Владимир Путин строит в России эффективную армию, не втягивая страну в гонку вооружений - «Политика» » Новости Дня Сегодня
Владимир Путин строит в России эффективную армию, не втягивая страну в гонку вооружений - «Политика» 12:00 Понедельник 0 454
18-12-2017, 12:00

Владимир Путин строит в России эффективную армию, не втягивая страну в гонку вооружений - «Политика»



Президент РФ Владимир Путин остается верен своей традиции — прилагать усилия для построения в России эффективной армии, не втягивая страну в гонку вооружений. В предыдущем материале «Русская Планета» разбирала политику главы государства в оборонной политике до 2012 года. В этой статье речь пойдет о современном периоде.


«Ненавидимый обществом»


Работа Анатолия Сердюкова принесла противоречивые результаты. Было бы неправильным повесить на бывшего министра обороны все проблемы Вооруженных сил РФ или обвинить его в вопиющем непрофессионализме. В кругу приближенных Сердюкова находились люди, которые понимали толк в военном строительстве.


Очень хорошо на этот счет высказался военный эксперт Алексей Никольский на страницах «Ведомостей» в статье «У истоков современной армии стоял ненавидимый обществом экс-министр обороны Сердюков». Бывший глава Минобороны провел болезненные реформы, но во многом благодаря им Россия смогла «аннексировать» Крым и провести успешную операцию в Сирию.


В докладе «Пособие по армии России нового поколения», который был подготовлен Asymmetric Warfare Group (AWG), говорится, что при Сердюкове Москва смогла оптимизировать численность армии, начала закупать новую военную технику и уделила огромное внимание развитию «батальонных тактических групп», которые увеличили экспедиционные возможности ВС РФ. 


Силы специальных операций, которые сейчас пиарят федеральные СМИ, появились в период правления Сердюкова. При формировании ССО Генштаб в большей степени руководствовался зарубежным (прежде всего, американским) опытом. Сегодня о заимствовании чего-либо у Запада говорит непринято. Однако бессмысленно отрицать, что российские войска спецназначения достаточно сильно отставали от коллег от США в сфере вооружения и управления. 


По неподтвержденным данным, российская армия сравнительно малыми ресурсами добилась в Сирии тактического превосходств над американцами. С 2015 года в Пентагоне не представляют, как противодействовать нашей авиации и ССО. Это позволяет Минобороны РФ ставить жесткие условия.


Вот, что пишет об этом военный эксперт Михаил Ходаренок на страницах «Газета.ру»: «По словам собеседника, российские военные прямо заявляли американцам: «Если будете поддерживать формирования ИГ (организация запрещена в РФ), будем сбивать ваши самолеты. Если там действуют силы специальных операций США — укажите точные координаты». С большим трудом удалось установить линию разграничений действий сторон, то есть определить соответствующие зоны для США и курдов».




Министр по чрезвычайным ситуациям


Что же привнес в армию лично Сергей Шойгу, осуществляющий руководство Минобороны с 6 ноября 2012 года? Во-первых, он продолжил поддерживать все положительные начинания предшественника. Во-вторых, Шойгу прекратил ставший бессмысленным на тот момент процесс оптимизации вооруженных сил. В-третьих, сама фигура бывшего министра по чрезвычайным ситуациям внушала военным гордость за страну.


В число несомненных заслуг Шойгу можно отнести ликвидацию проблемы с Гособоронзаказом (ГОЗ). Уровень выполнения контрактов оборонно-промышленным комплексом (ОПК) стабильно держится на отметке свыше 95%. Какие гайки были для этого закручены и насколько туго, публике неизвестно. Но Шойгу сумел навести порядок в авгиевых конюшнях, которые были в сфере ГОЗ.


Если рассуждать в целом, то слово «порядок» закрепилось за Шойгу еще в 1990-е годы, когда он работал в МЧС, едва ли не единственном эффективном ведомстве в ту эпоху. При этом Сергей Кужугетович — человек гражданский, хоть и с генеральскими звездами. Его руководство — показатель того, что Вооруженные силы не всегда нуждаются в министре из числа кадровых военнослужащих.


