Власти Грузии объявили о победе в противостоянии с сильным и опытным противником — российской дипломатией и призвали дальше бороться против «российской оккупации» Абхазии и Южной Осетии.
18 июля в Тбилиси стартовала ежегодная четырехдневная встреча руководителей дипломатических миссий Грузии за рубежом «Амбассадориал 2017» под названием «Дипломатия, ориентированная на результат, в турбулентной среде». Перед собравшимися выступили президент Грузии Георгий Маргвелашвили, премьер Георгий Квирикашвили, вице-премьер Грузии, министр иностранных дел Михаил Джанелидзе и председатель парламента Ираклий Кобахидзе.
— Мы должны объяснить нашим международным партнерам, что процесс противостояния с Российской Федерацией начался не в 2008 году, а еще с 90-х годов — с того момента, когда Грузия сделала первый шаг к независимости, в сторону свободного выбора, — заявил Маргвелашвили, подчеркнув, что грузинская дипломатия отразила все вызовы на международной арене, имея в виду, что число стран, признавших независимость Абхазии и Южной Осетии после войны 2008 года, не выросло.
Спецпредставитель премьер-министра Грузии по вопросам отношений с РФ Зураб Абашидзе, принимавший участие во встрече, заявил журналистам, что любой стране мира сложно выстраивать отношения с Россией. А глава грузинского правительства Георгий Квирикашвили отметил, что его страна «полностью привержена ценностям НАТО и готова взять на себя ответственность и обязательства, которые имеют члены альянса».
Отметим, что 18 июля президенты Украины и Грузии Петр Порошенко и Георгий Маргвелашвили подписали декларацию о стратегическом партнерстве между двумя странами. Порошенко во время пресс-конференции заявил, что стороны ведут переговоры о взаимной подготовке горно-стрелковых подразделений как на территории Грузии, так и на территории Украины, и что Киев готов «передать победный опыт ВСУ в гибридной войне».
— Прошу прощения, что 22 года прошло с момента государственного визита украинского президента, который последний раз состоялся в 1995 году. Уверен, что мы должны интенсифицировать наши визиты, — сказал украинский президент.
Ранее Порошенко и премьер-министр Молдавии Павел Филип на границе Украины с Приднестровьем открыли совместный молдавско-украинский КПП Кучурган — Первомайское. Как ранее сообщали СМИ, всего таможенные службы Молдавии и Украины планируют установить на приднестровском участке границы 13 совместных пунктов пропуска и тем самым сформировать возле Приднестровья пограничное кольцо. Речь идет о пяти международных пунктах пропуска (уже открытом Первомайск-Кучурган, Новые Гояны-Платоново, Новосавицкая-Кучурган, Колбасна-Слободка и Хрустовая-Болган, также о восьми пунктах межгосударственного значения (Грушка-Великая Кошница, Броштены-Тимково, Вэрэнкэу-Станиславка, Колосово-Иосиповка, Малаешты-Великопольское, Ближний Хутор-Славяносербка, Незавертайловка-Градинцы и Валя Туркулуй-Алексеевка).
Эксперт Фонда стратегической культуры Андрей Арешев уверен, что воинственная риторика Тбилиси — не просто дежурные заявления по вопросу территориального спора, а скоординированная реакция влиятельной части грузинского истеблишмента на попытки возобновления межпарламентского диалога между Москвой и Тбилиси.
— В начале июля впервые за 10 лет представители парламента Грузии посетили Госдуму РФ. По итогам переговоров российских и грузинских депутатов принято решение, что в Госдуме создадут неформальную рабочую группу, которая займется активизацией диалога между Москвой и Тбилиси по разным направлениям. Кроме того, очередной раунд переговоров в рамках комиссии Абашидзе-Карасин привел к договоренностям приступить к реализации подписанного в 2011 году договора «О торговых коридорах» между Россией и Грузией.
Подобные контакты традиционно вызывали негативную реакцию со стороны прозападных адептов в Тбилиси. Поэтому соответствующая риторика с их стороны — предсказуема, но я думаю, что вслед за этим могут и последователь определенные действия, направленные на срыв наметившегося российско-грузинского диалога. Активизация воинственной риторики в итоге может привести к очередному сворачиванию контактов, что, в первую очередь, отразится на грузинской экономике и обществе.
Обращу внимание на тот факт, что торговый оборот между Грузией и Россией растет — на 17% в 2016 году. В январе-мае 2017 года вырос на 33,5% по сравнению аналогичным периодом 2016 года и составил порядка 430,5 миллиона долларов — 10,9% от общего торгового оборота Грузии. То есть для Грузии по торговому оборону на первом месте находится Турция, затем — Россия, Азербайджан, Китай. И уже потом идут Германия, Украина, Армения, Болгария, Италия.
Что касается украино-грузинской декларации о стратегическом партнёрстве и обмене опытом между ВС обеих стран, то, как известно, они уже им обменивались — в войне 2008 года по российским самолетам стреляли из поставленных Украиной средств ПВО. Однако уроки той войны не прошли бесследно ни для российских ВС, ни для Грузии, которая сейчас проводит совершенно другую политику. Конечно, не может не тревожить развертывание на грузинской земле новых объектов НАТО, но Украина вряд ли может предоставить какую-либо серьёзную помощь, кроме эмоционально нагруженных заявлений Порошенко.
— Я бы не относился к визитам Порошенко с иронией, как и вообще к украинской теме, особенно в свете последнего заявления главы ДНР Захарченко о Малороссии, — считает доцент РГГУ, эксперт по постсоветскому пространству Александр Гущин. — Украинский президент встречался с Павлом Филипом в то время, когда по теме Приднестровья на Россию оказывается серьезное давление со стороны молдавского правительства, где президент Молдавии Игорь Додон не имеет особого влияния.
Очевидно, что Украина не без влияния США делает попытки играть определенную роль на постсоветском пространстве и собирать все страны, у которых с Россией есть серьезные проблемы. Подобные действия и раньше предпринимались Киевом, например, через активизацию работы ГУАМ (Организации за демократию и экономическое развитие), созданной в 1997 году Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией.
Поэтому контакты Украины с Грузией и Молдавией не выглядят случайными — через эти страны можно оказывать давление на Россию (через Грузию — меньше, через Молдавию — больше). При этом, скорее всего, эти связи санкционированы Вашингтоном. Хотя и говорили, что для администрации Трампа постсоветское пространство — не приоритет, но последние события — саммит G20 в Гамбурге и назначение бывшего постпреда США при НАТО Курта Волкера специальным представителем по урегулированию конфликта в Украине, — свидетельствуют о том, что в американской внешней политике продолжится «ястребиный» тренд. А постсоветское пространство — это априори элемент давления на Россию.
Киеву явно недвусмысленно дали понять, что он упустил постсоветский тренд на фоне разговоров о евроинтеграции, которые закончились только получением Украиной безвиза с ЕС. И на этом фоне усилились контакты Порошенко с политической элитой Молдавии и Грузии. Кроме того, его визит в Грузию, видимо, снял вопрос об экстрадиции Михаила Саакашвили, который серьезно дестабилизировал украино-грузинские отношения.