Материал комментируют:
Дмитрий Журавлев
Павел Данилин
У нового состава правительства будет лишь два года для того, чтобы реализовать «повестку изменений» в сфере государственного управления и экономике. Такое мнение выразил бывший министр финансов, руководитель Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин.
«Граждане России ждут реализации поставленных в Послании президента задач: проведение серьезных и назревших изменений в целях улучшения благосостояния граждан, которое возможно только через достижение темпов экономического роста выше среднемировых», — написал Кудрин в своей статье.
По мнению главы ЦСР, медлить нельзя, так как следующая избирательная кампания начнется уже летом 2020. «Значит, у будущего правительства будет лишь два года на то, чтобы реализовать повестку изменений. Даже не окно возможностей, а форточка. За эти два года надо делать все, что откладывали на протяжении нескольких лет из-за грядущих выборов и под разными отговорками и мифами, главный из которой — „эти меры непопулярны“. Если вдуматься, это такое же бессмысленное выражение, как „лекарства непопулярны“ или „учиться непопулярно“. Но мы все понимаем, что и лечиться и учиться необходимо», — полагает экс-министр экономики.
Среди первоочередных задач нового правительства Кудрин называет реформу государственного управления, без которой невозможно решение амбициозных задач и прорывы в экономике.
Второй неотложной задачей Кудрин считает определение приоритетов развития и работу по их реализации. Эти приоритеты уже были обозначены в послании президента, и теперь необходимо серьезно нарастить вложения в образование, медицину и инфраструктуру, а также усилить поддержку предпринимателей. К этому же блоку Кудрин отнес перестройку системы технологического развития с тем, чтобы превратить российскую экономику из сырьевой в цифровую, глобальную и экспортно ориентированную.
Третьей задачей глава ЦСР назвал «достижение транспарентности и предсказуемости в политике». Это значит, что сигналы от правительства должны быть «четкими и недвусмысленными», так как от этого зависят его легитимность и успешность.
«Свободная пресса» уже писала о том, что все изменения в правительстве произойдут после инаугурации президента, которая состоится 7 мая. Впрочем, эксперты сомневаются в том, что Кабмин ждет масштабная трансформация, хотя какие-то перестановки возможны. И все же, скорее всего, реализовывать реформы придется нынешней команде управленцев. Вопрос в том, что это будут за реформы?
Директор Центра политического анализа Павел Данилин считает, что они совсем необязательно должны быть «непопулярными», как говорит Алексей Кудрин.
— Наши либералы почему-то всегда говорят только о непопулярных реформах, которые вызывают народное возмущение, и поэтому их надо проводить до тех пор, пока не наступают выборы и время обманывать народ. Это совершенно неправильный подход к реформированию, не отвечающий стилю и характеру действий президента России.
Либералы прекрасно помнят начало нулевых годов, которое было временем масштабных реформ. Но стоит отметить, что все тогдашние реформы не были непопулярными, потому что они пришли на смену действительно непопулярным реалиям времен Ельцина. Все, что меняло эту действительность и было связано с наведением порядка, воспринималось позитивно. Реформы начала нулевых — кодификация, реформа трудового законодательства, реформа гражданского права, реформа управления — были популярны в обществе.
«СП»: — Насколько актуальны реформы, о которых говорит Алексей Кудрин?
— Когда Кудрин говорит о реформе государственного управления, хочется услышать, что он вообще имеет в виду. Если он говорит о банальном сокращении аппарата, оно в принципе не нужно. Потому что у нас обычно сначала выгоняют самых нужных людей, а потом на их место набирают двух-трех ненужных. Такая реформа нам не нужна. Чем проводить бездумное сокращение госаппарата, лучше расслабиться и заниматься оптимизацией структуры управления в рабочем порядке.
Тем более что наш управленческий аппарат не такой уж неповоротливый и неприспособленный к реализации «прорывов», о которых говорит Кудрин. Этот аппарат вполне справился с реализацией таких масштабных проектов, как проведение Олимпийских игр в Сочи, строительство Крымского моста, подготовка Владивостока к форуму АТЭС. У него есть вполне адекватные заслуги.
Нужно просто задуматься и понять, что речь идет не о сокращении аппарата ради сокращения, не о реформах ради реформ. Непопулярные реформы не являются панацеей и обязательной сутью всех наших действий. Реформы должны быть там, где они нужны, а не там, где это хочется нашим реформаторам.
Именно поэтому Алексей Кудрин больше не является министром. Этот человек не только не способен понимать, как функционирует пенсионная система, а именно он привел к ее громадному дефициту, он не способен обозреть государственное управление как таковое. Он видит только его маленькую часть с точки зрения бухгалтера. Поэтому все, что говорит Кудрин, необходимо делить на 15.
