Материал комментируют:
Николай Топорнин
Сергей Марков
19 декабря в Нью-Йорке Генассамблея ООН большинством голосов приняла новую резолюцию по Крыму. Она осуждает нарушения прав человека, якобы имеющие место на полуострове, и «незаконное установление» юрисдикции РФ в Крыму и Севастополе. Россия в документе названа «оккупирующей державой».
Генассамблея также поддержала усилия Киева, нацеленные на то, чтобы «положить конец российской оккупации Крыма».
За текст, предложенный Украиной в соавторстве с 30 странами, проголосовали 70 государств, во главе с ЕС и США. Против высказались 26 стран, включая Россию, Армению, Белоруссию, Боливию, Венесуэлу, Индию, Казахстан, Китай, КНДР, Кубу, Сербию, Таджикистан, Узбекистан и ЮАР. Еще 76 государств, главным образом африканские и латиноамериканские страны, воздержались.
Надо понимать: резолюция по Крыму рассматривается Генассамблеей второй год подряд (в декабре 2016 года «за» проголосовали 70 государств, «против» 26, и 77 воздержались). Однако в этом году документ был существенно переработан и приобрел еще большую антироссийскую направленность.
Так, в тексте содержится призыв к России «принять все необходимые меры с тем, чтобы незамедлительно положить конец всем нарушениям и ущемлениям прав человека в отношении жителей Крыма», в том числе «произвольным задержаниям, пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения», а также «отменить всё дискриминационное законодательство». Кроме того, РФ просят «уважать законы, действующие на Украине, и отменить законы, введенные в Крыму» с марта 2014 года, когда полуостров стал российским.
Что принципиально, в текст новой резолюции включены расширенные ссылки на международное гуманитарное право (в частности, Женевские конвенции 1949 года и Дополнительный протокол I 1977 года). Это право регулирует защиту жертв войны, а также ограничивает методы и средства ведения войны.
По мнению украинской стороны, эти изменения означают, что ситуация в Крыму признана продолжающейся оккупацией и международным вооруженным конфликтом — в прошлогоднем документе такого акцента не было.
Как заявил заместитель постпреда РФ при ООН Евгений Загайнов, резолюция «является наглядным примером злоупотребления тематикой прав человека». Загайнов предупредил, что страны, поддержавшие резолюцию, «поощряют весьма опасные фантазии, создавая почву для провокаций и авантюр Киева и разделяя таким образом ответственность за них».
Услышит ли это предостережение Запад — вопрос открытый.
Симптоматично, что на следующий день после принятия крымской резолюции Генассамблея в ходе пленарного заседания приняла предложенную РФ резолюцию о борьбе с героизацией нацизма, которая запрещает любые «чествования нацистского режима». «За» документ проголосовали 133 страны. 49 стран, в том числе Германия, Франция, Швеция, Польша — воздержались. А «против» высказались всего два государства — США и Украина.
Они, получается, не имеют к нацистам (читай фашистам) никаких претензий. Возможно потому, что рассчитывают именно их руками «деоккупировать» Крым.
— Ежегодная резолюция по Крыму — это новая традиция Украины, — отмечает экс-директор информационного офиса Совета Европы, преподаватель кафедры европейского и конституционного права МГИМО МИД РФ Николай Топорнин. — Начиная с 2014-го, в конце года, Киев вносит в ООН документ, в котором предлагает оценить ситуацию в Крыму, прежде всего с правами человека.
Сама по себе такая резолюция не имеет для России правовых последствий, и далеко не все государства ее поддерживают. Принципиален факт, что при голосовании воздержались 70 государств — более трети стран-членов Организации. В результате, с учетом 26 проголосовавших «против», крымскую резолюцию не поддержали большинство членов Ассамблеи.
Последствия для РФ могут наступить только в одном случае — если подобную резолюцию примет Совет Безопасности ООН. Но все понимают, что это невозможно: у Москвы в СБ имеется право вето, и любую антироссийскую резолюцию мы заблокируем.
Кстати, ярчайший пример такого рода блокировки — недавнее голосование в Совете Безопасности по резолюции против признания Иерусалима столицей Израиля. За документ проголосовали все 14 стран-членов СБ, за исключением США — американская делегация наложила на него вето. И на этом все закончилось — резолюция по Иерусалиму оказалась похороненной.
Что до резолюций Генассамблеи, они, повторюсь, вообще не имеют обязательной юридической силы.
«СП»: — Евгений Загайнов уже заявил, что резолюция «является наглядным примером злоупотребления тематикой прав человека». Запад в принципе интересует, что происходит в Крыму в реальности?
