Материал комментируют:
Вадим Трухачёв
Руслан Бортник
Политическая карьера Михаила Саакашвили на Украине, похоже, подошла к концу. По крайней мере, на ближайшие месяцы. 12 февраля экс-президента Грузии и бывшего губернатора Одесской области, ужинавшего в ресторане с подходящим названием «Сулугуни», задержали сотрудники Госпогранслужбы Украины. Позднее политика доставили в аэропорт и депортировали в последнюю страну пребывания, то есть Польшу. Соратники экс-губернатора даже заявили, что перевозил его личный самолет президента Петра Порошенко, но в Киеве назвали эту информацию «фейком».
Сам Саакашвили, естественно, был возмущен происходящим и пообещал найти легальный способ возвращения на Украину. Уголовное дело, открытое против него в «незалежной» за попытку государственного переворота, он назвал полным бредом, а свою депортацию — «проявлением слабости и крайней трусости».
Политик добавил, что против него сфабрикованы и уголовные дела в Грузии, именно поэтому его депортировали в Польшу, а не экстрадировали на Родину. Хотя в этом вопросе окончательной ясности нет — представители грузинского парламента уже пообещали послать Польше запрос на экстрадицию Саакашвили, если он там задержится. Член парламентского большинства Александр Кантария напомнил, что экс-президент не просто подозреваемый — суд состоялся и вынес ему обвинительный приговор.
Напомним, что Саакашвили незаконно пробился на территорию Украины через пограничный пункт Шегини 10 сентября. Суд Львовской области признал политика виновным в незаконном пересечении украинской границы и оштрафовал на 7,5 тыс. руб. (3. 400 грн. — авт.) Политик подал заявление о признании его статуса беженца, но украинский суд дважды отклонил его. Последнее решение было вынесено 6 февраля, и теперь, как заявляют украинские власти, выдворение Саакашвили состоялось вполне законно.
«Как поступают в любой цивилизованной стране с лицами, которые не имеют права находиться на ее территории? Правильно, их высылают на территорию того государства, откуда они прибыли. В данном случае это Польша», — заявил член коллегии украинского МВД Антон Геращенко.
Теперь лидер партии «Рух новых сил» намерен просить поддержки у Евросоюза и лично канцлера Германии Ангелы Меркель.
«Если ЕС и в частности Ангела Меркель ничего не предпримут, то Украина придет к краху. Порошенко разрушает эту страну и хочет избавиться от меня, так как я обличаю коррупцию», — заявил Саакашвили в интервью Bild.
Правда, поддержка Европы весьма сомнительна. Польша, член Евросоюза, дала согласие на реадмиссию Саакашвили после консультаций с украинской стороной. Эксперты полагают, что Саакашвили исчерпал кредит доверия, хотя и не исключают, что он может повторить трюк с возвращением на Украину. В любом случае, Ангела Меркель ради экс-президента Грузии прилагать особых усилий не будет.
— Реакция Запада на выдворение Саакашвили будет умерено негативной, — считает директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. — На словах они будут осуждать сложившуюся ситуацию, но на деле реальных действий и реальных требований к украинскому руководству выдвигать не станут. Потому что сегодня для Запада намного важнее политическая стабильность и управляемость Украины, нежели судьба Саакашвили.
Думаю, отсутствие экстрадиции Саакашвили в Грузию, которая была мечтой украинской власти, так как она окончательно изолировала бы его от политики, — это тот максимум, который Запад мог сделать для бывшего президента. Не столько из любви к нему, а потому что его экстрадиция в Грузию была бы воспринята, как подыгрывание России. Ее восприняли бы, как расправу над одним из наиболее ярких прозападных лидеров постсоветского пространства, а это ударило бы по интересам Запада. Так что стоит ожидать мягкого осуждения Киева без реальных действий.
«СП»: — Это конец украинской карьеры Саакашвили?
— Он может попытаться повторить свой прорыв и сделать камбек. Как минимум, Саакашвили будет постоянно держать украинскую власть в напряжении этими обещаниями возвращения. Для самого Саакашвили это важно, чтобы сохранить поддержку на Украине, протестный потенциал и тех членов команды, которые остались в стране. Не исключаю, что мы еще увидим попытки его физического возвращения.
