За два дня до выборов в бундестаг в центре Берлина появились плакаты с изображением Владимира Путина и призывом голосовать за него, сообщает Zuerst. Плакаты стилизованы под агитацию блока «Христианско-демократический союз/Христианско-социальный союз» (ХДС/ХСС), который возглавляет действующий канцлер Германии Ангела Меркель.
Издание также приводит данные опроса социологической службы Forsa, согласно которым абсолютное большинство — 83% жителей Германии выступают против антироссийских экономических санкций, принятых Конгрессом США. Таким образом американцы укрепляют позиции своей собственной экономики, считают они.
От результатов предстоящих выборов зависит, какая точка зрения будет доминировать среди представителей политического истеблишмента. Условно «пророссийскими» можно считать «Левую партию» и «Альтернативу для Германии». Согласно опросам, среди их сторонников 30% в большей степени доверяют Путину, нежели Меркель. Однако позиции этих сил не столь сильны.
Еще одна интрига — за кого отдадут свои голоса русские немцы — те, кто в свое время эмигрировал в Германию и теперь все активнее принимает участие в политической жизни страны.
Научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Федор Басов предрекает уверенную победу Ангелы Меркель.
— Судя по соцопросам, которые в Германии незначительно отличаются от результатов голосования, Меркель остается канцлером, а ХДС/ХСС — старшим партнером по правящей коалиции. Поскольку СДПГ отстает, а гипотетическая красно-зеленая коалиция СДПГ, левых и зеленых набирает от 40 до 45 процентов. Вряд ли они смогут мобилизоваться и набрать еще пять процентов.
Это значит, что возможны несколько вариантов правящей коалиции: или продолжение большой коалиции, но это уже не так очевидно, поскольку и для СДПГ и для ХДС/ХСС это коалиция поневоле. Уже возможен вариант, что ХДС/ХСС готовы блокироваться с зелеными, зеленые с консерваторами. То есть возможна коалиция ремейк: ХДС/ХСС, либералов — свободных демократов, которые вернутся в парламент, и зеленых. Или же возможен такой интересный вариант: ХХД/ХСС и либералы могут набрать большинство. И тогда будет коалиция христианско-либеральная. Но это вряд ли.
«СП»: — Какие шансы у «Альтернативы для Германии»?
— По всей вероятности они уверено проходят в бундестаг, набрав от 8 до 12 процентов. Это будет серьезная фракция. Но, разумеется, все остальные силы отказались обсуждать с ними коалиционное соглашение. Они и сами это понимают и не собираются вступать в коалицию на правах массового партнера. Пока у них нет шансов стать партией власти.
«СП»: — Есть ли признаки коррекции позиции Меркель по вопросам, из-за которых стал возможен успех «Альтернативы»?
— Да, есть фактор «Альтернативы» и есть также фактор недовольства консервативной части электората ХДС/ХСС. По этой причине было ужесточено миграционное законодательство, в частности, правила воссоединения семей мигрантов. Также сократился список стран, откуда Германия будет принимать беженцев. Ужесточились меры, связанные с внутренней безопасностью и т. п. Ну, а, кроме того, пик кризиса пришелся на 2015 год. Сейчас такого уже нет.
«СП»: — У Меркель будет уже четвертый срок во власти. У нас в этом упрекают Путина. Для Германии это нормально?
— Да, в Германии число сроков для канцлера не ограничено. У Гельмута Коля тоже было четыре срока. У немцев есть ограничение по срокам для федерального президента, но его политические полномочия гораздо уже. Но там еще есть традиция — если политик проигрывает выборы, то он уже не возвращается во власть. Ни через срок, ни как-то иначе.
«СП»: Каких политических убеждений придерживаются живущие в Германии выходцы из России?
— Русскоязычные граждане Германии, которых там более трех миллионов, голосуют за разные партии. Но традиционное голосование — за ХДС/ХСС. С появлением «Альтернативы» кто-то стал голосовать за нее. Но существенно это картину не меняет.
Заместитель руководителя Центра германских исследований института Европы РАН Екатерина Тимошенкова считает Меркель удобным для России партером.
— Все опросы показывают, что канцлером станет Меркель. Хотя есть целых 46 процентов граждан, которые еще не определились, за кого они будут голосовать. Но скорее всего они распределятся между малыми партиями.
«СП»: — В том числе пойдут в пользу «Альтернативы для Германии»…
— Да, эта партия, появившись в 2013 году стала активно оттягивать голоса у всех остальных партий, чем спутала им карты и затруднила образование коалиций. Кроме того, она прошла в большинство региональных парламентов.
Сейчас главный вопрос — наберет ли «Альтернатива» больше 10 процентов и станет ли третьей силой. Войдет ли в число так называемых таблированных партий. Таблированные партии — это те, кто признается всеми остальными крупными партиями. Пока же «Альтернатива» считается изгоем.
Крупные партии с одной стороны не хотят пожимать им руку, а с другой они прекрасно понимают, и сейчас, перед выборами, они стали это признавать, что если они ее так демонизируют, то придают дополнительные очки. Например, в бундестаге есть традиция, что первое заседание открывает старейший депутат. Скорее всего, это будет депутат «Альтернативы».
Также они могут возглавлять комитеты. Если другие партии будут отказывать «Альтернативе» в этом, то они, фактически, будут нарушать сложившиеся нормы и правила и продемонстрируют немецкому обществу, что не учитывают его интересы. Как считают многие это придаст «Альтернативе» ореол жертвы. В партии это отлично понимают и даже сами провоцируют на это.
В принципе у «Альтернативы» есть шансы таблироваться, как это сделали когда-то зеленые и левые. Но, то что они войдут в бундестаг, сомнений не вызывает.
«СП»: — Как будут голосовать русские немцы, выходцы из России? Ведь их несколько миллионов. И вообще, каково влияние русского фактора?
— Российский, русский фактор немного преувеличивается. Действительно, во время предвыборной кампании в США российская угроза была нужна как внешний враг, да и сейчас ею пользуются в надежде сместить Трампа. Но в Германии… Прогнозы о возможном вмешательстве России в немецкие выборы были, но никаких доказательств так и не предъявили. Да и сейчас уже понятно, что ни о каком вмешательстве речи не идет.
Вообще, после майского визита Меркель к Путину мы наблюдаем успокоение в СМИ по этому поводу, причем с обеих сторон. России нет никакого смысла вмешиваться в выборный процесс в Германии, ведь при любом раскладе побеждает Меркель. А она — вполне предсказуемый для нас партнер. Есть система взаимодействия с ней.
Были также предположения, что русские немцы станут этакой «пятой колонной», которая будет голосовать за ту же «Альтернативу для Германии». Тем более, что был прецедент — Реджеп Эрдоган пытался вмешиваться в немецкий избирательный процесс. Но, общаясь с выходцами из России, поддерживая рабочие отношения с Союзом русских немцев, я знаю, что они больше поддерживают традиционные партии: ХДС/ХСС и СДПГ.