Материал комментируют:
Андрей Манойло
Сергей Кулик
Депутат Верховной рады от партии «Народный фронт», экс-командир батальона патрульной службы милиции особого назначения «Миротворец» Андрей Тетерук предложил создать вокруг Крыма «токсичную атмосферу», чтобы ликвидировать торговые связи между полуостровом и Турцией. Об этом он заявил в четверг, пятого октября, в ходе заседания парламента.
По словам Тетерука, из Крыма в Турцию почти каждый день следуют суда с содой, пшеницей, металлоломом. «Действенной реакции, чтобы мы сделали токсичной атмосферу оккупированного Крыма, остановили контрабандный вывоз из Крыма любых материалов, блокирования таких судов в портах Турции не делается вообще», — возмутился он.
Депутат добавил, что Киев должен добиться международного запрета на обслуживание судов, заходящих в порты Крыма, чтобы любые такие торговые операции фиксировались, а капитаны арестовывались. «Они должны отвечать за то, что они провозят контрабанду», — сказал Тетерук.
В конце сентября Украина официально передала Турции список судов, заходивших в порты Крыма без ее разрешения. Об этом в своем в Twitter сообщил посол Украины в Турции Андрей Сибига.
«Перечень судов-нарушителей, которые заходят в порты оккупированного Крыма, передан турецкой стороне», — написал он.
Как сообщила пресс-служба генпрокуратуры Украины, «стороны обсудили правовое взаимодействие и сотрудничество по предотвращению и пресечению постоянных нарушений Россией норм международного морского права». Кроме того, обсуждались «противодействие терроризму и экстремизму, активизация взаимодействия по вопросам правовой помощи, взаимодействие на уровне региональных прокуратур Украины и Турции, незаконные морские связи с оккупированным Крымом».
В марте 2017 года в Турции вступил в силу официальный запрет на обслуживание судов, приходящих из портов Крыма. Запрет касается даже судов, которые заходили в Крым транзитом. Ранее о фактическом запрете сообщали директор турецкой логистической компании Selin Global Арзыгюль Каймакчи и директор «Крымского морского агентства» Станислав Гвоздилов.
3 октября в пресс-службе министерства Украины по делам беженцев заявили, что, несмотря на возражения Киева, в порты Крыма продолжают заходить иностранные суда. Как отмечалось в пресс-релизе ведомства, в период с 1 сентября по 1 октября эти суда 79 раз заходили в порты Керчи, Севастополя и Феодосии. Речь идет о 30 грузовых судах, из которых 23 судна под флагом Российской Федерации и семь — под флагами других государств".
Кроме того, сообщалось, что за август текущего года у разгрузочных терминалов были замечены «34 грузовых судна-нарушителя под флагами РФ, Палау, Сьерра-Леоне, Того, Коморских островов, Танзании».
В марте суд в Одессе конфисковал за заход в порты Крыма судно Sky Moon, ходившее под флагом Танзании. Капитан был признан виновным в транспортировке из Крыма более трех тысяч тонн технической соды стоимостью почти 18,5 миллиона гривен. «Впервые в истории Украины суд принял решение и о конфискации судна», — прокомментировали судебное постановление в украинской прокуратуре.
В ноябре 2016 года суд в Одессе заочно арестовал совершавший рейсы между Крымом и Турцией российский паром «Варяг».
Напомним, в апреле 2015-го Киев объявил, что закрывает порты Крыма для иностранных судов, что было задокументировано соответствующим распоряжением Кабмина от 30.04.2014 № 578-р «Некоторые вопросы функционирования морского и речного транспорта» и в приказе Министерства инфраструктуры от 16.06.2014 г. № 255 «О закрытии морских портов». С этого момента любое судно не под украинским флагом, приблизившееся к полуострову, считается «нарушителем норм международного права… подрывающим суверенитет Украины», «что влечет за собой ответственность судовладельцев, операторов и капитанов судов, в том числе уголовную».
— Бывший комбат ничего нового не сказал, — отмечает крымский журналист Сергей Кулик.
— Киевские власти уже давно задерживают суда, посещающие крымские порты. Так, в марте одесский суд принял решение о конфискации сухогруза под флагом Танзании, вывозивший с территории полуострова техническую соду. Два месяца назад в той же Одессе задержали судно под панамским флагом, неоднократно посещавшее порты Крыма — капитану тогда на три года запретили въезжать на территорию Украины. Но, судя по истерике Тетерука, такие меры мало кого пугают, а иностранные суда продолжают заходить в крымские порты.