«СП»: — Почему Киев так долго тянул с выдворением Саакашвили из страны?
— Власть собиралась с силами, собирала лояльных людей, организовывала процесс и дожидалась судебных решений, которые должны были стать формальным основанием депортации для западных партнеров. В итоге сейчас ситуация для власти откатилась в сентябрь 2017 года, когда Саакашвили со сторонниками готовился прорваться на территорию Украины.
За это время власть в значительной мере растеряла своей электоральный потенциал. Всем стало понятно, что рассчитывать на соблюдение правовых инструментов, честные выборы и борьбу достаточно сложно.
Думаю, эта история еще не завершена. Власть вынуждена была ликвидировать казус Саакашвили, поскольку чем ближе к выборам, тем тяжелее было бы минимизировать электоральные последствия от противостояния с ним. Экс-губернатор постоянно требовал импичмента президента, отравлял предвыборную кампанию власти, а это ей было не нужно.
«СП»: — Продолжит ли партия «Рух новых сил» свое существование?
— Скорее всего, да. Вся эта ситуация создает для «Руха» шансы и возможности бороться за парламентские места. Для многих участников этого движения выдворение Саакашвили и все скандалы вокруг него являются хорошим шансом получить депутатские мандаты в 2019 году.
Преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики ИАИ РГГУ Вадим Трухачёв полагает, что Саакашвили еще не совсем лишился своих западных покровителей.
— Исключить того, что у Саакашвили есть будущее в украинской политике, нельзя. Хотя бы потому, что на Украине он много не украл, в отличие от всех действующих персонажей тамошней политики. Из всех фигур майдана он единственный не успел себе что-то хапнуть, присвоить и вывести активы за рубеж. В этом его преимущество перед украинскими деятелями.
«СП»: — Делают ли на Саакашвили еще ставку западные кураторы Украины или его списали со счетов?
— Было бы очень курьезно, если бы Саакашвили стал президентом Украины. Тогда он был бы первым политиком, которому удалось возглавлять две страны, да еще при таких обстоятельствах. Если серьезно, думаю, что у него есть свои покровители, но они совершенно точно находятся не в Европе, а в Америке. Они принадлежат к той части республиканской партии, которая не очень дружит с президентом Трампом. Насколько эта часть партии влиятельна, жизнь покажет.
У остальных представителей американской элиты, тех же демократов, свои ставленники, у европейцев — свои. Тем не менее, какой-то шанс вернуться в украинскую политику у Саакашвили есть. Хотя все это выглядит, как трагикомедия. Сначала Саакашвили в прямом смысле приходил на Украину, а затем его в прямом же смысле оттуда вышвырнули. Киев в очередной раз показал, как он движется к «цивилизации» семимильными шагами.
«СП»: — Почему этого не сделали сразу?
— Скорее всего, в сентябре из американского посольства поступил указ Саакашвили не трогать, а сейчас такого жесткого указания не было. Этот вопрос оставили на усмотрение Киева. Вероятно, это связано с тем, что Саакашвили в полной мере не оправдал надежд американского посольства. Он не стал самым популярным политиком Украины, знаменем, за которым потянулся бы народ. Он приобрел такой же отрицательный рейтинг, как у всех украинских политиков. Похоже, что в этот раз никаких конкретных указаний насчет Саакашвили не поступило, и украинская власть поспешила поступить по-своему.
«СП»: — Это значит, что у Порошенко не осталось серьезных конкурентов на предстоящих выборах?
— Даже без Саакашвили на украинской арене есть вариант, при котором Порошенко вообще не выйдет даже во второй тур выборов, а пройдут туда Юлия Тимошенко и кандидат от «Оппозиционного блока». У Порошенко даже нет региона, на который он мог бы опереться. Это точно не юго-восток. Центр склоняется к Тимошенко. На Западе популярнее Садовой и другие политики. Так что Порошенко придется опираться только на Виталия Кличко в Киеве. Да и тот теряет популярность. Нельзя сказать, что после депортации Саакашвили у Порошенко не осталось соперников, и он зачистил все электоральное поле. Стать диктатором на Украине у него пока не получается, ситуация больше напоминает поговорку «где три хохла, там четыре гетмана».