Материал комментируют:
Александр Асафов
Денис Денисов
Помощник генерального секретаря ООН Урсула Мюллер в ходе начавшегося во вторник, 10 октября, трехдневного визита на Украину, намерена посетить Донецкую и Луганскую народные республики Донбасса. Так, во всяком случае, анонсировали план маршрута «правой руки» Антониу Гутерриша в аппарате Управления по координации гуманитарных вопросов ООН (УКГВ).
«В ходе поездки помощник генерального секретаря Мюллер встретится с ключевыми игроками в Киеве и на местах, а также ознакомится с гуманитарной ситуации в районах, находящихся под контролем и правительства, и неподконтрольных ему», — цитирует ТАСС представителя управления Валиджона Раноева.
Он не уточнил, кого именно он подразумевает под «ключевыми игроками» «на местах». Но если Мюллер, действительно, собирается включиться в диалог с руководителями ДНР и ЛНР, то это будет событие беспрецедентное. Поскольку до настоящего времени международные чиновники подобного уровня предпочитали смотреть на ситуацию в Донбассе (особенно на неподконтрольных украинскому режиму территориях) исключительно глазами официального Киева.
На этот раз особо отмечается, что помощник генсека ООН хочет «лично ознакомиться с положением людей и гуманитарной ситуацией в районах, которые пострадали от боевых действий, продолжающихся уже четвертый год».
Правда, до того, как пишут СМИ «незалежной», у г-жи Мюллер запланирован ряд встреч с высшими должностными лицами украинского правительства, представителями гуманитарных и дипломатических сообществ, а также с семьями переселенцев.
Ожидается, что она выскажется за наращивание финансирования гуманитарных программ на Украине. Поскольку средств на их проведение катастрофически не хватает.
По словам представителя УКГВ, ООН и партнеры организации продолжают оказывать помощь населению «по обе стороны линии соприкосновения». Но из 204 млн. долларов, необходимых на проведение таких операций в 2017 году, доноры перечислили всего 26%.
Если учесть, что согласно новому докладу ООН, в гуманитарной помощи в настоящее время нуждается 9% населения «незалежной» — т.е. четыре миллиона человек, то ситуация на самом деле выглядит критической.
Впрочем, дело, видимо, еще и в том, что Киев сам не очень склонен «тратиться» и проявлять милосердие, когда речь идет о жителях Донбасса — независимо от того, на этой стороне от линии соприкосновения они оказались, или — на той.
В августе, например, Украина вошла в «двадцатку» стран с худшим доступом к гуманитарной помощи в отчете, который подготовили сотрудники международной организации ACAPS. Лидерами антирейтинга стали Афганистан, Бурунди и Центральноафриканская республика.
Но виноватыми в «провале» Киева, как всегда, оказались «сепаратисты». Не людоедская постмайданная власть, которая оставила людей без пенсий и пособий, держит в блокаде, поливает артиллерийским и минометным огнем четвертый год и запугивает насильственной бандеризацией. А ДНР и ЛНР. Они якобы ввели «специальные процедуры на неподконтрольных территориях», чем «существенно ограничили предоставление гуманитарной помощи».
При этом каждый российский гуманитарный конвой в Донбасс вызывает в украинских СМИ настоящую истерику. А «европейские гуманисты» из Министерства иностранных дел «незалежной» эту помощь вообще назвали «преступлением против государственного суверенитета и государственной целостности Украины».
Можно ли в этом контексте надеяться, что госпожа Мюллер, действительно, способна объективно оценить ситуацию? А главное — изменит ли она практику судить о происходящем на Донбассе исключительно с подачи киевской власти?
— Хотелось бы для начала уточнить, будут ли эти встречи с руководителями ДНР и ЛНР, о которых вроде бы заявлено, — комментирует визит на Украину представителя ООН директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов. — Если это так, то это будет, конечно, знаковое событие. И, безусловно, событие правильное.
Поскольку чтобы понимать, в чем заключается вся проблема кризиса в Донбассе, необходимо выслушивать, узнавать, анализировать не только точку зрения официального Киева. Необходимо прислушиваться к мнению, как населения донбасских республик, так и позиции руководителей ДНР и ЛНР.
В этом отношении если такая миссия будет реализована, то это будет значительный плюс, как для ООН, в целом, так и для дальнейшего диалога с целью разрешения конфликта в Донбассе.
Ведь мы же знаем официальную позицию Украины относительно подобного рода дискуссий. Категорическое неприятие, которое базируется на такой предпосылке, что «только мы обладаем правом на правду».
Что, конечно же, не так. И мы ни один раз сталкивались с откровенной ложью со стороны официального Киева. Поэтому было бы более чем правильно для помощника генсека ООН выслушать так же противоположную сторону.
И, кстати, здесь необходимо напомнить, что именно к подобным формулировкам и формулам, в первую очередь, призывает Российская Федерация. Москва постоянно говорит о необходимости и ключевом значении именно прямого диалога между руководителями Украины и руководителями ДНР и ЛНР.
«СП»: — Но можно ли, в принципе, здесь надеяться на какую-то объективность?
— Если судить по документам, которые в последнее время выходили из тех или иных подразделений ООН, то, мне кажется, эта организация более-менее пытается вникнуть в происходящее. Вникнуть в ситуацию.
