Его ждали, и он пришел. В Киеве у стен Рады вновь возводят палатки и собираются митингующие. На баррикадах – весь цвет украинской оппозиции, включая ультраправых радикалов и бывшего одесского губернатора Михаила Саакашвили. Что ждать от очередного Майдана?
Вчера днем на митинг в центре Киева вышли почти 5 тысяч человек, сторонников партий «Батькивщина», «Самопомощь», запрещенной в РФ националистической организации «Свобода», а также партии «Рух новых сил», которую возглавляет Михаил Саакашвили.
Митингующие установили под стенами парламента около 60 палаток и требовали отмены депутатской неприкосновенности, изменения избирательного законодательства и более решительных действий властей по борьбе с коррупцией. И уже стандартное «Порошенко должен уйти в отставку» – это личное пожелание Михаила Николозовича.
Не осталась в стороне и вечная дива украинской революции, Юлия Тимошенко. «Мы не можем молчать! Мы должны действовать мирно, конституционно, разумно, но отстаивать права людей, поскольку вопрос стоит уже о жизни каждого украинца», – написала Тимошенко на своей странице Facebook.
Какой Майдан без драки? При попытке пронести палатки прямо под стены Рады случилось первое столкновение с полицией. В результате пострадали четыре человека, включая полицейского.
К вечеру активисты пытались напасть на депутата от Блока Петра Порошенко – Олега Барну, от разъяренной толпы нардепа спас вездесущий Саакашвили. После этого инцидента депутаты стали пробираться в здание парламента окольными путями через черный ход, опасаясь возможных провокаций со стороны митингующих.
Не обошлось и без тяжелой техники: по соцсетям активно распространялась информация о том, что власть пригнала в близлежащий парк гаубицы для разгона толпы в случае повторения событий 2014-го года. Правда, оказалось, что техника использовалась для салюта в честь визита на Украину президента Мальты.
Порошенко вызов принял, пообещав пойти на уступки митингующим и внес законопроект о ликвидации депутатской неприкосновенности в ее нынешнем виде. С законопроектом о борьбе с коррупцией также обещали не затягивать.
Впрочем, митингующие не верят обещаниям властей и считают, что это лишь уловка. К слову, вместо рассмотрения необходимых поправок сегодня Рада занялась вопросами медицинской реформы.
Несмотря на нервное начало, сегодня обстановка у стен Рады относительно спокойная. Власть намерена не допустить повторения сценария 2014-го года и заранее озаботилась вопросами безопасности, отрядив для охраны порядка усиленные наряды полиции и Нацгвардии.
От первоначальных нескольких тысяч митингующих остались лишь несколько сотен активистов, которые, впрочем, намерены стоять до конца.
У них впереди еще много времени: синоптики пообещали украинской столице еще неделю теплого бабьего лета. Да и самим митингующим некуда торопиться. По традиции, вся протестная активность на Украине начинается аккурат после завершения сезонных работ в соседней Польше.
Летом заробитчане трудятся на полях, а ближе к зиме возвращаться в холодные квартиры и к ледяной воде из-под крана совсем не хочется. В палатках же – тусовка, горячие обеды, какая-никакая, но деятельность, придающая смысл бытию.
Наивно полагать, что митингующие собрались у стен Рады чайку попить да покричать лозунги. Учитывая состав участников – националистов, радикалов, бывших «хероев АТО», очень сильно недовольных Порошенко, этот Майдан готовился основательно. «У спецслужб была информация, и установлены факты хранения и закупки оружия членами незаконных формирований, находящихся среди митингующих.
Именно этим объясняются усиленные меры безопасности МВД. Их задача – безопасность участников митинга, Киева и страны. Никакого сноса палаток не будет», – написал в Facebook генпрокурор Украины Юрий Луценко. Впрочем, решение властей не разгонять протестный лагерь и не сносить палатки может выйти им боком, рассказал в эфире радио Sputnik правозащитник Владимир Олейник, бывший украинский депутат, после 2014 года живущий в России.
«Это может закончиться ничем на первом этапе – или же может закончиться плохо для Порошенко, для власти в целом: досрочными выборами парламента и президента. Всякая власть в Украине – я это знаю точно – всегда старалась не допустить митингов больших, манифестаций. Тем более – палаток. Палатки – это уже все, этот майдан начинает жить своей жизнью: поддержка, люди идут, и ситуация уже выходит из-под контроля. И поэтому всегда старались этого не допустить», – заключил Олейник.