Мотание по миру с протянутой рукой и клянченье денег на «борьбу с российской угрозой», видимо, не приносит нынешним руководителям Украины высоких финансовых дивидендов. Во всяком случае, Киев, похоже, решил поменять правила игры по «относительно честному отъему денег»: партнеров он теперь не упрашивает, а шантажирует.
Причем, этот метод активно осваивают уже как высшие государственные лица, так и политические деятели рангом пониже.
Из «последнего» достаточно вспомнить, к примеру, недавний «демарш» замглавы украинского Нацбанка Дмитрия Сологуба, который поднял голос на одного из главных кредиторов своей страны — Международный валютный фонд, заявив, что если он до июня не выплатит Украине обещанный ранее очередной транш — 3,5 млн. долларов, то сотрудничество с этой финансовой организацией будет прекращено.
И это при том, что совокупные украинские долги перед МВФ на данный момент перевалили за сумму в 12 млрд. долларов.
Не менее интригующее заявление сделал накануне в эфире одного из украинских телеканалов и одиозный глава Днепропетровска Борис Филатов — тот самый, что в разгар Крымской весны, называл крымчан, отказавшихся принять идеалы бандеровской Украины, «мразями» и предлагал их вешать.
Сегодня он правит городом, который когда-то считался космической столицей Советской Украины. Но от названия той гордой столицы сейчас осталась только половина — Днепр.
Так вот, этот полу-мэр признался с телеэкрана, что запугивал американцев тем, что если они не помогут обеспечить заказами днепропетровское ракетостроительное предприятие «Южмаш», то его сотрудники отправятся применять свою квалификацию в страны, враждебные США.
«У меня был не очень приятный разговор с очень большими американскими политиками. Не буду говорить, какими. Я им просто сказал: если так будет дальше, эти люди могут оказаться в Иране и Северной Корее. Вы хотите?», — приводит слова Филатова РИА «Новости».
Надо сказать, что подобные «каминг-ауты» в условиях, когда Соединенные Штаты подозревают украинские власти в сотрудничестве с КНДР, вещь, мягко говоря, неосмотрительная. Еще довольно свеж скандал, связанный с публикацией в августе прошлого года в газете The New York Times статьи с выводами американских экспертов о том, что успешное развитие ракетно-ядерный программы Пхеньяна стало возможным именно благодаря украинским специалистам с «Южмаша».
Официальный представитель Госдепартамента США Хизер Нойерт заявила тогда, что Вашингтон относится очень серьезно к сообщениям о поставках ракетных двигателей из Украины в КНДР. А Конгресс в начале ноября инициировал проведение специального расследования. И потребовал от директора Национальной разведки США Дэна Коутса и госсекретаря Рекса Тиллерсона выяснить, где все же власти Северной Кореи закупают некоторые запчасти для производства своих баллистических ракет.
Справились ли Коутс и Тиллерсон с возложенной на них задачей, на данный момент сказать трудно — о результатах расследования американской общественности объявлено пока не было.
Но с чего бы вдруг Филатов так осмелел, что позволяет себе откровенный шантаж своих же кураторов?
— Трудовая биография этого человека достаточно специфическая — ничего тяжелее шариковой ручки он в руках никогда не держал, — комментирует ситуацию директор фонда исторических исследований «Основание», политолог Алексей Анпилогов. — Потому что до того, как стать мэром Днепропетровска, был журналистом. И журналистом скандальным. Эта его предыдущая трудовая деятельность позволяет ему достаточно четко понимать, на какую публику он работает, и что заявлять.
Для меня было интересно то, что он не назвал, с кем беседовал. Хотя это вполне могло бы быть для него определенным фактором пиара: мол, сморите, «я — простой мэр обычного украинского города общаюсь с такими высокопоставленными американскими политиками».
То есть, никакого разговора, понятно, не было. Да и его манера поведения в телеэфире явно не предполагает какой-то ответственности за свои слова. С этой точки зрения я и рассматриваю его «откровения».
Теперь, что касается «Южмаша» — Южного машиностроительного завода…
К сожалению, предприятие еще в девяностые годы оказалось в ситуации, когда оно не могло выплачивать достойные заработные платы своим сотрудникам.
Но здесь надо уточнить, что «Южмаш» — это не только завод. Самое главное, это конструкторское бюро «Южное», которое обладает всеми технологиями и может, в общем-то, эти технологии передавать кому угодно.
И этот процесс шел…
«СП»: — Поясните.
