«План Маршалла» для Украины обанкротился - «Политика» » Новости Дня Сегодня
«План Маршалла» для Украины обанкротился - «Политика» 14:00 Суббота 0 498
28-10-2017, 14:00

«План Маршалла» для Украины обанкротился - «Политика»


«План Маршалла» для Украины обанкротился - «Политика»

Материал комментируют:

Алексей Анпилогов

В Еврокомиссии неожиданно холодно отнеслись к горячему желанию Вильнюса «раскрутить» ЕС на деньги в пользу Украины. Представленный главой МИД Литвы Линосом Линкямичусом проект так называемого «плана Маршалла» для Киева был встречен еврокомиссаром Йоганнесом Ханом с плохо скрываемым раздражением.

«Мы готовы давать деньги, но не будем давать их без четких критериев, — цитирует ТАСС заявление Хана, которое он сделал в Таллине на Форуме гражданского общества Восточного партнёрства, где ему был передан документ. — Простите, что должен об этом говорить, но уровень доверия не очень высокий, и поэтому мы платим только тогда, когда что-то сделано».

По словам Хана, «незалежной» нужен не план, а изменение бизнес-климата в стране. Пока же — он напомнил — по привлекательности бизнеса страна занимает 80 место. Как подчеркнул еврокомиссар, «Украине нужно много что сделать, чтобы сделать свою бизнес-среду более привлекательной».

Ранее представители Сейма Литвы подготовили «Новый европейский план для Украины» (т.н. «план Маршалла») на 2017−2020 гг., где предусматривается финансирование реформ в стране со стороны ЕС на сумму 5 млрд евро в год. Средства предлагается выделять на «модернизацию и экономическое развитие».

Еще в августе Степан Кубива, вице-премьер и министр экономического развития Украины, писал у себя в «личке» на Facebook, что этот план обсуждается ключевыми международными институтами. И что он направлен на «формирование группы друзей» Украины, которые смогут обеспечить его реализацию.

Однако пока, насколько известно, никто особенно не давится в очереди, чтобы записаться в это сообщество «потенциальных кошельков» «незалежной». Даже, самые преданные, казалось бы, ее «адвокаты». В том числе и Литва, которая просто не может себе позволить такой неслыханной щедрости, поскольку сама давно живет фактически на дотации Евросоюза.

Да и хватит ли, в принципе, Украине тех вливаний, которые обеспечивает литовский план, если представить — гипотетически, что его вдруг решили принять?

За три года — это 15 млрд евро. Сумма приличная — даже очень. Если не принимать во внимание, что государственный долг Украины только за последний месяц вырос на полмиллиарда долларов и на сегодняшний день составляет более 76,5 млрд. долларов.

То есть, финансовые вливания ЕС, которые, по замыслу литовских товарищей, должны как бы оздоравливать постепенно украинскую экономику, на самом деле, слону дробина. Тем более что еще до инициативы Вильнюса представители ХДС в Германии называли сумму совершенно другого порядка, необходимую для этих целей — 100 млрд. долларов.

Сейчас, учитывая временной фактор и степень разложения «самостийной» экономики, потребуется, видимо, еще больше.

Вопрос в том, есть ли в Европе интерес помогать Украине с восстановлением индустриального потенциала? Да еще в условиях полного хаоса в стране, где хозяйничают неонацисты?

— Вообще-то, «план Маршалла» в оригинальном его виде применялся Соединенными Штатами в европейских странах, разрушенных войной, — комментирует ситуацию президент Фонда исторических исследований «Основание», политолог Алексей Анпилогов. — Поэтому называть то, что сейчас предлагается под «планом Маршалла» для Украины, не очень приятная аналогия для самой Украины.

Фактически, это признание того, что нынешний киевский режим довел страну до состояния территории, тотально разрушенной войной. Хотя на 90% территории Украины никакие военные действия не велись. И там нет жертв бомбардировок, разрушенных предприятий, уничтоженной инфраструктуры… и т. д.

А Донбассу, разрушенному украинскими карателями, они не пойдут. Не пойдут на восстановление разрушенной инфраструктуры Луганска, Донецка, Макеевки, Горловки…

Поэтому, давайте, назовем это честно, как есть. И коль киевский режим довел страну до состояния разгромленной войной территории, то, наверное, основные виновники в этом они сами.

«СП»: — Почему же украинской власти нужно, как сообщалось ранее, именно 5 млрд евро в год?