«СП»: — Недовольство Тетерука направлено в первую очередь против Турции? Какие еще государства нарушают запрет Киева? Что это за государства?
—Разные: африканские, азиатские, американские. Владельцы судов тоже не лыком шиты, стараются подстраховаться. К примеру, тот же «панамец» посещал крымские бухты как под флагом этого латиноамериканского государства, так и под флагом Белиза.
«СП»: — Если Киев примет на этот счет какой-то новый закон, и кто-то из стран, чьи корабли ранее заходили в порты Крыма, все же подчинится ему, отразится ли это на полуострове?
— Не думаю. Если кто-то и решит воздержаться от посещения Крыма, то опустевшую нишу займут российские суда. К тому же строительство Крымского моста вышло на заключительный этап, поэтому примут в Киеве дополнительный закон или не примут —на полуострове это вряд ли сильно отразится.
«СП»: — Турция не поддерживает присоединение Крыма к России. Почему тогда она игнорирует требования Киева в части морского сообщения с Крымом?
— Есть такая крылатая фраза, которую любят повторять в кинофильмах: «Ничего личного, просто бизнес». Турецкие коммерсанты заинтересованы в таком традиционном рынке сбыта своей продукции, как Республика Крым и не собираются его терять. Поэтому Анкара и смотрит сквозь пальцы на вояжи своих моряков в крымские порты.
«СП»: — Насколько вообще для Анкары важна территориальная целостность Украины? Сообщение с Крымом это вопрос чисто экономический или еще и политический?
— Для правительства Эрдогана больше важны национальные интересы самой Турции. Сообщение с Крымом для Анкары — это вопрос и экономический, и политический. Немало крымских татар учится и работает в Турецкой Республике, ведет совместный бизнес с турками. Поэтому обрывать морское сообщение с Крымом для турецких властей было бы неразумно.
— Предложение Тетерука абсурдно, — считает профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор политических наук, член Научного совета при Совете безопасности РФ Андрей Манойло.
— Но оно, во-первых, довольно точно отражает «среднюю температуру по больнице» нынешней украинской власти, с другой стороны, может маскировать собой намерение действительно совершить в отношении иностранных судов, заходящих в Крым, вполне определенные действия. Дело в том, что в тех странах, которые не признали Крым российским, крымские порты по-прежнему считаются находящимися под юрисдикцией Украины. И в ответ на заход, например, турецкого торгового судна, украинская власть может официально потребовать от Анкары санкций в отношении самого судна, перевозимого им груза, капитана, владельцев. Другое дело, как при этом будет реагировать на такое требование Анкара, или столица любого другого государства, к которым будут приставать украинские власти с подобного рода претензиями.
«СП»: — Тетерук предлагает добиться международного запрета на обслуживание судов, заходящих в порты Крыма. Поддержит ли его международное сообщество?
— В принципе, может поддержать, возведя этот запрет в ранг санкций. Тетерук же не сам додумался до этого — ему явно кто-то подсказал. В провокационных целях такую акцию — по задержанию судов и грузов, побывавших в Крыму, действительно могут организовать. Как только арестуют первого капитана — этот инцидент возведут в прецедент и очень многие будут реально опасаться заходить в Крым.
«СП»: — Нападки Тетерука адресованы главным образом Турции? Как Анкара отреагирует? Тетерук не боится испортить с ней отношения? Ведь Турция итак не признала присоединение Крыма к России?
— Да, Тетерук имеет в виду в первую очередь турецкие суда. Но нынешняя Украина не будет портить отношения с Турцией — она ее боится. Турция же тем более не испугается Украины: она покупала нефть у ИГИЛ * на пике борьбы с международным терроризмом, что ей украинские радикалы — мелочевка какая-то.
«СП»: — Почему в порты Крыма в основном заходят корабли государств Африки и Океании? Каковы их мотивы? Ведь эти страны тоже не признали референдум в Крыму. Получится ли у Киева надавить на них?
— Африка и Океания — далеко. До них Киеву не дотянуться. Кроме того, война-войной, а жизнь продолжается: те же американские корпорации, потеряв возможность взаимодействовать с Крымом напрямую, под своим флагом, вполне могут пользоваться нейтралами из числа африканцев: бизнес есть бизнес, ничто не должно ему мешать.
* «Исламское государство» (ИГИЛ) — террористическая группировка, деятельность которой на территории России запрещена решением Верховного суда РФ от 29.12.2014.