Ни одну страну в мире так длительно не демонизировали как Россию. Только в отношении ее народа последовательно и целенаправленно формировали устойчивую фобию с раннего Средневековья.
Лозунг «Drang nach Osten» появился тогда, когда у русских племен на берегах Волхова и Днепра еще не было никакой государственности. Его выдвинул Карл Великий в VIII веке. Затем подхватили первые императоры Священной Римской империи. А дальше, значительно позже, взяли на вооружение — англосаксы.
По длительности пропаганды (более тысячи лет) русофобия могла бы сравниться с антисемитизмом. Но у евреев, по крайней мере, были интервалы — периоды, когда на них просто не обращали внимание. Русских же пытались унизить, покорить, раздавить всегда. Если не путем завоевания, то подрывом их государственности изнутри.
Стоит ли после этого удивляться, что у части населения западных стран и некоторых других подконтрольных им регионов мира русофобия приобрела латентный характер?
Но Запад не был бы Западом, если не попытался бы обвинить в возникновении русофобских настроений… самих русских.
Примером того, как это происходит, служат комментарии западных СМИ относительно результатов двух соцопросов. Оба «исследования» посвящены отношению населения мира к России.
Опрос, проведенный по заказу Всемирной службы Би-Би-Си (осуществлен компанией GlobeScan). 49% опрошенных в 18 странах мира, якобы, «негативно относятся к России» (29% - положительно). В 14 государствах враждебно к Российской Федерации относится «большинство» опрошенных. Помимо США, Великобритании, Германии, Франции, Испании, Канады, Австралии в этот список попали: Турция, Мексика, Перу, Кения, Пакистан, Индонезия, Бразилия. Лишь в четырех странах (Китай, Индия, Греция и Нигерия) перевешивают симпатии к русским.
Опрос американского исследовательского центра Pew Research Center. В 37 странах мира, в которых проводились исследования общественных мнений,
31% населения, якобы, испытывает недоверие к России. В числе стран, где «преобладает» русофобия оказались не только Ливан, Иордания, Индонезия, но и партнеры России по БРИКС — Бразилия и ЮАР.
Все это западные англосакские социологи и СМИ представили как «рост недоверия к России на фоне той политики, которую с 2014 года проводит Владимир Путин».
По их логике, действия российского руководства по отстаиванию своих национальных интересов вызывают прямо таки идиосинкразию у племен Центральной Африки и жителей островов в Тихом океане.
Примечательно и присутствие Бразилии и Южно-Африканской Республики в перечне русофобских стран.
Самая крупная латиноамериканская республика оказалась в этом списке после того, как в 2016 году с подачи Запада была отстранена от власти президент Дилма Русеф. С этого момента бразильцы, еще недавно симпатизировавшие России, вдруг «превратились» в «убежденных русофобов». С чего бы вдруг?
Схожая эволюция и у страны на крайнем юге Африке. Несколько дней назад здесь произошла восьмая за последний год попытка импичмента президента Джейкоба Зумы. И сразу же после ее неудачи миролюбиво настроенные южноафриканцы вдруг превратились в «агрессивных русофобов». Их перестал волновать экономический спад в стране. Безразличны стали социальные проблемы. Даже коррупция перестала интересовать.
Теперь у несчастных южноафриканцев больше нет других забот, как с утра до вечера думать об «оккупации Крыма Россией».
Ответить на вопрос о причинах такой странной «эволюции» можно было бы, если англо-американские социологи раскрыли методику своих «исследований». Но они ее сделали тайной за семью печатями.
Впрочем, даже при условии явных манипуляций, нельзя отрицать, что в ряде стран русофобия действительно очень распространена. Прежде всего, это государства ЕС и США.
Однако причина наличия здесь русофобских настроений отнюдь не в какой-то мифической «агрессии России на Украине». Нет. Причина — в тысячелетней политике местных элит, в насаждении ложных стереотипов о русских на протяжении многих поколений. В том, что эти тенденции продолжаются и сегодня.
Вот несколько примеров.
Польша. 61% поляков, согласно западным соцопросам, «негативно относится к России».
В польском обществе действительно высокий процент русофобии. Но причина его отнюдь не в политике России. Напротив, русский народ порой слишком терпимо относился, к русофобским тенденциям в Польше, нежели следовало.
Так, «кровавый диктатор» Иосиф Сталин позволил сохранить в Польской Народной Республике в качестве государственного символа герб королевской династии Пястов.
Этот «ненавистник Польши» разрешил полякам оставить в качестве гимна «Марш Домбровского». И это несмотря на то, что походная песня, написанная в конце XVIII века, принадлежала тем самым завоевательным польским легионам, которые в 1812 году сожгли Москву. Более того, в гимне ПНР (ныне Республики Польши) прямо прославлялся Наполеон Бонапарт — «освободитель поляков». Звучал призыв к «освобождению» «исторических польских земель» (Правобережная Украина, Литва, Белоруссия, Смоленская область и Калининград). А в полном варианте марша еще и назывались враги, которых надо «осадить» — «москали и немцы».
И на таком гимне были воспитаны целые поколения поляков, включая и тех, кто жил в социалистическую эпоху. А ведь было еще немало других примеров распространения в ПНР (Польше) русофобии.
Германия. 47% - «негативно к России».
А что еще ожидать от населения страны, в которой официально объявлена «правопреемственность от Третьего Рейха» (решение Конституционного суда ФРГ от 31 июля 1973 года).
Страны, герб которой был создан императорами «Священной Римской империи» с целью олицетворять тот самый «Drang nach Osten».
Государства, в качестве гимна которого взята «Песня немцев». В этой песне открыто объявлено, что границы Германии должны проходить от французского Мааса до литовской Клайпеды (Мемеля). То есть российский Калининград — это «немецкий город».
Италия. 31% считает, что Россия «угрожает Италийской Республике агрессией».
Гимн Италии (с 1946 года):
Кровь Италии
Кровь поляков
Австрийский орел пил вместе с казаками…
Объединимся в когорты
Мы готовы умереть…
Более семидесяти лет итальянцы встают и ложатся спать под слова гимна, в котором русские казаки «пьют» итальянскую кровь и призыв подняться на бой с Россией. И после этого в Италии не будет русофобии?
Тысячу двести пятьдесят лет Запад впитывал в себя яд русофобии. А когда пропитал его, решил распространить на весь мир.
Есть только одно «но». Яд — это коварная субстанция. Приготовленный для других, он рано или поздно убивает своих создателей.