Ильичевский суд Одесской области не нашел доказательств вины подсудимых по делу о трагедии в Одесском доме профсоюзов 2 мая 2014 года и постановил освободить сторонников «Антимайдана» прямо в зале суда. Двое, в том числе россиянин Евгений Мефедов, сразу же были вновь арестованы СБУ – теперь уже за «посягательство на территориальную целостность Украины». Можно ли считать решение украинских судей торжеством справедливости, чем оно обернется для самих судей и будут ли наказаны истинные виновники трагедии?
«Нет ни одного доказательства, подтверждающего обвинение. Более того, обвинение даже не пыталось доказать вину», — цитирует судью одесское издание «Таймер». По мнению коллегии судей, следствие с самого начала велось с серьезными нарушениями, следственные органы не представили свидетельства должностных лиц, которые отвечали в тот роковой день за порядок в городе. Сбор вещественных доказательств проводился кое-как, многие важные улики и вовсе не попали в дело.
Следствие, в свою очередь, было предвзято: так, досудебное расследование было проведено при участии заведомо предвзятых лиц – участников трагедии. Задержанные по делу активисты «Антимайдана» провели за решеткой больше трех лет, а один из обвиняемых в убийствах, Сергей Ходияк, при этом был отпущен всего через пару дней после ареста. И это, несмотря на то, что Худияк нанес тяжкие телесные повреждения сотруднику правоохранительных органов. Просто он – сторонник «Евромайдана», только и всего.
В итоге в качестве обвиняемых по делу проходило 19 человек, все они – сторонники «Антимайдана». Пятеро находились за решеткой вплоть до самого суда. Обвинение требовало для них от 8 до 15 лет лишения свободы. Никто из обвиняемых своей вины не признал. Внимательно изучив материалы дела, судьи сочли нужным освободить всех прямо в зале суда. В это же время под окнами Ильичевского суда радикальные украинские националисты жгли файеры, а после попытались прорваться в здание суда, чтобы выразить протест против «непатриотичного» приговора. И как последняя оплеуха «патриотам» - суд решил, что обвиняемые не только не несут ответственности за трагедию, но и пытались защитить мирных жителей Одессы.
Тот факт, что на скамье подсудимых оказались исключительно противники Майдана, а реальных виновников трагедии никто толком и не искал, не раз обращал на себя внимание мирового сообщества. Обычно снисходительная к Украине Европа не единожды указывала на нестыковки в деле, а представитель США в ООН Саманта Пауэр заявляла, что украинские власти не желают привлекать к ответственности реальных виновников трагедии в Одесском доме профсоюзов. Но толку не было – новой украинской власти никто не указ.
Можно ли считать оправдательный приговор, вынесенный коллегией одесских судей, как торжество справедливости? И да, и нет. Судьи как цех на Украине и в особенности на востоке страны не раз показывали свою принципиальную позицию, рассказал «Русской Планете» правозащитник Кирилл Белошицкий, представитель проекта «Белая книга» о преступлениях постмайданной украинской власти. «Яркий пример – отмена постановления Яценюка о невыплатах пенсий жителям Донбасса. Судьи тоже люди – ведь есть и корпоративная этика». Другой вопрос, что эти решения не исполняются. А в случае с расследованием трагедии в Одессе речь о следствии и вовсе не шла. «Это вообще было не следствие. И это был не арест, а самый настоящий плен. Идет война, и поэтому стоило фигурантам дела оказаться на свободе – им тотчас же предъявили новые обвинения. Я ни на йоту не удивлен этим решением – обвинения (в посягательстве на территориальную целостность Украины – прим. РП) были подготовлены заранее. У них была задача – никого не выпускать», - считает Белошицкий.
По его словам, нет большого резона и от европейских правозащитных инстанций. Даже если ЕСПЧ вынесет свой вердикт в пользу бывших обвиняемых по делу – никто на Украине такое решение исполнять не будет.
«Мы должны отдавать себе отчет в том, что имеем дело не просто с враждебным, а с вражеским государством. Которое берет на себя право нарушать закон и держать людей в заложниках. Обычно заложников берут ради какой-то выгоды. Здесь же – ради информационного повода, в качестве сигнала, что мы с любым, в том числе и с россиянином, можем делать все, что захотим», - полагает Белошицкий.
Под угрозой находятся и сами судьи. В этой истории активное участие принимают, так скажем, существенные элементы - радикалы, болельщики. «Долгие годы группа молодых людей на почве любви к футболу внедрялась в околофутбольные группировки и пропагандировала в них фашистскую идеологию. Она вдалбливалась в головы мальчиков 12-13 лет, а теперь им по 21-22 года. Их тренировали, обучали, эти факты известны. А теперь эту силу некоторые люди пытаются поставить под свой контроль», - рассказывает правозащитник.
«Кто-то думает, что может управлять ими. Один такой уже 3 года как в Ростове сидит, не секрет, что Партия Регионов спонсировала эти движения, пытаясь контролировать в своих интересах. Если нынешним кукловодам понадобится очередной инфоповод и будет отдана команда «фас» - их уже ничто не остановит. Эти дети почувствовали вкус крови, они уже без нее не могут. И именно поэтому за безопасность судей я бы не ручался. Правоохранительной системы на Украине больше нет – некому защитить закон и судей, как его представителей. По факту, на Украине - карательная судебная система, а не правоохранительная», - полагает Белошицкий.
2 мая 2014 года в Одессе, напомним, произошло столкновение между сторонниками Майдана, представленными в основном украинскими националистами и ультрас, и противниками евроинтеграции, активистами «Антимайдана». На площади Куликово поле завязался уличный бой, люди укрылись в Доме профсоюзов. Ультрас окружили здание, забросали его коктейлями Мотолова, в результате начавшегося пожара погибло 48 человек и 250 были ранены. Несколько людей пытались спастись из объятого пламенем здания и разбились насмерть. 32 человека погибли в результате отравления угарным газом и от ожогов. Виновными в Одесской трагедии почти сразу же «назначили» исключительно сторонников Антимайдана – по сути, на пострадавшую в результате трагедии сторону.