Материал комментируют:
Андрей Манойло
Виктор Мараховский
Игорь Шатров
Украина, Грузия, Молдавия и Азербайджан должны объединиться для совместного противостояния России. Об этом, как передает портал «Эхо Кавказа», на пресс-конференции в Тбилиси заявил министр иностранных дел Украины Павел Климкин.
«Мы все стоим перед общим вызовом и, прежде всего, это вызов, связанный с нашим суверенитетом и территориальной целостностью. Это все исходит от одной страны — РФ и, разумеется, нам нужно совместно противостоять этому вызову. Мы должны работать в этом направлении и прилагать усилия», — заявил он.
По его словам, у стран ГУАМ «есть в связи с территориальной целостностью общий вызов, который создан Российской Федерацией».
Организация за демократию и экономическое развитие — ГУАМ — региональная организация, созданная в 1997 году Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий, входящих в него стран. До выхода Узбекистана, организация именовалась ГУУАМ.
В целом, российские СМИ имеют тенденцию оценивать ГУАМ в качестве антироссийского блока, или «организации оранжевых наций», за спиной которой стоят США.
Организация была активна в 2006—2008 гг., однако в последнее время фактически прекратила свою деятельность. Большинство экспертов считают ее нежизнеспособной. Последний саммит ГУАМ состоялся весной этого года в Киеве.
— Видимо, Украина, задыхаясь, лихорадочно ищет себе союзников, причем — любых. После того, как Грузия и Молдавия откажутся, Климкин обратится с таким же предложением к островам Кергелен, — считает профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор политических наук, член Научного совета при Совете безопасности РФ Андрей Манойло.
— Создается впечатление, что Климкин вообще не очень понимает, чего хочет. Ему ужасно хочется создать видимость существования антироссийского альянса — хоть с кем. Этим и объясняется, помимо факторов чисто клинических, его поведение и заявления.
«СП»: — Климкин говорит об общей угрозе территориальной целостности со стороны России. Насколько можно сравнивать ситуацию конфликта с Украиной с молдавской и грузинской ситуациями? И при чем здесь Азербайджан.
— Ситуации совершенно разные — и в экономическом плане, и в политическом. Единственное, чего нет ни в одной из этих стран — это российской оккупации. Она существует только в воспаленном сознании Климкина. Азербайджан же Украине очень хочется подтянуть за компанию: ведь с Азербайджаном тесно сотрудничает то самое НАТО, в которое Украине пока путь заказан.
— Климкину свойственно по работе — главы МИД марионеточного государства — возникать с идеями всемирного хоровода добра, призванного уничтожить зло, — отмечает главный редактор портала «На Линии» Виктор Мараховский.
— ГУАМ был нежизнеспособен всегда, ещё когда он был ГУУАМ. Он нежизнеспособен по тем же причинам, по которым были нежизнеспособны все множественные проекты энерго-, транспортных и прочих коридоров в обход России. Поскольку единственным объединяющим знаменателем всех этих затей было противостояние России, причём не объективно необходимое для выживания, а заказанное новым патроном — то и реализоваться оно не могло. И да, никакого нового альянса, скорее всего, не будет. Азербайджану это вообще не нужно (или Украина, что ли, ему вернёт Карабах?), Грузии в общем тоже все это ни к чему (Украина, что ли, вернёт ей Абхазию с Осетией?), Молдавия никогда не была всерьёз разлучена с Приднестровьем, не делает из Приднестровья трагедию и вообще балансирует на грани симпатий к РФ. Но главное — нет никакой формы, в которую данный «альянс» в нашей вселенной мог бы вылиться.
«СП»: — Можно ли вообще сравнивать ситуацию на Украине с ситуацией в Грузии, Молдавии и Азербайджане?
— Сравнивать невозможно — потому что у Грузии, Молдавии и даже Азербайджана войны уже нет. А у Украины есть.
«СП»: — Опасен ли такой альянс для России?
— Такой альянс, будучи провозглашённым, может только помочь России — потому что на его завиральные лозунги сдуру могут дать денег наши стратегические конкуренты. То есть ещё сколько-то денег будет потрачено ими впустую.
— Киев задумал реанимировать ГУАМ, чтобы использовать в качестве антироссийской площадки, — считает заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
— Весной этого года на Украине даже состоялся саммит этой организации, о которой на многие годы забыли. Предыдущий саммит, кстати, проходил 9 (!) лет назад, в 2008 году в Грузии. Это прямое подтверждение политической ангажированности проекта, задуманного в кабинетах Госдепа как союз государств антироссийской направленности.
«СП»: — О каком вызове территориальной целостности он говорит? Ну, с Грузией и Молдавией все понятно, но при чем тут Азербайджан? Или Климкин путает Россию с Арменией?
— Запад обвиняет Россию во всех территориальных проблемах на пространстве бывшего СССР. Так что Климкин не путает, а пользуется возможностью добавить свои пять копеек, выслужившись перед хозяевами. Повторюсь: именно как международная площадка для антироссийских заявлений ГУАМ и нужен Киеву.
«СП»: — Как на предложение Климкина отреагируют в Кишиневе, Тбилиси, а главное — в Баку?
— Как я уже сказал, 9 лет прошло, а Климкин только проснулся. Он опоздал. Геополитическая конъюнктура изменилась. Молдавия делает постепенный разворот в сторону России. Ситуация непростая, Додону нелегко противостоять проевропейской оппозиции, но вектор уже определился. Грузия, не признавая независимости Абхазии и Южной Осетии, и не имея дипотношений с Россией, при этом стремится восстановить с нашей страной порушенные экономические связи, продвигая свои товары на российский рынок. Азербайджан вообще всегда стремился занимать взвешенную позицию по международным вопросам. Это, наверное, единственная страна, которая пошла на участие в проекте ГУАМ сугубо из экономических соображений. Алиев никогда не позволит, чтобы его впутали в политические интриги Порошенко и К°. Тем более что Киеву, в отличие от Москвы, нечего предложить Баку.
«СП»: — Москва может что-то противопоставить, если ГУАМ будет возрожден? Или вообще не стоит обращать внимания?
— Россия ничего не противопоставляет. Россия создает с партнерами наполненные содержанием, а не политической трескотней проекты. ЕАЭС — один из них. В отличие от ГУАМ он существует не в фантазиях, а в реальных делах. То же самое можно сказать о БРИКС, ШОС и других интеграционных объединениях, с которыми Украина не сотрудничает, лишая себя перспектив экономического развития. Кстати, Узбекистан, который одно время входил в ГУАМ (тогда ГУУАМ) — участник ШОС, Азербайджан — партнер ШОС по диалогу. Да и Украина в бытность Януковича президентом подавала заявку на то, чтобы стать страной-наблюдателем ШОС. Но Порошенко не готов выстраивать отношения в таком формате, потому что на площадке ШОС антироссийские инициативы не пройдут. Поэтому ему и приходится довольствоваться возможностью участия в маргинальном проекте ГУАМ.