— Ни для кого не секрет, например, что китайская ракетная программа только сейчас избавляется от зависимости в высокотоксичных компонентах топлива. Имеется в виду, гептил и амил.
Это тяжёлое наследие как раз технологий «Южмаша», которые были связаны с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР). Поскольку для баллистической ракеты токсичность топлива не является проблемой.
Китайская космическая программа до последнего времени была с очень большим фактором риска, они людей запускали на ракетах с токсическим топливом. И в случае катастрофы тайконавтов невозможно было бы спасти. Или это было бы очень трудно.
Те же самые технологии мы видим и в ракетной программе КНДР.
Более того, в расследование The New York Times, которое было опубликовано прошлым летом, не было каких-то голословных измышлений. Там были представлены фотографии, которые «утекли» с испытаний северокорейских ракет. И было проведено детальное сравнение с теми экземплярами ракетной техники (двигателей, в первую очередь), которые производятся на Южном машиностроительном заводе по чертежам и технологиям КБ «Южное».
Однако сейчас, с моей точки зрения, Соединенные Штаты не заинтересованы в каких-то масштабных расследованиях в отношении украинских ракетчиков. Напротив, американская сторона сейчас всячески способствует «накачке» украинских вооруженных сил против Российской Федерации. И, кстати, «Южмаш» и КБ «Южное» в этом успешно участвуют.
Так, сейчас они начали разработку оперативно-тактической ракеты «Гром», которая, по убеждениям безумного пастора Турчинова, который сейчас является главой СНБО, должна долететь до Москвы.
Долетит, не долетит — большой вопрос… Пока что ракета находится в опытном производстве и эскизной разработке.
«СП»: — Это тот проект, который финансируется Саудовской Аравией, если не ошибаюсь?
— Да, изначально это был заказ, проплаченный Саудовской Аравии. На деньги саудитов сейчас «Южмаш» и КБ «Южное» производят все эти опытно-конструкторские разработки и испытания.
Но в политических заявлениях несколько раз звучало, что именно эти оперативно-тактические ракеты должны «ударить по штабам российской армии», возможно, даже «достать до Москвы», как было сказано Турчиновым. То есть, создается некое «оружие возмездия».
На самом деле, этот украинский косплей (копия, внешнее подражание — ред.) немецких ракет «Фау-2» времен Второй мировой войны, каких-то серьезных нарушений в системе управлении войсками, конечно, не вызовет. А вот повлечь жертвы среди мирного населения он вполне может.
Но США сейчас потакают такого рода заявлениям и такого рода позиции украинских властей. Достаточно почитать господина Волкера, который назначен «главным миротворцем» на Донбассе. В каждом своем высказывании он повторяет, что «война будет продолжаться», «война неизбежна», «война между Украиной и Россией будет в 2018 году»… и т. д.
И мне вдвойне обидно… Потому что «Южмаш» — это место, где работала вся моя семья в советское время. Отец был одним из создателей ракеты SS-18, знаменитой «Сатаны» (или «Воеводы»). Мой дядя участвовал в Лунной программе — в разработке лунного посадочного модуля.
И, конечно, сейчас безумно жаль, что такие уникальные технологии служат не миру и освоению космического пространства, а используются как рычаг для шантажа России, США… да, кого угодно.
«СП»: — Филатов в пику американцам грозит отправить квалифицированных специалистов в Ирак и КНДР. А много на «Южмаше» этих специалистов осталось?
— Процесс вымывания квалифицированных и компетентных кадров идет на протяжении всей так называемой «незалежности».
Это видно и по уровню того, что сейчас может делать завод: практически все ракеты — разработки 70?80-х гг. И по аварийности. Собственно говоря, из-за аварий был закрыт, в том числе и проект нового «Морского старта», который не смог выйти на окупаемость.
Хотя, с моей точки зрения, ракета «Зенит», которая там использовалась, она ни в чем не уступает нынешним разработкам Илона Маска. Той же ракете Falcon.
Но поскольку Южный машиностроительный завод, это было громадное предприятие — одно из ведущих предприятий ракетной отрасли Советского Союза, то, конечно, специалисты еще остались. Остались и «светлые умы», и «золотые руки».
И вот этот остаточный потенциал «Южмаша», Павлоградского механического завода, КБ «Южное», Павлоградского химического завода — тут целый конгломерат предприятий, — он будет использоваться до последнего: до последнего инженера, до последнего рабочего для того, чтобы, как я уже сказал, служить делу войны.