Судя по всему, Украину ждут очень непростые времена. Она все больше погружается в долговую яму. Уже депутат Верховной Рады и лидер партии «За життя» Вадим Рабинович заявил, что даже нынешние дети «незалежной», когда вырастут, не смогут расплатиться со всеми долгами перед Западом. В связи с этим Рабинович предложил просто не возвращать огромные долги. Депутат обвинил Запад в том, что там поступают не как друзья, требуют проведения пенсионной и медицинской реформ. И вообще, по словам Рабиновича, все деньги, которые получает Украина со стороны Запада — вражеские, а потому и возвращать их необязательно.
То есть Украина, и даже представители власти, устали от обещаний Порошенко о том, что вот-вот попадут в Евросоюз и ситуация изменится как по мановению волшебной палочки. Три года Порошенко у власти, а кроме обещаний ничего стране дать не может. Многие уверены, что все это происходит потому, что у Порошенко почти совсем до президентства не было опыта работы на ключевых должностях — два раза он занимал министерский пост, но задержаться дольше года у него нигде не получилось. Во главе Совета национальной безопасности и обороны его срок был тоже короток — семь месяцев. С таким скудным управленческим багажом он выдвинулся в лидеры государства, где демонстрирует полную беспомощность. Но уп-о продолжает твердить о европейском пути развития Украины. Конечной целью, согласно его плану, является присоединение к Европейскому Союзу. Когда у Украины еще был потенциал, который не успели разбазарить приемники Януковича, подобная идея не казалось слишком уж абсурдной. Украина была богаче Болгарии и Румынии, которых, как известно, ЕС приютил. Но в последние годы те невероятные трансформации, что происходят с экономикой, практически всех убедили в невозможности расширения Евросоюза за счет этой постсоветской республики.
Мы решили узнать, что по поводу будущего Украины и Европы думают на другом конце мира, в Австралии. На вопросы «СП» ответил эксперт по глобализации, специализирующийся на вопросах политики ведущих мировых держав, в том числе и Евросоюза, преподаватель австралийского Университета Ла Троба Ник Бисли.
— Последние столетия так сложилось, что наиболее значимые для планеты события происходят в Европе. То, что происходит сегодня, вписывается в эту модель. Европа переживает непростые времена, и это отражается или отразится на других. Сейчас, когда говорят о Европе, в основном подразумевают Европейский союз. Но с возникновением конфликта между Россией и Украиной, структура этого представления немного поменялась. Россию стали больше считать Европой, точнее сейчас стали понимать ее влияние на европейские дела. Введенные санкции очень хорошо дали обеим сторонам понять, как сильно они друг с другом связаны. Германия является самой экономически мощной страной Европейского союза, из-за экономических ограничений она потеряла не меньше тридцати миллиардов долларов (по всей видимости, число приблизительное, потому как иные источники приводят как меньшие, так и большие суммы — авт.). Италия значительно уступает Германии по своим экономическим показателям, но она уже потеряла четырнадцать миллиардов долларов. Потери стран Евросоюза сказываются отрицательно на общем экономическом состоянии Европы. Особенно страдают страны, не сумевшие оправиться от экономического кризиса 2008 года. Стоит вспомнить Грецию. Можно не связывать затянувшийся экономический кризис в Греции с санкциями против России, но темпы падения ВВП ускорились в 2014 году, когда все это началось. В этом плане очень сложно сказать, что побудило Евросоюз завершить процесс интеграции Хорватии. Наверное, это был политический жест, демонстрирующий мировому сообществу состоятельность Евросоюза как супердержавы. С другой стороны, у Хорватии довольно высокий показатель ВВП и удобный для инвестирования рынок. Она не стала обузой для Европы. Но экономика ЕС продолжает находиться в тяжелом состоянии. Проблема усугубляется, как я говорил, конфликтом в отношениях с Россией. Ряд стран ЕС высказывался за отмену санкций, но Германия и Франция как лидеры объединения своим авторитетом подавили эти голоса, что оправдано в условиях войны на Украине. Но в будущем ЕС рискуют потерять контроль над экономическими операциями некоторых стран. Например, сейчас ряд государств в обход законодательства Евросоюза ведут торговые отношения с Китаем и Индией в специально разработанном для этого формате.
«СП»: — Полагаете, что между Россией и некоторыми странами ЕС возможен подобный формат?
— Когда Ципрас, премьер-министр Греции только избрался, он с Путиным обсуждал специальные возможности. Не знаю, получилось ли это реализовать. Кажется, нет, потому что ЕС не одобрил это и пошел на смягчение условий для Греции. Но рано или поздно, кто-нибудь из сильно пострадавших европейских стран, начнет игнорировать условия Брюсселя. Для кого-то из них Россия может дать больше, чем Европейский союз.
«СП»: — Что предпримет ЕС в отношении Украины в таких сложных условиях?
— Выгоднее всего отказаться от той модели поддержки, что есть сейчас. С финансовой точки зрения это — большая проблема, которая будет решаться много лет, и возможно, затянет сам Евросоюз в кризис. Но по политическим соображениям Украину нельзя было оставлять, потому что Евросоюз перестали бы воспринимать как мощное политическое объединение, играющее ключевую роль во всей Европе и даже в Евразии. Все это легко объяснимо, но здесь как раз та ситуация, когда политическое влияние наращивается исключительно экономическими мерами. Да, Евросоюз поддерживает Украину только финансово. Выделяемые кредиты расходуются на ряд программ, согласованных руководством Украины и аппаратами ЕС. Пока очевидно, что эти меры неэффективны в процессе воздействия на украинскую экономику, а это сейчас является главным для этой страны. С другой стороны, бизнес-лобби Европы не заинтересовано в изменении экономической обстановки на Украине, потому что качество рынка всегда влияет на запрос потребителя. А это влияет на затраты при производстве. Украина — большой рынок, на котором многие зарабатывают миллиарды. Это сложная ситуация, решение которой найти непросто.
«СП»: — Каковы перспективы Украины войти в состав Европейского союза?
— Я перечислил причины, которые сильно ухудшают экономическую обстановку в Европе. Сейчас ЕС в тяжелом состоянии, его руководство и граждане не намерены заниматься благотворительностью, поэтому не надо ждать того, что Украина войдет в Евросоюз. Это не выгодно политически и экономически. Шансы Украины стать частью Евросоюза возрастут только тогда, когда Россия присоединится к нему. Но это сейчас невозможно.