Хороший министр обороны — это, прежде всего, профессиональный хозяйственник, который со знанием специфики своего ремесла выполняет поставленные Верховным главнокомандующим задачи. С 2012 года доля современной военной техники в ВС РФ выросла с 30 до 62% (предполагаемый показатель по итогам 2017 года. — РП), доля исправного вооружения перевалила за 90%.


Шойгу практически решил проблему комплектования войск и исправил ситуацию с недостатком сержантского (старшинского) состава. Без сомнения, все это не является заслугой одного Сергея Кужугетовича. Например, AWG полагает, что реализация концепции «гибридной войны» — заслуга начальника Генштаба Валерия Герасимова. Как и в любой другой структуре, руководитель мало что способен сделать без команды.


Замена Сердюкова на Шойгу принесла Владимиру Путину большие репутационные бонусы. Минобороны после 2012 года не занималось очернением предыдущего главы, но всячески подчеркивала те изменения, которые происходили с появлением Шойгу. Тем не менее еще раз отметим, что во многом именно при Сердюкове был заложен фундамент для модернизации российской армии.


Не исключено, что Шойгу останется в кресле главы Минобороны после переизбрания Владимира Путина. Как не под запись признаются военные, «при Шойгу стало лучше, но бардак остался». Речь идет о том, что именно авторитет министра обороны позволяет проводить перевооружение армии. Система, как собственно и везде, работает в режиме ручного управления и от компетенции начальника зависит практически все.  А высказывание про «бардак», наверное, можно объяснить бородатой армейской поговоркой: «Там, где начинается армия, заканчивается порядок».


Несмотря на очевидные успехи в военной сфере, в период с 2012 по 2017 годы России не удалось запустить процесс перехода на оружие нового поколения. Если подводить грубую черту, то можно сказать, что наша страна приняла на вооружение самые перспективные разработки 1980-х годов (например, ракетный комплекс «Калибр»), но не смогла реализовать, как планировалось ранее, проекты новейшей военной техники (танк Т-14, бронемашины на платформе «Армата», истребитель пятого поколения Су-57). Эти задачи перенесены на следующий срок правления Владимира Путина. 


