Материал комментируют:
Руслан Осташко
В Верховной Раде потребовали дать жесткий отпор «расправляющим плечи антиукраинским силам», которые ставят под сомнение «великие идеалы и достижения» Евромайдана. Если инициатива обретет форму закона, не то, что критика — любая попытка осмысления тех трагических событий будет расценена, как «унижение революции достоинства» с последующим привлечением «виновного» к ответственности.
Степень этой ответственности пока не определена. Но авторы идеи — фракция «Народный фронт» Арсения Яценюка — предлагают приравнять ее к уголовной ответственности за надругательство за государственным флагом. А она, согласно ст. 338 УК Украины, предусматривает либо штраф — до 50 минимальных зарплат, либо шесть месяцев ареста.
В обращении парламентских «фронтовиков», которое цитирует РИА «Новости», указывается, что фракция «будет инициировать внесение изменений в законодательство относительно установления ответственности за публичное унижение „революции достоинства“, памяти „небесной сотни“ и всех героев, погибших в борьбе за независимость и свободу страны».
Оказывается, некоторые смеют подвергать сомнению «светлые идеалы революции», называя ее государственным переворотом, как это недавно сделал, например, внефракционный украинский депутат Евгений Мураев, озвучив, свою точку зрения открыто в эфире одного из киевских телеканалов.
За что тут же был записан в «российскую агентуру».
«Это прямой вызов каждому гражданину нашего государства, семьям погибших, нашим бойцам, защищающим сегодня на востоке Украины от российских орд, каждому патриоту. Российская агентура, которой удалось спрятаться за мандатами, испытывает нас на готовность проглотить их грубые информационные атаки. Однако мы должны и дадим им ответ, — пообещали в партии Яценюка в ответ на заявление Мураева.
Возможно, теперь там запишут в «агенты» и первого президента «незалежной» Леонида Кравчука, который на днях поучаствовал в дискуссии на тему «Украинский референдум: уроки истории для будущего» и много чего неприятного сказал в адрес нынешних «рулевых».
Нет, слово «госпереворот» он прямо не упоминает. Но говорит, что люди, которые сейчас у власти, имеют такое же отношение к Майдану, как сам он к солнечному затмению.
Кравчук признал, что требования, за которые украинцы стояли на площади Незалежности, не воплощаются в жизнь.
В принципе, если законодатели постараются и идеологически правильно отреагируют на предложение коллег, то к ответственности можно будет привлечь 70% украинцев, которые уже не надеются на светлое будущее после реформ, последующих за этой «революцией гiдности».
О том, что граждане Украины сегодня потеряли надежду на лучшее, свидетельствуют результаты социологического исследования, проведенного фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива, сообщает «Украина. Ру». Его директор Ирина Бекешкина признала, что тенденция пессимистического неверия прогрессирует из года в год.
Вряд ли, наверно, можно сказать, что на Украине массово начали осознавать, что главным достижением Майдана и стало, собственно, «публичное унижение» миллионов украинцев. Но то, что с «достоинством революционным» что-то не так, совершенно точно…
— Для нас очевидно, что это был госпереворот, — комментирует ситуацию главный редактор портала Politrussia.com, политический аналитик Руслан Осташко. — На Украине это совершенно неочевидно. Там уверены, только «агенты ФСБ», «агенты Путина» могут так говорить.
Тут вопрос в другом. Во-первых, мне очень интересно, как по этой инициативе они будут штрафовать, например, газету The Washington Post, которая на минувшей неделе опубликовала статью, как раз-таки посвященную тому, что украинцы разочарованы в итогах Майдана — не за то они стояли и не за то умирали. Соответственно, всем понятно, что эта инициатива бредовая и нереализуемая, но на ней очень хорошо можно попиариться.
Возникает еще один вопрос: кто эту инициативу вносит? Почему сейчас? И зачем вносит?
Дело в том, что часть «ястребов» западного лобби, которые стоят за Яценюком, пытаются вернуть его в украинскую политику. Самому Яценюку возвращаться в украинскую политику очень не хочется. Потому что он из нее очень красиво, а самое главное, безопасно и богато вышел. Покинув пост премьер-министра, увез с собой огромное количество денег и гарантии безопасности.
Для любого современного украинского политика такая карьера — мечта. Награбить и уехать, не сев в тюрьму и не подвернувшись никаким санкциям. Из-за океана можно критиковать что угодно и как угодно.
Сейчас эти же силы, понимая, что на Украине чистой воды политический кризис (с той точки зрения, что Порошенко не может, а других нет — тех, кто мог бы ему по уровню соответствовать), пытаются втянуть в эту игру Яценюка обратно. Арсений Петрович сопротивляется. Но вынужден выходить с такими инициативами, которые очень должны понравиться силовому блоку Майдана — националистам.
Проблема любого Майдана состоит из двух частей. Первое — это политическая поддержка на Западе. Она у Яценюка есть.
Второй момент — это силовой блок, который готов бить, убивать и стрелять… У Яценюка такой поддержки не очень много, хотя Аваков сейчас выступает на его стороне. Поэтому со стороны Яценюка идет заигрывание с националистами и усиление позиции среди националистов силового блока.
То есть, вполне возможно, его готовят на роль сменщика Порошенко.
«СП»: — А что с инициативой — «не допустить циничных высказываний о героических страницах украинской истории»? Примут?
— Она понравится, скорей всего, большинству депутатов. Но ее нет смысла принимать быстро. Думаю, вопрос обсуждения — это минимум полгода, а в лучшем случае девять месяцев — как раз-таки до начала президентской избирательной кампании. На этой теме пиариться хотят долго. Поэтому принимать ее быстро и принимать до Нового года, точно никто не будет. Зачем, если эту «корову» можно доить потом?
«СП»: — А почему они именно сейчас вышли с этим предложением? Испугались, что пошатнется сакральность Майдана?
— Ничего они не испугались. Они прекрасно понимают, что Майдан стоял не за это. Что это лозунги были. Все это понимают — и люди, и руководители. Но им же нужна картинка, которую они создали. Этот имидж нужно поддерживать.
А тут вдруг The Washington Post пишет, что Майдан разочаровал. Потом тему подхватили на Украине — ну, глупо же молчать, когда американцы об этом говорят.
Но когда об этом начинают говорить, начинает рушиться та картинка, которую создавали. А рушить картинку невыгодно никому. Даже Порошенко невыгодно ее сейчас рушить. Тем более, Яценюку.
Поэтому эта картинка, этот образ «народного восстания против тирании» будет использован второй раз, как «морковка» для ослика. Или — скажу грубее, — как использованный презерватив, который пустят в дело еще раз.
Получится это или нет, зависит от того, насколько украинское общество протрезвело за эти годы. Я боюсь, что может получиться.