Материал комментируют:
Юрий Городненко
Вопрос восстановления Донбасса не является в настоящее время первостепенным. Главное сейчас — остановить конфликт и позаботиться о людях. Об этом в интервью программе «Завтра» на телеканале «112 Украина» заявил спецпредставитель американского Госдепартамента Курт Волкер.
«Думаю, самое важное — убедиться, что появился мир, безопасность и нормальная жизнь для людей, которые там живут. И что гуманитарной трагедии, которая там образовалась, больше нет. Что украинский суверенитет и территориальная целостность восстановлена. После этого можем позаботиться о восстановлении, реконструкции. Это тема на будущее», — цитирует его слова РИА «Новости» со ссылкой на украинские СМИ.
Иными словами, Волкер фактически предложил перенести решение проблемы возмещения убытков Донбасса от развернутой против него киевскими властями военной операции на потом.
По логике представителя Госдепа США, выходит, что значительной части жителей шахтерского региона придется и дальше как-то приспосабливаться жить без привычных благ цивилизации — без воды, в холоде и в темноте, да еще под постоянными обстрелами со стороны «украинских освободителей».
Порошенко же обещал, что «дети Донбасса будут сидеть в подвалах». И, судя по всему, от своих слов отказываться не собирается.
Во всяком случае, никаких подвижек к миру со стороны Киева нет, и не намечается.
Наоборот, тот же Волкер признал недавно, что гуманитарная ситуация на востоке Украины является худшей за последние три года. Он даже пообещал международную помощь на восстановление Донбасса — но только после возвращения региона под контроль киевских властей. Однако такая перспектива, надо признать, с каждый днем игнорирования этой властью Минских соглашений, а также продолжения обстрелов и блокады Донбасса, становится все менее и менее реалистичной.
Но кого Волкер все-таки имел в виду, когда откладывал «на будущее» тему возмещения убытков от конфликта? Местные СМИ вдруг одновременно решили (видимо, по привычке выдавать желаемое за действительное), что он указал здесь на Российскую Федерацию.
Не секрет, что украинские власти очень хотели бы получить от своих заокеанских партнеров поддержку финансовых притязаний к нашей стране. Они давно атакуют международные судебные инстанции разнообразными исками о возмещении Россией убытков, которые она якобы нанесла Украине «аннексией Крыма и оккупацией Донбасса».
Не далее как в декабре прошлого года министр иностранных дел «незалежной» Павел Климкин на заседании Совета министров ОБСЕ в Вене оценил убытки от «российской оккупации Донбасса» в 50 млрд. долларов.
А представитель Украинской Хельсинской группы Олег Мартыненко вообще решил не мелочиться и потребовал 33 вагона золота высшей пробы от Москвы «за экологический урон, нанесенный Донбассу».
Вот только, когда в Киеве громогласно заявляют о каких-то репарациях и контрибуциях, там почему-то забывают, что платит их обычно сторона проигравшая. А Россия таковой не является, как не является и стороной гражданского конфликта на Украине. Хотя, бессп-о, все наши симпатии на стороне мужественных жителей Донбасса, которые отказываются признавать власть людей, организовавших антиконституционный переворот в стране.
Вместе с тем, украинский публицист Юрий Городненко, комментируя ситуацию, предложил оценивать слова Волкера, исходя из двойственности его собственного положения:
— На Украину он был назначен. А вообще, Волкер — коллега сенатора Маккейна, возглавляет его институт. А это группа республиканцев, которая, вроде бы, представляет собой соратников Трампа. Но, на самом деле, ближе к демократам по своей антироссийской политике и риторике.
Чтобы понимать его позицию, надо, прежде всего, исходить из факта, что он представляет группу ярых противников России, но в то же время входит в команду Трампа. Двойственная ситуация — человек не может занять определенную позицию. Он будет ее постоянно менять.
«СП»: — Но Волкер представляет не себя, а свою страну, или хотя бы своего шефа Тиллерсона. Причем тут его личная позиция?
— Что может решить Тиллерсон? Там каждый чиновник назначается фактически каким-то кланом, какой-то группой. И он, в первую очередь, ориентируется на интересы этой группы.
Да, формально над ним стоит Тиллерсон. Но фактически тот же Тиллерсон — это пешка, которая выполняет чей-то заказ. И Волкер тоже чей-то заказ выполняет.
Поэтому так дипломатично он ушел от прямого ответа. Сказал, что давайте смотреть в будущее, тогда и будем со всем разбираться. По сути, он переложил ответственность, может быть, даже на своего преемника. Потому что в ближайшее время вряд ли конфликт будет урегулирован.