Президент РФ Владимир Путин остается верен своей традиции — прилагать усилия для построения в России эффективной армии, не втягивая страну в гонку вооружений. В предыдущем материале «Русская Планета» разбирала политику главы государства в оборонной политике до 2012 года. В этой статье речь пойдет о современном периоде. «Ненавидимый обществом» Работа Анатолия Сердюкова принесла противоречивые результаты. Было бы неправильным повесить на бывшего министра обороны все проблемы Вооруженных сил РФ или обвинить его в вопиющем непрофессионализме. В кругу приближенных Сердюкова находились люди, которые понимали толк в военном строительстве. Очень хорошо на этот счет высказался военный эксперт Алексей Никольский на страницах «Ведомостей» в статье «У истоков современной армии стоял ненавидимый обществом экс-министр обороны Сердюков». Бывший глава Минобороны провел болезненные реформы, но во многом благодаря им Россия смогла «аннексировать» Крым и провести успешную операцию в Сирию. В докладе «Пособие по армии России нового поколения», который был подготовлен Asymmetric Warfare Group (AWG), говорится, что при Сердюкове Москва смогла оптимизировать численность армии, начала закупать новую военную технику и уделила огромное внимание развитию «батальонных тактических групп», которые увеличили экспедиционные возможности ВС РФ. Силы специальных операций, которые сейчас пиарят федеральные СМИ, появились в период правления Сердюкова. При формировании ССО Генштаб в большей степени руководствовался зарубежным (прежде всего, американским) опытом. Сегодня о заимствовании чего-либо у Запада говорит непринято. Однако бессмысленно отрицать, что российские войска спецназначения достаточно сильно отставали от коллег от США в сфере вооружения и управления. По неподтвержденным данным, российская армия сравнительно малыми ресурсами добилась в Сирии тактического превосходств над американцами. С 2015 года в Пентагоне не представляют, как противодействовать нашей авиации и ССО. Это позволяет Минобороны РФ ставить жесткие условия. Вот, что пишет об этом военный эксперт Михаил Ходаренок на страницах «Газета.ру»: «По словам собеседника, российские военные прямо заявляли американцам: «Если будете поддерживать формирования ИГ (организация запрещена в РФ), будем сбивать ваши самолеты. Если там действуют силы специальных операций США — укажите точные координаты». С большим трудом удалось установить линию разграничений действий сторон, то есть определить соответствующие зоны для США и курдов». Министр по чрезвычайным ситуациям Что же привнес в армию лично Сергей Шойгу, осуществляющий руководство Минобороны с 6 ноября 2012 года? Во-первых, он продолжил поддерживать все положительные начинания предшественника. Во-вторых, Шойгу прекратил ставший бессмысленным на тот момент процесс оптимизации вооруженных сил. В-третьих, сама фигура бывшего министра по чрезвычайным ситуациям внушала военным гордость за страну. В число несомненных заслуг Шойгу можно отнести ликвидацию проблемы с Гособоронзаказом (ГОЗ). Уровень выполнения контрактов оборонно-промышленным комплексом (ОПК) стабильно держится на отметке свыше 95%. Какие гайки были для этого закручены и насколько туго, публике неизвестно. Но Шойгу сумел навести порядок в авгиевых конюшнях, которые были в сфере ГОЗ. Если рассуждать в целом, то слово «порядок» закрепилось за Шойгу еще в 1990-е годы, когда он работал в МЧС, едва ли не единственном эффективном ведомстве в ту эпоху. При этом Сергей Кужугетович — человек гражданский, хоть и с генеральскими звездами. Его руководство — показатель того, что Вооруженные силы не всегда нуждаются в министре из числа кадровых военнослужащих. Хороший министр обороны — это, прежде всего, профессиональный хозяйственник, который со знанием специфики своего ремесла выполняет поставленные Верховным главнокомандующим задачи. С 2012 года доля современной военной техники в ВС РФ выросла с 30 до 62% (предполагаемый показатель по итогам 2017 года. — РП), доля исправного вооружения перевалила за 90%. Шойгу практически решил проблему комплектования войск и исправил ситуацию с недостатком сержантского (старшинского) состава. Без сомнения, все это не является заслугой одного Сергея Кужугетовича. Например, AWG полагает, что реализация концепции «гибридной войны» — заслуга начальника Генштаба Валерия Герасимова. Как и в любой другой структуре, руководитель мало что способен сделать без команды. Замена Сердюкова на Шойгу принесла Владимиру Путину большие репутационные бонусы. Минобороны после 2012 года не занималось очернением предыдущего главы, но всячески подчеркивала те изменения, которые происходили с появлением Шойгу. Тем не менее еще раз отметим, что во многом именно при Сердюкове был заложен фундамент для модернизации российской армии. Не исключено, что Шойгу останется в кресле главы Минобороны после переизбрания Владимира Путина. Как не под запись признаются военные, «при Шойгу стало лучше, но бардак остался». Речь идет о том, что именно авторитет министра обороны позволяет проводить перевооружение армии. Система, как собственно и везде, работает в режиме ручного управления и от компетенции начальника зависит практически все. А высказывание про «бардак», наверное, можно объяснить бородатой армейской поговоркой: «Там, где начинается армия, заканчивается порядок». Несмотря на очевидные успехи в военной сфере, в период с 2012 по 2017 годы России не удалось запустить процесс перехода на оружие нового поколения. Если подводить грубую черту, то можно сказать, что наша страна приняла на вооружение самые перспективные разработки 1980-х годов (например, ракетный комплекс «Калибр»), но не смогла реализовать, как планировалось ранее, проекты новейшей военной техники (танк Т-14, бронемашины на платформе «Армата», истребитель пятого поколения Су-57). Эти задачи перенесены на следующий срок правления Владимира Путина.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl