Временно исполняющий обязанности главы Дагестана Владимир Васильев отправил в отставку правительство республики. В отношении некоторых чиновников возбуждены уголовные дела по факту хищения бюджетных средств, ФСБ проводит обыски и задержания. Всего, по данным «Интерфакса», задержано семь высокопоставленных чиновников Дагестана, в том числе глав районов республики.
Столь массовая чистка властной верхушки Дагестана стала результатом работы комиссии, прибывшей около месяца назад в республику из Москвы. Сотрудники центрального аппарата МВД, Генеральной прокуратуры и ФСБ изучали обстоятельства ареста мэра Махачкалы, Мусы Мусаева, по подозрению в коррупции. Проверка вскрыла масштабные хищения средств из федерального бюджета, в том числе якобы на развитие системы здравоохранения.
Под раздачу попали чиновники, занимавшие крупные посты в Дагестане. Например, Абдусамад Гамидов, занимавший должность врио председателя правительства республики. Он был задержан в ходе расследования по делу о хищении средств, выделенных на реализацию социальных программ. По информации Следственного комитета, во время обыска у Гамидова было изъято коллекционное оружие из золота в довесок к настоящему боевому оружию. Одним из первых был задержан мэр Махачкалы Муса Мусаев, которого обвиняют в незаконной продаже по подозрительно низкой цене участка, принадлежащего местным властям. Арестовали также бывшего министра образования Дагестана и главного архитектора Махачкалы, который, по версии следствия, в нарушение закона менял градостроительный план ради строительства на чужом участке.
Адвокат Мусаева заявил прессе, что его подзащитный своей вины не признает. Однако, по информации РБК, за коррупционеров взялись серьезно. В настоящий момент решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье «Организация преступного сообщества», в которое, по версии следствия, входят чиновники самого высокого уровня, а также сотрудники правоохранительных органов республики. А по этой статье сроки совсем другие: до 20 лет за организацию ОПГ и до 10 лет за участие в ней.
Эксперты предсказывали уголовные дела против чиновников республиканского правительства после ареста Мусаева в январе этого года. Проблем в регионе, разумеется, накопилось немало, достаточно внимательно прочитать, что пишут жители Дагестана в соцсетях. Этих арестов ждали давно. То, что в Дагестане, чуть ли не самом дотационном регионе России, воруют, притом массово – не секрет, однако нынешние аресты связаны не только с желанием навести порядок в регионе, но и с новым переделом власти в республике и внутренней борьбой кланов. Для любителей подковерных тайн и интриг настоящим раздольем стали анонимные каналы в Telegram. Так, популярный канал «Незыгарь» сообщает, что зачистка связана с ослаблением власти в республике Сулеймана Керимова, который, напомним, сейчас испытывает определенные трудности с французским правосудием. Арест Абдусамада Гамидова так и вовсе назван историческим событием, он принадлежал к группировке «мекегинских», которые специализировались на отмывании денег и контролировали банковскую сферу. Долгие годы мекегинцы удерживали власть в своих руках, переживали любые инициативы из Москвы. Но теперь, похоже, Дагестан ждет не одна сотня уголовных дел, отмечает канал.
В качестве грозы дагестанских кланов выступил Владимир Васильев, который был назначен врио главы республики вместо ушедшего в отставку Рамазана Абдулатипова в октябре прошлого года. Оппозиционные дагестанские издания публикуют мнения, что от такой зачистки большого прока не будет: одни элиты сменятся другими, а народу с этого пользы никакой не будет. Впрочем, лиха беда начало: споры о том, кто хуже – старые, пригревшиеся коррупционеры или новые, которые еще не наелись, можно вести бесконечно. Однако, если главной целью стоит все же искоренение коррупции, без радикальных мер не обойтись, чем и решил заняться Васильев.
«Я пришел не один, к вам пришла Россия. Кадровые вопросы не будут решаться по национальному признаку. Я буду работать и выявлять талантливых людей», - такими были слова Васильева сразу после его назначения на пост врио главы Дагестана. Удастся ли побороть клановую систему, этот пережиток феодализма, чудесным образом приспособившийся к реалиям современной России? Или же наоборот, столь грубое вмешательство в регион без учета местных особенностей лишь усугубит ситуацию? Что ж, не попробовавши – не узнаем.