Президент России Владимир Путин предложил ввести в зону конфликта в Донбассе миротворческих контингент под эгидой ООН. Ранее призвать на помощь «голубые каски» тщетно пытался Петр Порошенко, а Москва давала понять, что миротворцы ООН в Донбассе – плохая идея. Из-за чего Россия изменила свою позицию и помогут ли в ООН добиться долгожданного мира?
Владимир Путин озвучил предложение о вводе иностранного контингента по итогам саммита БРИКС в Китае накануне, во вторник. По его мнению, решение донбасского конфликта и ввод контингента ООН возможно лишь после установления прямого контакта с ДНР и ЛНР.
Представитель России в минской контактной группе по урегулированию ситуации на Украине Борис Грызлов заявил, что миротворцы смогут войти в Донбасс, но только после того, как Украина внесет поправки в закон о его особом статусе.
В непризнанных республиках инициативу Путина поддержали. «Мы готовы не только рассматривать любые инициативы, но и выдвигать собственные. Предложение президента России в Совбезе ООН рассмотреть вопрос о введении миротворцев ООН в Донбасс необходимо обсуждать», — заявил глава ДНР Александр Захарченко.
Поддержали инициативу и в ЛНР. «Мы должны действовать в интересах жителей Луганской Народной Республики, а значит, прежде всего, необходимо убедиться в том, что Украина готова выполнить хотя бы одно взятое на себя обязательство. Только в условиях прекращения огня и отведения украинских войск и вооружения от линии разграничения можно вернуться к рассмотрению вопросов введения на Донбасс миротворцев Организации Объединенных Наций», - заявил глава ЛНР Игорь Плотницкий.
Ранее Россия выступала против размещения иностранного миротворческого контингента в Донбассе. «Достигнуты минские договоренности 12 февраля. Согласно этим договоренностям в Донецкой и Луганской республиках будут создаваться свои милиции. Наблюдение за районом разъединения будет проводить ОБСЕ. Если тут же выдвигаются какие-то другие схемы, то возникает вопрос о том, собираются выполнять минские договоренности или нет», — заявлял в 2015 году ныне покойный постпред РФ при ООН Виталий Чуркин. О том, что ввод миротворческих сил ООН может расцениваться как нарушение минских соглашений, рефреном заявляли и в самих непризнанных республиках. Отвод тяжелого вооружения и контроль за прекращением огня должен осуществляться именно под наблюдением ОБСЕ, прямо говорится в тексте минских соглашений.
Так, вице-спикер Народного совета ДНР Денис Пушилин заявлял, что единственный иностранный контингент, который устроил бы Донбасс – это российские миротворцы. А с контрольными функциями на линии разграничения худо-бедно справляются ОБСЕ, так что во вводе миротворцев из ООН нет необходимости.
Более того, в самой ООН не поддерживали идею ввода миротворческих войск в регион. По словам официального представителя генсека организации Фархана Хака, ООН поддерживает усилия «нормандской четверки», трехсторонней контактной группы и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), но не ведет каких-либо приготовлений в связи с просьбой президента Украины Петра Порошенко о вводе миротворцев в район Донбасса.
Возможность присутствия российских миротворцев в составе «голубых касок» не раз провоцировала настоящую истерику в Киеве. Порошенко действительно не единожды предлагал ввести иностранный миротворческий контингент под эгидой ЕС, но так, чтобы не допустить в регион «путинские войска».
«Россия, как страна-агрессор, не может и не будет участвовать в этой миротворческой операции. Мы не согласимся на такой формат миротворческой миссии, который должен легализовать многотысячный российский контингент. И нам таких "миротворцев" уже достаточно», - заявлял ранее Петр Порошенко. Однако в международных миротворческих операциях, например, в бывшей Югославии, российские войска входили в состав контингента ООН, и считались легитимными. В ООН обычно стараются сформировать миротворческий контингент таким образом, чтобы там присутствовали все страны, заинтересованные в разрешении конфликта, иначе такие войска не смогут полноценно выполнять свою функцию - так что и здесь, скорее всего, без России обойтись не удастся.
В этом случае весьма важно было перехватить инициативу, продемонстрировать готовность играть важную роль в мирном процессе – что и сделала Россия. Ведь от итогов возможных переговоров будет зависеть и состав контингента. Теперь Совбез ООН будет рассматривать план ввода миротворцев, написанный русскими, а не Порошенко - ранее пороги международных организаций обивал именно он. Правда, понимание статуса миротворческой миссии у него в корне отличалось от того, как оно должно быть на самом деле. Порошенко, по сути, потеряв контроль над вооруженными формированиями на границе с Донбассом, не смог бы обеспечить главное условие для ввода «голубых касок» - создание безопасных условий для контингента. Когда вдоль линии соприкосновения с Донбассом продолжают рваться снаряды, выпущенные нетрезвой рукой наемников, именующих себя «добровольческими батальонами», это невозможно.
Еще одна немаловажная деталь, на которую в Киеве не обратили внимания – для размещения контингента ООН необходимо признание правовой субъектности всех сторон конфликта. Без согласия непризнанных республик размещение контингента ООН невозможно – а значит, они де-факто будут признаны мировым сообществом – пусть и не в качестве полноценно признанных состоявшихся государств, но как самостоятельная сторона конфликта, с которой нужно разговаривать.
Впрочем, может статься и так, что нынешнее предложенное о вводе «голубых касок» - лишь политический ход, который так и не сможет реализоваться на практике. От конфликта в Донбассе устали, кажется, все, и никто не знает, когда будет положен конец конфликту. Но за те без малого 4 года, что длится война, пора бы привыкнуть, что большинство политических заявлений по ДНР и ЛНР так и остаются заявлениями.