— В настоящий момент от 500 до 700 млн. долларов в месяц страна вынуждена заимствовать на внешних рынках. Сумма эта определяется исключительно торговым дисбалансом. То есть, Украина, по сути дела, производит продукции на эти 500−700 млн. меньше, чем потребляет.

До сих пор этой проблемой занимались западные финансовые институты. В первую очередь, речь идет о МВФ, Всемирном банке, ЕБРР, других западных финансовых донорах. Которые, разумеется, не безвозмездно, а под какие-то весьма непопулярные социальные и экономические преобразования, давали бы эти средства.

Я даже не могу назвать эту помощь кредитами — кредиты обычно надо возвращать. Это некие субсидии под целенаправленное изменение структуры украинской экономики.

И здесь есть один существенный момент. За предыдущие четыре года структура социума, структура расходов населения и структура экономики на Украине уже во многом изменена под требования этих международных институций.

Поэтому у господина Хана возникает резонный вопрос: а за что мы будем платить дальше?

То есть, ЕС, США, и все наднациональные структуры западного проекта, своих результатов на Украине добились. Больше чем сейчас они извлекают из страны, они уже извлечь не могут. Только за счет катастрофического снижения уровня жизни населения, и как следствия — утраты управляемости страной.

В текущей ситуации ни за «план Маршалла», ни за территории просто Украины отвечать некому. Элита уже показала за четыре года, что ответственность эту на себя брать не хочет. А откровенных фашистов, на фоне которых режим Порошенко покажется сверхлиберальным, пожалуй, не захочет сама Европа.

Не сможет уже заплатить за такой «банкет» и украинский народ, который считает деньги от зарплаты до зарплаты, тратя в основном на оплату ЖКХ и на еду. То есть, падать уже дальше некуда.

«СП»: — А человеческого потенциала хватит сегодня на масштабную модернизацию?

— Тоже вопрос. По моим прикидкам, за последние шесть-десять лет из страны уехало порядка шести миллионов граждан. Граждан трудоспособного возраста, в первую очередь. Это помимо демографических потерь, которые были вызваны уходом Крыма и потерей фактической Донбасса.

Сейчас при декларируемых 42 млн. реально население Украины составляет в лучшем случае 35 миллионов, с учетом всех уехавших.

Поэтому, конечно, с таким человеческим капиталом, выполнить «план Маршалла», который, вообще-то, является планом восстановления промышленности и создания новых рабочих мест, мне представляется невозможным.

На Украине сейчас некому работать на существующих низкооплачиваемых рабочих местах. Люди голосуют ногами, голосуют крыльями самолетов, колесами поездов, и разъезжаются в разные страны с этой погибающей территории.

Конечно, какие-то подачки Украине со стороны ЕС будут. Будут выделяться какие-то десятки, может, даже сотни миллионов. Но чтобы кто-то финансировал «украинского слоника» на полный объем того, что он хочет, такого не будет. Поскольку европейцы — люди расчетливые, считающие деньги и считающие риски. И, как следствие, весьма скептически оценивающие сейчас перспективы Украины, несмотря на то, что, как любят повторять киевские власти, она является «динамичной и бурно развивающейся европейской державой».

«СП»: — А вообще у европейских инвесторов есть хоть один рациональный мотив вкладываться в индустриализацию Украины?

— Индустриальный потенциал Украины совершенно Европе не нужен — это абсолютно понятно.

Европе даже уже не нужна украинская черная металлургия, которая мыслилась одной из экспортных отраслей. Просто для информации: в 2017 году объем производства украинской черной металлургии составил около 50% от высших показателей 2006 года. А по сравнению с 2016 падение составило от 12 до 14%.

Европа категорически не заинтересована в сильной промышленной Украине. Максимум, что ее интересует, это сельское хозяйство. Причем, сельское хозяйство, которое будет производить продукцию максимально низкого передела. В лучшем случае, зерно и какие-то технические культуры.

Даже сливочное масло, которым сейчас в качестве экспортного продукта гордятся украинские аграрии, составляет где-то 10% от экспорта подсолнечного масла — его страна на 1 млрд. долларов вывозит. К тому же, повышение спроса на масло сливочное было вызвано временным «стихийным» недостатком его в Европе.

А в целом большая часть вывозимой продукции — это продукция самого простейшего растениеводства: пшеница, кукуруза, семечки подсолнечника — это было как раз одно из требований ЕС — увеличить вывоз семян, а не подсолнечного масла. То есть, чтобы убить даже такую копеечную переработку, которой занималась украинская промышленность.