В последнем докладе Управления верховного комиссара по правам человека, к примеру, более чем красноречиво отражена ситуация на линии соприкосновения, связанная с обстрелами. Там четко — с цифрами и фактами — указано, что именно украинская сторона занимается обстрелами народных республик.
Поэтому если инициатива о прямом контакте с руководством ДНР и ЛНР будет реализована, то это, мне думается, только в позитив может сыграть для разрешения конфликта в Донбассе.
«СП»: — В том же ооновском докладе есть и довольно странные пассажи про некие «пытки в Крыму»… То есть там способны и покривить душой, если того требует политическая целесообразность…
— Могут, наверное. Но каждый видит в этом докладе то, что хочет видеть. Лично для меня безусловным позитивным моментом является то, что там фактически констатируется, что именно с украинской стороны происходят обстрелы территории республик. Указано, что за период с мая по август текущего года на линии и рядом с линией соприкосновения было зафиксировано девять жертв артиллерийских и минометных обстрелом. Причем, восемь человек погибло на территории ДНР и ЛНР — что свидетельствует о том, что именно с украинской стороны наносились удары. И один человек — со стороны Украины.
«СП»: — Если г-жа Мюллер, действительно, отправится на неподконтрольную Киеву территорию, могут ее занести в списки «Миротворца», как «неблагонадёжную»?
— Безусловно, шанс попасть на сайт «Миротворец» у нее есть. Дело — политической воли. Я вот не уверен, что там на самом деле есть намерение ехать на территорию ДНР и ЛНР и встречаться с руководителями республик.
Но если это так, то существуют международные механизмы для того, чтобы обеспечить госпоже Мюллер абсолютно безопасный проезд. И как бы этого не хотелось Украине, всегда найдется возможность сделать так, чтобы эта поездка состоялась.
«СП»: — А на общей гуманитарной ситуации это как-то скажется?
— Если будет политическая воля и адекватный отчет после возвращения госпожи Мюллер на свое рабочее место, то, естественно, ситуация может измениться. Но для этого, как минимум, необходимо, чтобы к такому желанию представителей ООН присоединились наши западные партнеры, которые, безусловно, могут за счет своих ресурсов оказать давление на принятие необходимых решений официальным Киевом. Если там будет консенсус по этому вопросу, то я вообще никаких проблем не вижу в том, чтобы на территории Украины, на территории ДНР и ЛНР эффективно действовала гуманитарная миссия ООН, которая бы обеспечивала самые незащищенные слои населения.
Политолог Александр Асафов тоже не очень верит в то, что чиновница ООН «пересечет линию соприкосновения»:
— Встретиться «на местах» для них это означает — максимум — Мариуполь. Или — если уж совсем, что называется, — то Краматорск. Ни в коем случае эти господа не поедут на территорию неподконтрольную Киеву — на территорию народных республик.
Там же не просто так анонсируется, что Мюллер будет встречаться с переселенцами. Она будет так «знакомиться» с ситуацией в Донбассе — «со слов очевидцев», так сказать.
Мы знаем, как пишутся подобные отчеты международных западных институтов. То, что производит в Крыму или на территориях ДНР и ЛНР — это всегда «со слов».
Я допускаю, конечно, что «небо упадет на землю» и на этот раз все будет иначе. Но не очень в этом уверен. Поскольку Йоханнес Хан (комиссар Евросоюза — ред.), к примеру, летом только до Мариуполя смог доехать. И Волкер (спецпредставитель Госдепа по Украине — ред.) тоже не спешит посетить ДНР и ЛНР. Хотя, казалось бы, и приглашали его, и должен бы по статусу туда съездить…
На самом деле эти визиты проходят всегда по одинаковой программе: Киев сначала клеймит «Россию-агрессора», а потом просит денег. Но в этот раз я ожидают небольшое изменение…
«СП»: — Какое же?
— Думаю, киевские «товарищи» будут убеждать гостью: «Смотрите, как там плохо людям. Потому нам нужны миротворцы для контроля границы. И тогда будет порядок, будет всем хорошо».
Решение по миротворцам должно приниматься ООН. Поэтому Мюллер, как официальному представителю этой организации, конечно, будут толкать идею Порошенко о том, что Украине нужны «голубые каски». Как можно больше. На всей территории ДНР и ЛНР. И главное — на границе с Россией.
«СП»: — Но денег у нее просить бессмысленно. В ООН уже признались, что средств на Украину нет…
— Все равно будут просить. Потому что это их основная функция — т.е. обеспечение коррупционных механизмов под видом гуманитарной, реформистской, военной и иной деятельности…
Но я бы хотел обратить внимание на другой, как мне кажется, очень важный момент. Официальной статистики здесь пока нет. Есть только тенденция, которая становится все более очевидной. Люди, которые в 2014 году, когда в Донбассе был пик событий, уехали на Украину, они возвращаются.
Они возвращаются, потому что в «незалежной» жизнь сейчас стала гораздо хуже. И это уже достаточно серьезный такой поток.
Переселенцам с Донбасса, которые бежали от войны на территорию, контролируемую Киевом, не выплачиваются никакие пособия, и вообще нет никакой помощи ни с трудоустройством, ни с жильем. И относятся к ним, особенно в западных областях, как к «неправильным украинцам».
Поэтому количество тех, кто отказывается мириться с таким унизительным положением и возвращается в донецкую республику, растет с каждым днем.