Российский военно-транспортный самолет Ан-124 компании «Волга-Днепр» доставил на сербскую авиабазу Батайница два истребителя МиГ-29. 6 октября Белград получит еще четыре машины. Министр обороны Сербии Александр Вулин отметил, что это была первая поставка боевой авиации в страну за минувшие 30 лет.
В июне прошлого года был установлен другой печальный рекорд: по признанию премьера Александра Вучича, впервые за 36 лет Сербия получила новые вертолеты. Речь шла о двух российских многоцелевых машинах Ми-17 (экспортная версия Ми-8). Из открытых данных следует, что поставки практически всего оружия Москва осуществляет на безвозмездной основе, и, видимо, потому удостаивается такого внимания со стороны высших лиц Сербии.
Безвозмездное соглашение
Белград выпрашивал у Москвы оружие на протяжении нескольких лет. В декабре 2016 года было достигнуто крупнейшее в постсоциалистические времена соглашение. Россия обязалась передать Сербии шесть МиГ-29, 30 танков Т-72С и 30 боевых разведывательно-дозорных машин БРДМ-2.
Детали договоренностей остались неизвестными, однако в СМИ мгновенно распространилась точка зрения, что Москва передаст Сербии поддержанную технику, которая, вероятно, находится на хранении. Истребители, танки и бронемашины продаваться не будут. Белград лишь оплатит ремонтные работы, которые обойдутся в несколько миллионов долларов.
По информации журнала Air International, Россия согласилась передать Сербии четыре МиГ-29 производства 1989 года (три машины модификации «9-13», одна — «9-12А») и два МиГ-29 УБ («9-51», учебно-боевой) 1990 и 1991 годов выпуска. Ранее сообщалось, что истребители находились на авиабазе Миллерово (Ростовская область, 31-й истребительный авиационный полк), а потом были переброшены в подмосковную Кубинку.
Последний раз ремонтные работы на этих самолетах могли производиться в 2010, 2013 и 2014 годах. Наряду с этим в настоящее время Москва проводит модернизацию четырех МиГ-29, стоящих с 1980-х годов на вооружении сербских ВВС. На самолеты должны установить новую бортовую радиолокационную станцию (БРЛС) и систему управления вооружением, позволяющую применять управляемые ракеты средней дальности (110 км) класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ.
Таким образом Белград почти даром получит 10 истребителей 30-летнего возраста. Однако в силу своих превосходных тактико-технических характеристик, МиГ-29 являются вполне современным оружием, особенно в Балканском регионе. Аналогичная оценка применима к Т-72С и БРДМ-2, которые однозначно усилят сербскую армию.
Сербские источники сообщают, что в течение 2017 года Москва и Белград должны заключить соглашение на поставку четырех боевых вертолетов, зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) «Бук-М2», зенитных ракетных пушечных комплексов «Тунгуска» и трехкоординатных РЛС. В конце августа 2017 года появилась информация о переговорах по поставкам ЗРК С-300. С большой вероятностью поставка средств ПВО произойдет в 2018 году, хотя С-300 в силу технических причин может быть передан несколько позже.
Символический подарок
Судя по официальной информации и утечкам в СМИ, сербская дипломатия добилась от Москвы безвозмездной военной помощи, которая призвана усилить возможности противовоздушной обороны и сухопутных войск. Вооруженные силы Сербии после хаоса и кровопролитных войн 1990-х годов до сих пор находятся в плачевном состоянии. Натовские бомбардировки уничтожили основные объекты военной и гражданской инфраструктуры, лишив Белград возможности нормального экономического развития.
Сербия является бедной по-европейским меркам страной (ВВП на душу населения — 14,5 тысячи долларов) со скромным военным бюджетом (830 миллионов долларов). Численность армии составляет около 40 тысяч человек. На балансе сербских ВС числятся 800 танков, 575 единиц бронетехники, 72 самоходных установки, 144 буксируемых орудий и 82 реактивных систем залпового огня. Однако в исправном состоянии находятся около 20-30% перечисленных вооружений, не говоря о том, что 70-80% из них морально устарели.
В январе 2016 года Белград отправил в Москву заявку на поставку истребителей и средств ПВО из-за планов Хорватии по закупке американских оперативно-тактических комплексов MGM-140 ATACMS. В ходе прошлогоднего визита вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин сделал Вучичу символический подарок. Он вручил премьеру Сербии макет С-300 и заявил о готовности России экспортировать любые вооружения, но на коммерческой основе.
В реальности поведение Рогозина, скорее всего, свидетельствовало о том, что Россия взяла на себя обязательства по перевооружению армии Сербии, причем на безвозмездной основе. Модернизацию сербских войск можно условно разделить на два этапа. Первый этап предполагает поставку российских истребителей, танков и бронемашин, второй — комплексов ПВО, включая С-300.
Если суммировать выделение средств на ремонт военной техники из РФ и прочие расходы, то модернизация вооруженных сил обойдется Сербии в 400-450 миллионов евро, то есть в половину ежегодного оборонного бюджета. В итоге Белград должен получить относительно хорошо подготовленную армию, которая оснащена исправным и модернизированным советским оружием.
Сербия, вопреки распространенному в России мнению, не является союзницей Москвы. В сербском парламенте и правительстве преобладают прозападно настроенные персонажи, а русофилы выполняют роль декорации любви сербов к нашей стране. Официальный курс внешней политики Белграда направлен на евроинтеграцию, а в военной сфере Сербия отчаянно стремится сохранять баланс между Москвой и НАТО, пополняя при этом свой арсенал.
С прошлого года вступило в силу соглашение о логистической поддержке натовских войск. Согласно документу, Белград обязан предоставлять всю необходимую помощь для транспортировки и снабжения группировки альянса. На территории Сербии офицеры НАТО получили иммунитеты и привилегии на уровне дипломатов. Почему же в таком случае Россия согласилась поставлять сербам пусть и поддержанное, но достаточно эффективное оружие?
Россия ничего не теряет
Не стоит думать, что Москва продолжает проводить наивно-великодушную политику в духе СССР, который порой бессмысленно вкладывал деньги и поставлял оружие псевдолояльным режимам. Руководство РФ не может не осознавать, что вооружает отнюдь не союзника. Белград, пережив натовские бомбардировки, покорно встает на одно колено перед всесильным альянсом и пытается одновременно угодить Москве.
Пресловутая многовекторность Сербии не несет ощутимой политической пользы РФ. Однако восстановление могущества сербской армии отвечает национальным интересам России. Балканы остаются взрывоопасным регионом. Сербия является стержневым государством региона, но за четверть века растеряла прежний военный потенциал. К тому же Москва передает Белграду технику, «которую не жалко», и потому военная помощь не приносит коммерческих убытков.
С экономической точки зрения, перевооружая Сербию, Россия ничего не теряет. Конечно, Москва вряд ли приобретает какую-либо существенную политическую выгоду. Как бы ни складывались российско-американские отношения, Белград всегда будет балансировать. Поставка оружия — это скорее вклад в стабильность Сербии, которая получит возможность самостоятельно дать сдачи агрессивным соседям.
Кроме того, российское оружие позволит сдержать агрессивные амбиции косоваров и ДАИШ (ИГ — запрещена в РФ), которое прочно обосновалось в признанной Западом республике. Приштина не скрывает желания создать собственную армию на основе полицейских подразделений, а террористы рвутся расширить границы влияния на Балканах.