Материал комментируют:
Григорий Йоффе
Дмитрий Лабин
Коллективный Запад продолжает поддерживать Украину против России, используя, в том числе, международные организации. Одним из инструментов этой борьбы стала Генеральная Ассамблея ООН. Решения организации призваны оказать моральное давление на Москву.
Накануне Третий комитет Генассамблеи (по социальным, гуманитарным и культурным вопросам) принял очередную резолюцию, осуждающую нарушения прав человека в Крыму, а также «незаконное установление РФ законов, юрисдикции и управления» на полуострове. При этом в тексте документа Россия была названа «оккупирующей державой».
Среди претензий к России названы «произвольные задержания, пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения». Как следствие, Москву призвали «незамедлительно положить конец всем нарушениям и ущемлениям прав человека в отношении жителей Крыма».
Кроме того, от России ждут отмены воинской обязанности для жителей полуострова и отмены законодательства, позволяющего «осуществлять принудительное выселение и конфискацию частной собственности в Крыму в нарушение применимых норм международного права».
Особое внимание уделено крымским татарам. От Москвы требуют разрешения деятельности «Меджлиса крымско-татарского народа"* и обеспечения «доступности образования на украинском и крымско-татарских языках».
Резолюция осуждает «временную оккупацию Российской Федерацией части территории Украины — Автономной Республики Крым и города Севастополя» и не признает ее «аннексию». А вот Киев удостоился похвалы за усилия, нацеленные «на то, чтобы положить конец российской «оккупации».
Аргументируя резолюцию на заседании комитета, заместитель главы МИД Украины Сергей Кислица указывал на пришедших вместе с ним Мустафу Джемилева и его заместителя в меджлисе Ахтема Чийгоза, называя их «героями», выступающими за единую Украину.
Коллега Джемилева по меджлису — Рефат Чубаров порадовался в Фэйсбук принятой антироссийской резолюции на чистом русском языке. При этом он объяснил уменьшение поддержки Киева по сравнению с прошлым годом (число стран, проголосовавших «за» упало с 73 до 71-й) более радикальным текстом документа.
Зато первый замглавы Верховной рады Украины Ирина Геращенко раскритиковала Белоруссию из-за того, что её представитель проголосовал против киевской резолюции. Геращенко назвала это «ножом в спину Украины».
По словам российского представителя в ООН Анатолия Викторова, с помощью такой резолюции Киев стремится переключить внимание с нарушений прав человека на Украине. Речь идет о пытках, насильственных исчезновениях, дискриминации по этническому, языковому и религиозному признакам, политических преследованиях и попрании свободы выражения мнений.
Глава комитета Совфеда по международным делам Константин Косачёв, так отреагировал на резолюцию ООН:
— Эти циничные и подлые игры вокруг Крыма, в которых нет никакого иного содержания, кроме «фантомной» злобы Киева и отражения нынешних русофобских кампаний Запада, отражают единственное стремление не помочь жителям Крыма, а отомстить им и России. Не знаю, может, мы упустили, что с какого-то момента в число «европейских ценностей» вошло странное представление, будто заботой о правах населения является его отрезание от элементарных благ и откровенный шантаж? А не пора ли сделать предметом отдельного досье для Третьего комитета ГА ООН действия Украины и Запада против Крыма? Вот там гарантирована масса не виртуальных, а реальных фактов.
Напомним, проект резолюции был внесен президентом Украины Петром Порошенко. Над текстом документа работали около 40 стран. Среди них США, Великобритания, Грузия и Молдавия. Основное голосование по резолюции состоится на ближайшем пленарном заседании 72-й сессии Генассамблеи ООН.
Власти Крыма отнеслись к украинской инициативе спокойно. «Это уже система — не разобравшись в сути вопроса, не вникнув, не изучив, не поняв процессы, которые происходят, принимать какие-то решения», — заявил вице-спикер крымского парламента Ефим Фикс.
Профессор кафедры международного права МГИМО Дмитрий Лабин разъяснил «СП» юридическую сторону вопроса.
— Форма, в которой принимает свои документы ООН — резолюции, имеют с точки зрения международного права рекомендательный характер. Обязательный характер для государств-членов ООН имеют только резолюции процедурного характера. Поэтому резолюция Третьего комитета по Крыму, если она будет впоследствии проголосована и принята на Генассамблее, будет иметь для России только рекомендательный характер.
«СП»: — Да, крымский вопрос процедурным вопросом ООН назвать трудно…
— Проект резолюции очень сильно ангажирован политически. Если посмотреть на состав государств, которые за него проголосовали, то это в основном Европа и США. Многие позиции этого проекта абсолютно не выверены, поскольку содержат недостоверные факты и аргументацию.
«СП»: — Например?
— Так, в резолюции грубым нарушением прав человека в Крыму называется ущемление жителей полуострова в образовании на украинском и крымско-татарском языках. Это не соответствует действительности. Родители вправе выбирать язык общения и получения образования. Это не может быть обязанностью. Если родители выбирают обучение на русском языке — это надо уважать, а не рассматривать как нарушение прав человека.
«СП»: — Какие еще «огрехи» резолюции вы заметили как юрист?
— Самый главный момент, который навязывают авторы резолюции, — дело преподносится так, будто бы описываемая ситуация сложилась в условиях последствий военного конфликта. Такое впечатление создают используемые в тексте формулировки. Но никакого вооруженного конфликта на полуострове не было. Причем в резолюции даже не упоминается о референдуме 2014 года. А ведь результаты этого референдума — солидная международно-правовая основа для самоопределения. Особенно в условиях, когда в Киеве центральная власть была захвачена антиконституционным путем.
