться товарами белорусского производства. А с другими странами такой фокус не пройдет…
По словам политического аналитика международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислава Бышка, существуют разные механизмы работы с долгами, которые государство-должник не может, или по тем или иным причинам не считает возможным отдать.
— На одном полюсе решений находится арест активов, обращение в международные инстанции и т. п., на другом — списывание долгов. Вариант рефинансирования находится где-то посередине: он не предполагает ни списание долга, ни попытку его форсированного возвращения.
В данном конкретном случае белорусская сторона, очевидно, настояла на максимально благоприятных для себя условиях кредитования, по которым рост долга страны перед Россией не будет лавинообразным. В целом же, конечно, любые долги имеют свойство накапливаться, жизнь в долг — сегодня скорее правило, чем исключение для развитых стран.
«СП»: — Это вопрос вообще экономики или чистой политики?
— Здесь, на мой взгляд, экономика всё же превалирует. Россия не заинтересована в дефолте своего главного союзника, да и вообще какой-либо страны из тех, с которыми мы граничим. Белоруссия — государство стабильное, поэтому опасности превращения его в failed state, а, следовательно, и перехода российских кредитов в статус «невозвратных», практически нет.
«СП»: — Встреча Путина и Лукашенко, в ходе которой стороны договорились о рефинансировании долговых обязательств Минска, состоялась в апреле. Почему решение о выделении транша принято сейчас?
— Полагаю, это связано с технической стороной дела. Президент Путин принял принципиальное решение по рефинансированию, затем министерство финансов совместно с МИДом выработали базовый подход к переговорам с белорусскими коллегами по данному вопросу, который был одобрен российским президентом, а теперь уже идут финальные согласования с Минском.
«СП»: — Можно ли сказать, что это укрепит лояльность Минска Москве?
— Это укрепит уверенность Минска в Москве как в надёжном помощнике. И в том, что касается поддержания в Белоруссии базовых элементов социального государства.
«СП»: — Насколько вообще отношения между нашими странами зависят от денег?
— Отношения России с её партнёрами по постсоветским интеграционным проектам строятся на фундаменте экономических интересов (денег) и безопасности, донором которой является Москва. Не будь этих двух факторов, никакой «дружбы народов» не осталось бы, даже учитывая цивилизационную и культурную близость (некоторые говорят о единстве), скажем, русских и белорусов.
Россия, кстати, является не только донором безопасности, ведь поддержание хороших отношений с расположенными на границах с нами государствами обеспечивает стране «стратегическую глубину» на случай гипотетической агрессии извне. В прошлом эта проблема решалась за счёт присоединения данных территорий к Российскому государству, что, впрочем, тоже требовало больших финансовых вливаний в эти территории, особенно во времена СССР. Сейчас речи о присоединении не стоит, однако финансовые рычаги по-прежнему остаются принципиально важными.
— Сегодня политика и экономика фактически неразделимы, особенно в отношении крупных геополитических игроков. Однако в данном случае не будет ошибкой увидеть явный перевес политических интересов и мотивов над чисто экономическими, — убежден доцент НИУ ВШЭ, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» Павел Родькин.
«СП»: — Сегодня мы даем им деньги на то, чтобы они нам же долги отдавали? Зачем? Не будет ли долг таким образом только накапливаться как снежный ком?
— Практика предоставления нового кредита для погашения предыдущего является распространенной, по точно таким же схемам действуют различные международные кредитные организации и страны. Кредит таким образом из чисто финансового инструмента становится мощным экономическим и политическим механизмом влияния и продавливания своих интересов для стран-кредиторов по отношению к более слабым странам-заемщикам. Другое дело, что это влияние может принимать самые разные, в том числе явные и неявные, сиюминутные и стратегические формы. Россия в данном случае, действует как часть глобальной капиталистической мир-системы, используя ее универсальные инструменты.
«СП»: — Это сделает Минск более лояльным политически?
— Минск, по крайней мере на уровне риторики, всегда подчеркивал свою независимость, особое мнение по ряду вопросов. Пытался диверсифицировать зависимость от России, не только на европейском, но и китайском направлении. Пока действующему президенту Белоруссии Александру Лукашенко удается сохранять образ маленькой, сильной и политически и экономически независимой республики, прежде всего в массовом сознании российской аудитории.
Как показывает опыт постсоветских стран, деньги не всегда является залогом лояльности, реальные политические процессы и экономические интересы гораздо сложнее внешней риторики. Однако в отношении с Минском этот механизм действовал без серьезных сбоев.
«СП»: — Насколько вообще Белоруссия зависит от российских денег? Какое место финансовый вопрос занимает в политических проектах Москвы и Минска, таких, как Союзное государство России и Белоруссии, ЕАЭС и ОДКБ?
— Зависимость Минска от Москвы заключается в первую очередь в выходе на рынки сбыта для своей продукции. Самым плохим вариантом для Белоруссии является стать страной-паразитом, существующей на иждивении у более богатого соседа, так как это автоматически ставит крест на развитии страны. Финансовые влияния и преференции со стороны Москвы до сих пор использовались Минском чтобы сохранить свою экономику, промышленное и сельскохозяйственное производство. Вместе с тем и Москва, особенно после провала политики на Украине, пересматривает союзные отношения в сторону прагматизма, что автоматически увязывает вопросы экономики с политикой.
А вот президент Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия» Алексей Кочетков считает, что выделение Россией кредитов — прежде всего политическая мера. — Они никогда не выплачиваются Белоруссией в полном объёме, Россия регулярно реструктурирует белорусский долг, при этом, справедливости ради, Белоруссия — не самый проблемный заемщик (если сравнивать, например, с КНДР, Кубой или Киргизией). Россия списывала долг Белоруссии только один раз — в 1996 году миллиард долларов был списан взамен на подписание контракта на аренду двух военных объектов на белорусской территории сроком на 25 лет. Относительная кредитоспособность Белоруссии даёт основание белорусским пропагандистам заявлять о выгодности для России кредитования Белоруссии. Так, Кирилл Коктыш вчера заявил: «На данный момент Белоруссия является лучшим должником России, поскольку доходы по таким кредитам примерно в два раза выше, чем прибыль от размещенных в долговых казначейских бумагах США активов».
«СП»: — Кто является выгодоприобретателем такой схемы реструктуризации?
— В 2017 году Белоруссия должна была выплатить России в счёт погашения долга 741 миллион долларов, однако в январе-апреле было погашено только 120 миллионов. Исходя из этих цифр, из выделенных 700 миллионов до Белоруссии дойдёт только 79, остальная сумма останется в российском бюджете. Разумеется, общая задолженность Белоруссии перед Россией только возрастёт.
«СП»: — В политике это как-то проявится?
— Реструктуризация долга не приведёт к серьёзным политическим шагам — таким, как, к примеру, официальное признание Крыма частью России или согласие на размещение в Белоруссии российской военной базы. Однако риторика Лукашенко в ближайшее время не будет содержать откровенно конфронтационных высказываний типа «у России нет ни денег, ни мозгов».
При этом Белоруссия сегодня продолжает добиваться получения кредита Международного валютного фонда (3,5 миллиарда долларов), и в связи с этим нельзя исключать недружественных действий Минска в отношении России с целью задобрить МВФ — типа недавнего исключения Национальным банком Белоруссии российского рубля из расчёта международных резервных активов РБ (переход на стандарты МВФ).
«СП»: — Насколько сильно белорусская экономика зависит от России? Нужна ли России стабильная экономика у соседей?
— Белорусская экономика не может функционировать без привлечения кредитных средств. Наиболее выгодным кредитором является Россия, поскольку предоставляет «несвязанные» кредиты, в отличие от ЕС (который увязывает выделение средств с либерализацией белорусской экономики) и Китая (который увязывает кредиты с покупкой китайской продукции).
Россия, как инициатор создания Евразийского экономического союза, заинтересована в стабильности в государствах-членах ЕАЭС, с этой точки зрения вливания в белорусскую экономику оправданы. ЕАЭС — важный для Москвы имиджевый проект, отсюда реструктуризация долга Белоруссии и списание долгов Киргизии. Проект Союзного государства является на сегодняшний день во многом виртуальным, поэтому не может служить для Минска серьёзным рычагом давления на Москву с целью получения кредитов. ОДКБ рассматривается руководством Белоруссии как организация, обеспечивающая республике, прежде всего, безопасность от внешних военно-политических агрессоров, получение финансовых выгод не является целью участия Минска в ОДКБ.