Поэтому, о каком промышленном восстановлении может идти речь?


Материал комментируют: Алексей Анпилогов В Еврокомиссии неожиданно холодно отнеслись к горячему желанию Вильнюса «раскрутить» ЕС на деньги в пользу Украины. Представленный главой МИД Литвы Линосом Линкямичусом проект так называемого «плана Маршалла» для Киева был встречен еврокомиссаром Йоганнесом Ханом с плохо скрываемым раздражением. «Мы готовы давать деньги, но не будем давать их без четких критериев, — цитирует ТАСС заявление Хана, которое он сделал в Таллине на Форуме гражданского общества Восточного партнёрства, где ему был передан документ. — Простите, что должен об этом говорить, но уровень доверия не очень высокий, и поэтому мы платим только тогда, когда что-то сделано». По словам Хана, «незалежной» нужен не план, а изменение бизнес-климата в стране. Пока же — он напомнил — по привлекательности бизнеса страна занимает 80 место. Как подчеркнул еврокомиссар, «Украине нужно много что сделать, чтобы сделать свою бизнес-среду более привлекательной». Ранее представители Сейма Литвы подготовили «Новый европейский план для Украины» (т.н. «план Маршалла») на 2017−2020 гг., где предусматривается финансирование реформ в стране со стороны ЕС на сумму 5 млрд евро в год. Средства предлагается выделять на «модернизацию и экономическое развитие». Еще в августе Степан Кубива, вице-премьер и министр экономического развития Украины, писал у себя в «личке» на Facebook, что этот план обсуждается ключевыми международными институтами. И что он направлен на «формирование группы друзей» Украины, которые смогут обеспечить его реализацию. Однако пока, насколько известно, никто особенно не давится в очереди, чтобы записаться в это сообщество «потенциальных кошельков» «незалежной». Даже, самые преданные, казалось бы, ее «адвокаты». В том числе и Литва, которая просто не может себе позволить такой неслыханной щедрости, поскольку сама давно живет фактически на дотации Евросоюза. Да и хватит ли, в принципе, Украине тех вливаний, которые обеспечивает литовский план, если представить — гипотетически, что его вдруг решили принять? За три года — это 15 млрд евро. Сумма приличная — даже очень. Если не принимать во внимание, что государственный долг Украины только за последний месяц вырос на полмиллиарда долларов и на сегодняшний день составляет более 76,5 млрд. долларов. То есть, финансовые вливания ЕС, которые, по замыслу литовских товарищей, должны как бы оздоравливать постепенно украинскую экономику, на самом деле, слону дробина. Тем более что еще до инициативы Вильнюса представители ХДС в Германии называли сумму совершенно другого порядка, необходимую для этих целей — 100 млрд. долларов. Сейчас, учитывая временной фактор и степень разложения «самостийной» экономики, потребуется, видимо, еще больше. Вопрос в том, есть ли в Европе интерес помогать Украине с восстановлением индустриального потенциала? Да еще в условиях полного хаоса в стране, где хозяйничают неонацисты? — Вообще-то, «план Маршалла» в оригинальном его виде применялся Соединенными Штатами в европейских странах, разрушенных войной, — комментирует ситуацию президент Фонда исторических исследований «Основание», политолог Алексей Анпилогов. — Поэтому называть то, что сейчас предлагается под «планом Маршалла» для Украины, не очень приятная аналогия для самой Украины. Фактически, это признание того, что нынешний киевский режим довел страну до состояния территории, тотально разрушенной войной. Хотя на 90% территории Украины никакие военные действия не велись. И там нет жертв бомбардировок, разрушенных предприятий, уничтоженной инфраструктуры… и т. д. А Донбассу, разрушенному украинскими карателями, они не пойдут. Не пойдут на восстановление разрушенной инфраструктуры Луганска, Донецка, Макеевки, Горловки… Поэтому, давайте, назовем это честно, как есть. И коль киевский режим довел страну до состояния разгромленной войной территории, то, наверное, основные виновники в этом они сами. «СП»: — Почему же украинской власти нужно, как сообщалось ранее, именно 5 млрд евро в год? — В настоящий момент от 500 до 700 млн. долларов в месяц страна вынуждена заимствовать на внешних рынках. Сумма эта определяется исключительно торговым дисбалансом. То есть, Украина, по сути дела, производит продукции на эти 500−700 млн. меньше, чем потребляет. До сих пор этой проблемой занимались западные финансовые институты. В