К счастью, президент сделал его директором Центра стратегических разработок для того, чтобы слушать одно из мнений по развитию экономики. Помимо него есть Столыпинский клуб, к которому в Кремле также прислушиваются. Кстати, после того, как Столыпинский клуб представил свою программу, программа Кудрина, которая так и не была написана, тут же претерпела серьезные изменения. То, что мы о ней слышим, позволяет понять, что там многое заимствовано именно из работ Столыпинского клуба.
«СП»: — Если абстрагироваться от мнения Алексея Кудрина, можно ли ожидать от нового Кабинета министров радикальных реформ или все будет идти нынешним курсом?
— Это очень хороший вопрос, ответ на который мы получим в ближайшие месяцы. Мне кажется, что главным вызовом будущего президентства Владимира Путина будет вопрос занятости. Это серьезная проблема, которая возникнет после перехода к цифровой экономике. Цифровизация экономики сразу же приведет к высвобождению лишних рук, как было с отраслью связи. Переход на цифровые рельсы в этой сфере привел к сокращению сотрудников на 90%, были уволены 9 из 10 работников АТС. Предполагаю, что цифровизация в других отраслях произведет аналогичный эффект.
Еще один важный фактор — повышение пенсионного возраста, которое активно обсуждают. Нужно понимать, что повышение пенсионного возраста точно также приводит к тому, что в экономике появляется громадное число свободных рук. И чаще всего это молодые свободные руки, то есть молодежь без опыта работы. А это чревато ростом социальной напряженности. Для того чтобы она не возникла, необходимо будет разрабатывать системы занятости населения. Просто ограничением миграции тут не поможешь. Необходимо создать несколько миллионов новых свободных рабочих мест. Эта проблема будет базовой для всего президентского срока Владимира Путина.
Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв не согласен с Алексеем Кудриным в том, что у власти есть всего два года для проведения реформ.
— Если только Алексей Леонидович не обладает способностями Кассандры и не знает чего-то, чего не знаем мы, идея о том, что уже к лету 2020 года закроется окно возможностей для реформ, ни на чем не основана. Президент только получил новый мандат на шесть лет, и о досрочных выборах, что бы ни происходило, речи не идет. Если же Кудрин говорил о парламентских выборах, это тоже бессмысленно. Правительство слагает с себя полномочия только перед новым президентом, но никак не перед новой Госдумой.
Да, Госдума утверждает кандидатуру премьера, но новый состав парламента не означает, что Кабмин уйдет в отставку. У нас президентская республика, и правительство все равно исполняет приказы президента и проводит его линию. Почему, по мнению Кудрина, президенту уже через два года нужно будет менять политическую и экономическую линию, непонятно, и Алексей Леонидович этого не объясняет.
«СП»: — Хорошо, а что насчет самих реформ, о которых говорит глава ЦСР?
— Со всеми его идеями я в принципе согласен. Нужно и госуправление развивать, и цифровую экономику, и так далее. Но даже пятикласснику понятно, что нужна современная экономика и эффективное государство. Вопрос не что, а как сделать. На этот вопрос Алексей Кудрин ответа не дает. Возможно, он знает его, но нам он его не сообщил. Может быть, он рассчитывает, что мы знакомы с его предыдущими публикациями, но мы не обязаны все их знать. И в этом его тексте он не сказал, что нужно делать для того, чтобы повысить эффективность госуправления или ускорить переход к цифровой экономике.
Нужно ли развивать все, о чем говорит Кудрин? Конечно нужно, но при чем здесь два года? Или глава ЦСР призывает к государственному перевороту? Если бы Алексей Леонидович сказал, что через два года нас ждет тяжелейший экономический кризис, потому что он, как специалист, понимает, что экономика в ее нынешнем состоянии долго не проживет, это другое дело. С этим можно было бы спорить, и не факт, что он был бы прав, но под его словами было бы хоть какое-то основание. Но он говорит именно о том, что политическая ситуация не позволит более двух лет проводить реформы. А выборы не дают основания делать такие утверждения.
«СП»: — Все же, каких реформ можно ждать в ближайшие годы?
— Президент определил свою позицию в послании Федеральному собранию, и позиция эта очень простая. Нам нужно развитие инфраструктуры и качественный скачок в развитии технологий. Но это не требует политических изменений, это просто нужно делать. Да, это будет непросто, возникнет масса вопросов об источниках финансирования, методах и так далее. Но нужно просто работать по этим двум направлениям.
Если мы усовершенствуем качество госуправления, о чем говорит Кудрин, будет только лучше, потому что мы страна государственная и от госуправления многое зависит. Жаль только, что он не говорит, как именно это сделать. А за все хорошее против всего плохого выступать легче всего. Помните, как Манилов говорил, что нужно, чтобы не было зимы, пусть бы было вечное лето? Вопрос только в том, как. И этот же вопрос можно задать Алексею Кудрину.
Новости экономики: Кудрин рассказал о предполагаемом дефиците бюджета РФ по итогам 2018 года