На Украине сперва похитили, а затем выслали из страны российского корреспондента «Первого канала» Анну Курбатову. По мнению СБУ, журналистка «вредила национальным интересам Украины» и занималась пропагандой и позорила страну победившего Майдана. Правда, куда больше позорит Украину сама СБУ: в ОБСЕ вступились за российскую журналистку и призвали Киев покончить с арестами и высылками журналистов, причем не только российских.
Анна Курбатова была задержана вчера в Киеве недалеко от дома, ее посадили в машину и увезли в неизвестном направлении. У журналистки были изъяты телефоны, поэтому редакция, потеряв с ней связь, подняла шум. В СБУ чуть позже сообщили, что журналистку не похитили, а всего лишь задержали. После допроса ей вручили официальные документы, где было сказано, что Курбатова «несет угрозу национальной безопасности Украины и ее суверенитету» - якобы из-за словосочетания «гражданская война» в одном из телесюжетов.
Пресс-секретарь СБУ Елена Гитлянская сообщила через Facebook, что российской «пропагандистке» также запрещен въезд в страну на три года. МИД России назвал задержание и депортацию Курбатовой намеренной провокацией.
Этот инцидент – далеко не первый за последнее время. После революции 2014 года, той самой, которая «за свободу и демократию», высылка неугодных властям журналистов вошла в обычную практику. В августе из Украины была выслана – также с запретом на посещение страны в течение трех лет – журналистка ВГТРК Тамара Нерсерьян.
Еще месяцем ранее с Украины выдворили журналистку «России» Марию Князеву. В прошлом году из страны выгнали продюсера канала «Интер», россиянку Марию Столярову – за нецензурное слово во время прямого эфира с родственниками «Небесной сотни». А в 2015 году СБУ отправила домой журналиста «Первого канала» Александра Черепнина и корреспондента «5 канала» Леонида Муравьева.
И этот список далеко не полный, а уж скольких журналистов развернули еще на границе с Россией или приглашали побеседовать с СБУ прямо в аэропорту, а после вручали обратный билет – не сосчитать. Всем высланным и запрещенным к работе на территории Украины журналистам претензия одна: неправильное, с точки зрения новой украинской власти, освещение проблемы Донбасса.
Например, журналист пойдет на «сотрудничество с боевиками», включив в сюжет пострадавшую сторону, мирных жителей Донбасса, или же сообщит, что снаряд прилетел с украинской стороны. Все это, по мнению СБУ, не что иное, как пропаганда – а жители незалежной, включая телевизор, должны свято верить, что в Донбассе сплошь нетрезвые путинские наемники, что «херои» никаких снарядов по мирному населению не выпускают и вообще Донбасс бомбит себя сам.
Причем, как оказалось, «на зарплате у Путина» сидят не только российские засланные казачки, но и их европейские коллеги, которые нет-нет, да дадут объективную информацию о происходящем в Донбассе. Не будем подробно останавливаться на британском журналисте Грэме Филлипсе, который сотрудничал с российскими телеканалами; его выдворили еще во время Майдана. Да и сам Грэм личность яркая, если не сказать, одиозная. Его пример не показателен, учитывая, что британец действительно влюбился в Донбасс и считает своим долгом всегда и везде отстаивать правду простых людей и без слов «фашистская хунта» обойтись не может.
Не так давно из Украины выслали двух испанских журналистов, которые позволили себе освещать конфликт с двух сторон. Антонио Памплиега и Мануэль Анхель Састре, что называется, «стреляные воробьи»: 10 месяцев в плену в Сирии, и вот – за цитаты донбасских горняков, обвиняющих украинскую армию в обстрелах, высылка из страны и запрет на въезд. Который после возмущения испанской стороны отменили, но списочки-то, как мы все понимаем, остались.
Россия будет бороться за своих журналистов – в ближайшее время возможные ответные меры обсудят в Совете Федерации, сообщил в своем twitter сенатор Алексей Пушков. Не остались в стороне и европейцы: представитель ОБСЕ направил главе МИД Украины Павлу Климкину письмо, в котором выразил обеспокоенность практикой Киева по задержаниям и высылкам из Украины иностранных журналистов. «Эти меры непрозрачны и не имеют надлежащего механизма апелляции», сообщается в письме.