«СП»: — Почему на Украине интерпретировали слова Волкера по-своему?
— Потому что идет информационная война. И война эта никак не связана с дипломатической и политической реальностью.
«СП»: — Да, но все это выливается в непонятные финансовые претензии к России, которые от раза к разу в устах того же Климкина становятся все фантастичней?
— Каждый из этих украинских товарищей тоже ориентируется на какого-то чиновника, на какую-то группу в США. Они даже своего Порошенко не особо слушают. А поскольку группы разные, естественно, каждый получает свои установки, и плевать ему на все остальное.
Уже поданы иски, я знаю, в международные суды, где предполагается взыскать с России компенсации за Крым. И сейчас готовятся по Донбассу. Они, действительно, хотят, чтобы Москва им платила. Поэтому поднимают такой вокруг этого шум.
Реально, конечно, что-то получить от России не получится. Но создать медийный ажиотаж и различные препятствия могут. Есть такое понятие в юриспруденции — «обеспечение иска», так вот, в рамках такого обеспечения можно арестовать где-то российское имущество.
Подобное уже было в деле с ЮКОСом. Когда рассматривали претензии акционеров компании, во Франции и Бельгии арестовывали российскую дипломатическую собственность. Вот в качестве инструмента шантажа и давления на Россию это может быть использовано. Но о реальной выгоде, о реальных выплатах тут, конечно, речи не идет.
«СП»: — Порошенко обещал на восстановление социальной инфраструктуры Донбасса один миллиард гривен выделить. Выделил или нет, остается загадкой. Но хоть что-то, вообще, они делают, чтобы людям (путь только на подконтрольной Киеву территории) стало легче жить?
— Какое там… В Киеве ничего не ремонтируется. Проехать по городу — кругом архитектурные памятники с обветшалыми фасадами. Их только завешивают вывесками рекламными и транспарантами, чтобы это убожество в глаза не бросалось. В Киеве осталось только коммерческое строительство. А так ничего в инфраструктуру не вкладывается. А если в столицу не вкладывается, вы думаете, что в провинцию будут какие-то копейки отправлять? Нет, конечно.
«СП»: — А средства, которые международные организации выделяют, они доходят до тех, кто в них нуждается? Германия, например, собиралась предоставить структурам ООН, которые занимаются проблемами Юго-Востока, 500 млн евро. Япония — почти 13,7 млн. По 200 млн евро — Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк.
— Трудно сказать. Но, я помню, в Ираке, когда работали, точно так же гуманитарные организации выделяли средства, они все разворовывались. Ничего до Ирака не доходило. Даже то, что обменивалось на иракскую нефть.
Они сами выделяют. И уже заранее знают, сколько из этих денег вернется этим чиновникам — ооновским, американским и т. д. Это же мир капитала. Когда это капитал что-то кому-то давал?
По мнению эксперта фонда «Народная дипломатия», представителя экспертно-аналитического клуба «Будущее сегодня» Сергея Простакова, Волкер имел в виду явно не Америку, когда отложил на будущее вопрос о восстановлении Донбасса:
— Здесь украинские СМИ, как бы они не преуспели в распространении фейковой информации, скорей всего, угадали. Волкер, по-видимому, говорил именно о России.
Но надо учитывать, что позиция этого «спецпредставителя» все-таки не совсем совпадает с позицией американского руководства. Положение самого Волкера достаточно неопределенное, его статус не обозначен. По его собственному признанию, он сотрудничает с Госдепартаментом на общественных началах. Поэтому относиться к его словам, как мне кажется, можно только как к выражению мнения той части американской политической элиты, к которой принадлежит, например, сенатор Маккейн, коллегой и идейным последователем которого Волкер, кстати говоря, и является.
Что касается претензий Украины, то здесь все понятно. Они могут озвучивать любые цифры, но к реальности их фантазии не имеют никакого отношения. Это обычный популизм — ничего больше.
Однако информационный фон, который они создают, позволяет им в какой-то степени оказывать давление на Россию на международной арене. По дипломатическим каналам при поддержке Запада, в первую очередь.
Это при том, что сам по себе Донбасс Киеву в его нынешнем виде абсолютно не нужен. Этот режим предпочел бы иметь там голую пустыню, которая формально считалась бы украинской.
Поэтому позицию Киева нужно рассматривать с той точки зрения, что он будет стремиться любыми способами избежать ответственности за судьбу Донбасса, а издержки переложить на кого угодно, кроме себя самого.