первую очередь, речь идет о МВФ, Всемирном банке, ЕБРР, других западных финансовых донорах. Которые, разумеется, не безвозмездно, а под какие-то весьма непопулярные социальные и экономические преобразования, давали бы эти средства. Я даже не могу назвать эту помощь кредитами — кредиты обычно надо возвращать. Это некие субсидии под целенаправленное изменение структуры украинской экономики. И здесь есть один существенный момент. За предыдущие четыре года структура социума, структура расходов населения и структура экономики на Украине уже во многом изменена под требования этих международных институций. Поэтому у господина Хана возникает резонный вопрос: а за что мы будем платить дальше? То есть, ЕС, США, и все наднациональные структуры западного проекта, своих результатов на Украине добились. Больше чем сейчас они извлекают из страны, они уже извлечь не могут. Только за счет катастрофического снижения уровня жизни населения, и как следствия — утраты управляемости страной. В текущей ситуации ни за «план Маршалла», ни за территории просто Украины отвечать некому. Элита уже показала за четыре года, что ответственность эту на себя брать не хочет. А откровенных фашистов, на фоне которых режим Порошенко покажется сверхлиберальным, пожалуй, не захочет сама Европа. Не сможет уже заплатить за такой «банкет» и украинский народ, который считает деньги от зарплаты до зарплаты, тратя в основном на оплату ЖКХ и на еду. То есть, падать уже дальше некуда. «СП»: — А человеческого потенциала хватит сегодня на масштабную модернизацию? — Тоже вопрос. По моим прикидкам, за последние шесть-десять лет из страны уехало порядка шести миллионов граждан. Граждан трудоспособного возраста, в первую очередь. Это помимо демографических потерь, которые были вызваны уходом Крыма и потерей фактической Донбасса. Сейчас при декларируемых 42 млн. реально население Украины составляет в лучшем случае 35 миллионов, с учетом всех уехавших. Поэтому, конечно, с таким человеческим капиталом, выполнить «план Маршалла», который, вообще-то, является планом восстановления промышленности и создания новых рабочих мест, мне представляется невозможным. На Украине сейчас некому работать на существующих низкооплачиваемых рабочих местах. Люди голосуют ногами, голосуют крыльями самолетов, колесами поездов, и разъезжаются в разные страны с этой погибающей территории. Конечно, какие-то подачки Украине со стороны ЕС будут. Будут выделяться какие-то десятки, может, даже сотни миллионов. Но чтобы кто-то финансировал «украинского слоника» на полный объем того, что он хочет, такого не будет. Поскольку европейцы — люди расчетливые, считающие деньги и считающие риски. И, как следствие, весьма скептически оценивающие сейчас перспективы Украины, несмотря на то, что, как любят повторять киевские власти, она является «динамичной и бурно развивающейся европейской державой». «СП»: — А вообще у европейских инвесторов есть хоть один рациональный мотив вкладываться в индустриализацию Украины? — Индустриальный потенциал Украины совершенно Европе не нужен — это абсолютно понятно. Европе даже уже не нужна украинская черная металлургия, которая мыслилась одной из экспортных отраслей. Просто для информации: в 2017 году объем производства украинской черной металлургии составил около 50% от высших показателей 2006 года. А по сравнению с 2016 падение составило от 12 до 14%. Европа категорически не заинтересована в сильной промышленной Украине. Максимум, что ее интересует, это сельское хозяйство. Причем, сельское хозяйство, которое будет производить продукцию максимально низкого передела. В лучшем случае, зерно и какие-то технические культуры. Даже сливочное масло, которым сейчас в качестве экспортного продукта гордятся украинские аграрии, составляет где-то 10% от экспорта подсолнечного масла — его страна на 1 млрд. долларов вывозит. К тому же, повышение спроса на масло сливочное было вызвано временным «стихийным» недостатком его в Европе. А в целом большая часть вывозимой продукции — это продукция самого простейшего растениеводства: пшеница, кукуруза, семечки подсолнечника — это было как раз одно из требований ЕС — увеличить вывоз семян, а не подсолнечного масла. То есть, чтобы убить даже такую копеечную переработку, которой занималась украинская промышленность. Поэтому, о каком промышленном восстановлении может идти речь?

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl