Невероятный резонанс в России получило интервью начальника Генштаба ВСУ Виктора Муженко киевскому отделению «Радио свобода». Привычно резкие слова в адрес нашей страны были восприняты как подготовка украинской армии к полномасштабной войне с РФ. Что на самом деле имел в виду Муженко, и почему Москве нет смысла присоединять Украину, разбиралась «Русская Планета».
Вероятность нападения
Из интервью Муженко сложно вычленить конкретную информацию о намерениях Киева в вопросе защиты от «российской агрессии». Начальник украинского Генштаба почти все время говорил витиеватыми канцеляризмами. Беседа была приурочена к подписанию президентом Украины Петром Порошенко, так называемого закона о реинтеграции Донбасса, где Россия вновь была названа «агрессором».
По словам Муженко, со вступлением документа в силу формат «антитеррористической» операции в Донбассе должен поменяться. И здесь начинается самое интересное. Начальник Генштаба дал формулировку, которая напичкана невнятными витиеватыми выражениями. В частности, он сказал, что АТО будет завершена, и Киев якобы перейдет «к операции Объединенных сил».
«Это предполагает четкую структуру системы управления, подчиненность определенных сил и средств военному руководству, создание Объединенного оперативного штаба как основного органа управления этой операцией на территории Донецкой и Луганской областей. Это позволит нам…четко понимать сроки выполнения задач нашими подразделениями, возможность проводить в соответствии ротацию, восстановление боеспособности наших подразделений, отдых личного состава и реабилитацию», — заявил Муженко.
Из контекста следует, что начальник украинского Генштаба говорил о создании новой структуры управления подразделений, дислоцированных в Донецкой и Луганской областях. Скорее всего, речь идет о наведении порядка хотя бы в одной оперативной группировке ВСУ.
С 2015 года Минобороны Украины прилагает, пожалуй, максимум усилий, чтобы повысить уровень боеспособности сил АТО. В Донбасс отправляются в основном контрактники (срочники, как правило, служат в тыловых частях за десятки километров от линии соприкосновения), поставляется модернизированное и новое вооружение. Киев никогда не скрывал, что готовится к силовому варианту решения конфликта.
Про «российскую агрессию» и вероятность нападения на Украину Муженко сообщил, отвечая на вопрос корреспондентки о том, что России якобы нужны примерно три года на полноценное переоснащение армии, и готовятся ли в связи с этим ВСУ к отражению возможной «широкомасштабной войне».
Муженко не исключил, что «широкомасштабная операция» и «широкомасштабная агрессия» может начаться в любой момент. «У нас есть отработанные планы на различные варианты с учетом тех угроз, которые существуют вокруг Украины, и мы готовим войска к обороне своей страны. Мы должны быть готовы и в этот момент, и завтра, и через неделю, и через год, и через три года, и до того момента, пока такая угроза не исчезнет в отношении Украины. Я имею в виду угроза военной агрессии в отношении Украины».
Таким образом, Муженко вновь завел шарманку о злой России, которая спит и видит, как оккупированная Украина лежит у ее ног. Ничего конкретного об «экспансионистских» планах РФ (например, основные направления наступления «орд с Востока, примерная численность ударных группировок) начальник украинского Генштаба не сказал. А корреспондентке «Радио Свобода» уточняющие вопросы показались лишними.
Армия Муженко-Порошенко
В большинстве российских СМИ лишенный здравого смысла ответ Муженко был воспринят как провокация и вызов РФ. Ура-патриотическое сообщество нашей страны призвало поскорее ввести войска, а караул-патриоты вновь забубнили про «слив» интересов России, а также растущую военную мощь и наглость Украины.
Чтобы понять общую ситуацию в украинской армии, достаточно взглянуть на фигуру самого Муженко. Начальник Генштаба ВСУ является одним из самых бездарных военных деятелей постмайданной Украины. На совести этого «планировщика» АТО — гибель около тысячи человек в Иловайском котле (подобный вывод сделала не российская пропаганда, а украинские СМИ и комиссия Верховной Рады).
Пока такие люди, как господа Муженко и Порошенко, находятся у власти, Украина обречена на оккупацию российскими войсками в течение двух-трех суток. С началом АТО военно-политическая верхушка Украины благополучно разворовывает оборонный бюджет, а промышленность страны разучилась создавать образцы вооружения приемлемого качества.
Конечно, сегодняшнее положение дел в украинской армии не является настолько печальным, как в 2014 году. Однако ситуация по-прежнему остается безнадежной. Чудесного пробуждения украинского оборонпрома не происходит, а Запад не будет вкладывать в развитие ВСУ миллиарды долларов.
Если говорить прямо, то нынешний режим, где правят бал персонажи наподобие Муженко и Порошенко, не в состоянии сделать из ВСУ более-менее сносное войско. В этом отношении постмайданная власть, которую так яростно критикует российская элита, выгодна в Москве.
Грыжа национализма
В то же время, нельзя назвать Украину неопасной для РФ страной. За минувшие четверть века «небратьев» накачали лютой ненавистью ко всему русскому, выросло как минимум два постсоветских поколения, для которых Россия является чужой страной.
Расчленить ВСУ, разгромить основные группировки, а потом провести военный парад в Киеве — не проблема для Вооруженных сил РФ. Такой план всегда должен быть под сукном в российском Генштабе.
Но важно подумать, что будет следом за триумфальной победой русского оружия. Четыре года назад население Крыма было лояльно «российской оккупации» как минимум на 80%, а настроения в Донбассе и в Одессе были и остаются весьма противоречивыми. Так, в первой половине 2014 года (пик популярности Русского мира) происходили ожесточенные столкновения между «сторонниками федерации» и условными «бандеровцами».
Подобные инциденты красноречиво демонстрировали, что общественное мнение было расколото примерно в равных пропорциях. Россия не вступилась за «сепаратистов», и быстро потеряла авторитет. Сейчас Москва и Путин, скорее всего, лишены прежней поддержки населения Восточной Украины.
И чем дальше на запад — тем хуже для России.
В июле 1941 года жители Львова встречали нацистов с цветами и искренними улыбками. Грыжу под названием «украинский национализм» советские власти безуспешно пытались выкорчевывать на протяжении полувека. «Свидомых» выслеживали, убивали, сажали в тюрьму, но как только ослаб кулак репрессивного аппарата, эта безмозглая, бандитская шайка вновь подняла голову.
На украинском направлении современная Россия находится в патовой ситуации и вряд ли прибегнет к силовому сценарию. Более того, как писала РП, Москва даже не решается принять симметричные дипломатические меры в ответ на откровенную наглость украинских властей и радикалов. В Киеве это прекрасно осознают и потому не боятся провоцировать русского медведя, зная, что он в лучшем случае огрызнется.