— Россия не раз пыталась донести до Запада, что ситуация с правами человека на полуострове лишь улучшилась с момента, когда он перешел под юрисдикцию РФ. Но, как показывает голосование в Генассамблее ООН, на сегодня 70 государств так не считают.
Это общее мнение характерным образом коррелируем с другой резолюцией Генассамблеи, принятой на днях — о недопустимости возрождения нацизма в любой его форме (внесение такой резолюции, замечу, ежегодная традиция Российской Федерации).
Так вот, «против» этого гуманистического по сути документа проголосовали США и Украина. Резолюция, понятно, направлена против радикальных фашиствующих сил в «незалежной», плюс отдельным пунктом в ней сформулирован запрет на снос памятников, напоминающих о борьбе с нацизмом — этот пункт адресован не только Киеву, но и Варшаве.
И что симптоматично, ближайшие европейские союзники Америки — ФРГ и Франция — «за» документ также не проголосовали, предпочтя воздержаться. Получается, Запад и здесь действует максимально согласованно.
«Ущемленными» в правах в Крыму, напомню, Запад считает организацию, признанную в России экстремистской — «Меджлис крымско-татарского народа» *. При этом никого не интересует, что происходило с правами татар в Крыму при Украине — а в те времена мнение «меджлиса» Киев особо не интересовало.
Плюс, на Западе много говорится о необходимости обеспечить доступ в Крым международных наблюдателей и правозащитных организаций, которые бы отслеживали ситуацию с правами человека. Парадокс заключается в том, что Москва сама настойчиво приглашает наблюдателей на полуостров, но они предпочитают туда не ехать.
Возможно, международные организации не желают принимать участие в конфликте вокруг Крыма, который с самого начала выглядел весьма неоднозначным. Возможно, они не желают оказаться включенными в «черный список», в который Киев заносит западных политиков и общественных деятелей, побывавших на российском полуострове. Так или иначе, Крым они явно обходят стороной.
В итоге, Запад видит в Крыму только то, что хотел бы увидеть.
«СП»: — В чем главная опасность для России принятия резолюций Генассамблеи по Крыму, пусть и необязательных?
— В том, что санкционный режим, изначально веденный против РФ из-за ситуации в Донбассе, такими резолюциями косвенно привязывается еще и к Крыму. В этом контексте важно, что украинские резолюции по Крыму поддерживают США и ведущие страны ЕС.
Такая консолидированная позиция, в конце концов, может вылиться в дальнейшее ужесточение режима санкций. Да, ущерб от санкций для экономики РФ с каждым годом становится все меньше, поскольку экономика адаптируется к новым реалиям. Но в ряде секторов, прежде всего в финансовом, ущерб по-прежнему весьма ощутим.
Именно этот момент, я считаю, значим для России. На все остальное, связанное с резолюциями по Крыму, можно не обращать особого внимания.
— На Украине ярко выражено присутствие неонацистов во власти, и эти неонацисты действительно настроены на реванш в Донбассе и в Крыму, — отмечает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. — В таком русле высказывается, например, спикер Верховной Рады Андрей Парубий — в прошлом неонацистский активист, а затем и создатель ряда неонацистских организаций.
Главное для Киева, что неонацисты осуществляют в стране стихийный «дикий террор» — в его рамках бандами боевиков с 2014 года было убито несколько тысяч человек. И без этого террора нынешний киевский режим не выстоял бы. Именно поэтому в пантеон новых героев Украины включены Степан Бандера и Роман Шухевич, которые были и нацистами по взглядам, и сотрудничали с режимом Гитлера.
По сути, голосование по резолюции о борьбе с героизацией нацизма еще раз подтвердило, что США сами создали киевский режим, и сегодня используют его для достижения собственных геополитических целей — для борьбы с Россией.
И надо понимать: Вашингтон режим в Киеве не просто поддерживает — он им управляет. По информации ведущих западных СМИ, к ряду резонансных убийств на Украине причастно ЦРУ.
Грубо говоря, приказы убивать неугодных в «незалежной» получали одобрение офицеров, состоящих на госслужбе США.
Замечу к месту, что блокирование США резолюций против героизации нацизма имеет весьма давнюю историю. Просто потому, что американцы широко использовали тех же украинских националистов для борьбы против СССР. Нынешнее же голосование в ООН показывает, что Вашингтон и впредь не намерен отказываться от этой тактики.
* Верховный суд Республики Крым 26.04.2016 года признал общественное объединение «Меджлис крымско-татарского народа» экстремистской организацией и запретил его деятельность в России.