В Литве произошла анекдотичная ситуация. Местные пограничники попросили Друскининкайское самоуправление построить маленький мостик через речку Балтойи Анча, впадающую в Неман. Старый деревянный еще советского периода сгнил, а он нужен для борьбы с контрабандистами, пояснили пограничники, — рядом белорусская граница. Самоуправление взяло 250 тысяч евро из бюджета автомобильно-дорожной дирекции Литвы, быстро построило мост. И тут его… разоблачили. Местные политики правого толка грозно спросили: а почему мост быстро построили как раз к учениям «Запад-2017»?
Депутаты Сейма — консерваторы Мантас Адоменас и Лауринас Кащюнас, поднаторевшие на антироссийских заявлениях, даже обратились к премьер-министру Саулюсу Сквернялису, высказывая подозрение — не построен ли мост для организации если и не вторжения, то, по крайней мере, для гибридной войны.
Лауринас Кащюнас, бывший глава вильнюсского Центра исследований Восточной Европы, повел себя как завзятый литовский политолог. Напомнил об «агрессии» России в Грузии, сообщил, что через мост может проехать бронемашина. Его, правда, поправили в погранохране Литвы, заметив, что на самом деле мост выдержит только обычный автомобиль, да и вообще, с какой стати «зеленые человечки», которыми несколько лет пугают литовских обывателей, рванут через этот маленький мостик, построенный поодаль от границы, если сухопутная составляет 600 километров? Но Кащюнас все равно указывает на мост и рассуждает об опасности предстоящих в сентябре маневров: «Учения мы можем оценивать как регулярные, которые проходят каждые четыре года. Я бы подчеркнул, что они наступательного характера. Нужно исторически оценивать несколько вещей: были такие учения „Кавказ-2008“, в которых принимала участие 59-ая российская армия, а через несколько недель она уже стояла в нескольких десятках километров от Тбилиси. Не хочу сказать, что здесь есть какая-то аналогия, поскольку мы все же страна НАТО, и обладаем всеми инструментами сдерживания, однако это опыт, который нужно иметь в виду».
…Ситуация такая: если литовский политик не «гавкнет» на Россию, то на карьеру не рассчитывай, а то можешь и импичмент схлопотать. Поэтому перед учениями «Запад-2017» в республике произошло настоящее предосеннее обострение. Председатель парламентского комитета по национальной безопасности и обороне Витаутас Бакас ранее был главой национального профсоюза должностных лиц Литвы и в 2011-м пытался выстроить нормальные отношения с российскими профсоюзами. За это консерваторы его сейчас «прессуют», подозревая в нем потенциального предателя и напоминая, что литовская госбезопасность предупреждала: «Россия интересуется литовскими профсоюзами, в частности теми, что объединяют различные должностные лица». В результате Бакас, видимо, пытаясь избавиться от ярлыка, стал одним из главных антироссийских рупоров Литвы. Вот и сейчас в дискуссии о предстоящих учениях «Запад-2017» и пресловутом несчастном мостике за 250 тысяч евро, выдаваемом за «мост вторжения», политик рассуждает: «Сомневаюсь, проектировал ли кто-либо до оккупации Крыма, что в XXI веке может так случаться, что одно государство вторгается в другое, отрывает кусок его территории, продолжает агрессивную политику, которая на Западе называется крупнейшей для себя угрозой».
Да что там Бакас. Тон задает президент Даля Грибаускайте. На этой неделе в Литве побывал президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер — в Литве как раз дислоцирован батальон НАТО тысячной численности под командованием Германии, и к этому визиту пресс-служба главы балтийской республики выпустила пресс-релиз: «Несмотря на то, что эти учения, которые носят наступательный характер и направлены против Запада, официально еще не начались, их конвенциональная и неконвенциональная угроза ощущается уже сегодня. Россия не только проводит интенсивную милитаризацию вблизи границ НАТО, но и псевдоакциями стремится нагнетать напряженность и страх в обществе, разжигает враждебность к альянсу и ЕС, постоянно проводит информационные и кибернетические атаки». Кто что разжигает — вопрос, конечно, спорный, но в Вильнюсе сомнению не подлежит. Франк-Вальтер Штайнмайер занял двойственную позицию. С одной стороны, он сказал, поддерживая позицию официального Вильнюса: «Я не могу сейчас точно ответить на вопрос, как долго германские военнослужащие будут находиться в Литве. Пока ситуация объективно не изменится в лучшую сторону, нам нужно будет выполнять это решение». Президент ФРГ имеет в виду решение прошлогоднего саммита НАТО в Варшаве, обязавшего альянс разместить в странах Балтии и Польше по батальону тысячной численности. Но с другой стороны, глава Германии, выступая накануне в Эстонии по случаю очередной годовщины пакта Молотова-Риббентропа, заявил: «Один из уроков, который мы вынесли из той же самой истории, и который делает нас непоколебимым союзником стран Прибалтики, заключается в том, что мы обязаны гарантировать, что звенящая тишина и слепая враждебность по отношению к России никогда вновь не повторится».
Услышала ли Литва в этой фразе призыв, который, собственно, и содержится в ней — против «слепой враждебности» к России? Сомнительно. Потому что указанная фраза президента Литвы прозвучала потом.
Такое отношение к нашей стране моделируется в этой балтийской республике по принципу перевернутой пирамиды. Сказала президент. Подхватили депутаты, пугая в том числе нелепыми обвинениями вроде строительства упомянутого моста. Импульс ненависти доходит до низшего политического звена. Вот даже уже и староста местечка Капчямесче Лаздийского района Видмантас Дамбраускас заволновался: а чего это мост так быстро построили, словно к учениям «Запад-2017»?
Правда, мост соединяет не Литву и Белоруссию, а Друскининкайский и Лаздийский районы республики. Ну да что тут скажешь: у страха глаза велики, а политические обязательства к тому же велят держать нос по ветру.
Мэр Друскининкай Ричардас Малинаускас, рассуждая об этих страхах, иронизировал, намекнув на особое психическое состояние испуганных политиков.