В свою очередь председатель Общественной палаты Республики Крым Григорий Йоффе дал свою оценку перечисленным в резолюции «нарушениям» прав человека на полуострове.
— Надо иметь ввиду, что этот документ, несмотря на то, что его превозносят сейчас на Украине, принят одним из шести комитетов Генассамблеи ООН. А именно комитетом по гуманитарным вопросам и вопросам культуры. То есть те проблемы, которыми они озаботились, не входят в число их обязанностей. К тому же не стоит забывать, что это просто рекомендация.
Кроме того, количество делегатов, которые проголосовали за эту резолюцию и количество делегатов, которые выступили против или воздержались соотносятся как один к трем. По внутренним законам ООН резолюция проходит, принята, но уровень реальной поддержки понятен.
«СП»: — Что можно ответить по существу предъявленных России обвинений в нарушении прав человека?
— С таким же успехом этот комитет мог принять резолюцию о том, что на Марсе нарушаются права марсиан, которые являются блондинами. Никто в глаза не видел марсиан, никто не видел марсиан-блондинов и никто не может достоверно рассказать, что с ними происходит, потому что неизвестно, есть ли жизнь на Марсе.
Таким же образом в ООН приняли резолюцию, не побывав в Крыму, не изучив ситуацию, а только исходя из тех заявлений политического характера, которые делает так называемый меджлис крымско-татарского народа. Кстати, этот меджлис ранее не был признан и на Украине, хотя сейчас Киев облизывает его.
«СП»: — А почему так было и есть?
— Потому что они не хотят регистрироваться как общественная организация, а хотят выступать в роли этнического парламента. На Украине был парламент в Киеве и местный в Симферополе, но они хотели еще один — этнический. Это противоречило законам Украины. А когда Крым стал российским, меджлис запретили уже за экстремистскую деятельность.
Естественно, обвинения России в Крыму в пытках, немотивированных убийствах и похищениях людей — это абсолютная глупость.
«СП»: — Но какие-то факты они, наверное подверстывают в оправдание таких заявлений?
— Да, действительно ряд граждан, имеющих крымско-татарскую идентичность (ведь в российском паспорте нет графы «национальность» и каждый человек идентифицирует себя сам), были подвержены штрафам, судебным преследованиям и прочим наказаниям, которые были определены судами. Но в России судят, не исходя из национальности. И если крымский татарин напившись сел за руль и сбил человека, то он несет такую же ответственность, как и русский, украинец или еврей. Меджлис намеренно выхватывает такие данные и делает из них вышеуказанные выводы.
Кроме того, наказаниям подверглись некоторые члены псевдорелигиозной организации Хизб-ут-Тахрир**. Но она в России, также как и во многих странах Европы и мира, запрещена. То, что на Украине эта организация не запрещена — это проблема Украины.
Замечу, что схожая ситуация с меджлисом была и до 2014 года. Не дай бог в селе была поножовщина с участием крымских татар, как меджлис тут же выступал с заявлением, что крымский татарин ни в чем не виноват, а его спровоцировали славяне. Это известная в Крыму технология.
«СП»: — А что можно сказать по поводу образования на других языках, о чем сказано в резолюции ООН?
— Несколько недель назад как раз состоялось заседание Общественной палаты Крыма по этому вопросу. На заседание были приглашены в том числе и организации крымских татар. Напомню, в Крыму есть три государственных языка: русский, украинский и крымско-татарский. Я об этом говорю, как некогда председатель конституционной комиссии РК, которая это положение принимала.
Вульгарно понимая то, что представляет из себя государственный язык и явно выполняя указания меджлиса, некоторые крымско-татарские организации настаивают на том, что все госязыки должны изучаться в школе в обязательном порядке. Но это противоречит как российскому закону, так и здравому смыслу. В мире есть страны, в которых 5−10−15 госязыков, по числу этнических групп, но все эти языки не изучают в школах.
Тем не менее, мы, Общественная палата, обратились в правительство и парламент РК с требованием сделать все возможное для желающих изучать и украинский и крымско-татарский язык. Должны быть подготовлены учебники, педагогические кадры и т. п. Но только для тех, кто сам этого хочет. Но сейчас в крымско-татарской среде таких людей не очень-то много.
«СП»: — Почему?
— Потому что крымско-татарский язык, сохранен этим героическим народом (я говорю об этом без всякой иронии) в местах спецпоселения в устной форме. И эта устная форма устраивает крымских татар, так как языком межнационального общения является русский язык. Но если желающие появляются, у них есть все возможности изучать крымско-татарский язык в группе или школе. Для этого нужно только заявление родителей.
Это в Крыму соблюдается абсолютно. У нас есть университет, где готовят таких преподавателей. А в Крымском федеральном университете есть целый факультет крымско-татарской филологии. Есть НИИ крымско-татарского языка и т. п. Поэтому говорить о нарушении языковых прав могут только провокаторы, рассчитывающие, что люди не знакомые с ситуацией поверят в их бредни.
«СП»: — В резолюции также содержится требование отмены воинской службы для жителей полуострова…
— Я ни разу не сталкивался с тем, что кто-то отказывается служить в армии. Если человек по религиозным соображениям не может брать в руки оружие, он может воспользоваться положением закона об альтернативной службе. Никаких проблем здесь нет.
* Верховный суд Республики Крым 26.04.2016 года признал общественное объединение «Меджлис крымско-татарского народа» экстремистской организацией и запретил его деятельность в России.
** Решением Верховного Суда РФ от 14 февраля 2003 г. № ГКПИ 03−116 «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» признана террористической организацией и запрещена в России.