Материал комментируют:
Владимир Шаповалов
Павел Салин
Ещё не состоялось очередной инаугурации Владимира Путина, как в элите зазвучали голоса о необходимости изменения Конституции России, для того, чтобы легитимировать «третий срок». В частности, руководитель Чечни Рамзан Кадыров считает, что сейчас президенту РФ Владимиру Путину нет альтернатив, и поэтому стоит подумать о продлении полномочий главы государства больше, чем на два срока.
«Пока нынешний президент во здравии, мы не должны думать о другом главе государства. Вот такое моё личное мнение, и я его не меняю. Сейчас у Путина нет альтернативы», — сказал он в интервью «Интерфаксу».
«Поэтому я считаю, что мы можем принять решение о продлении сроков полномочий главы государства, не ограничиваться двумя. Почему Китай может, Германия может, а мы нет?» — сказал он.
«Если в интересах народа нужно, почему мы не можем внести изменения? Я вообще от себя скажу: мы не должны даже спрашивать у самого Путина! Народ, Совет Федерации, Госдума, другие государственные институты должны инициировать и принять такое решение, собрать подписи и вынести на всенародный референдум, — заявил глава Чечни. — Я уверен, в итоге все поддержат это».
— Думаю, что это заявление — личная инициатива господина Кадырова, — говорит директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. — Не думаю, что это информационный вброс, который через главу Чечни делают некие кремлёвские круги, прощупывающие таким образом реакцию общества.
Но это заявление отражает ту ситуацию, в которой находится российская элита. Там все понимают, что сейчас политическая система переходит в некое новое качество. То есть ситуация транзитная. Начинается новая эпоха и не совсем понятно, какой она станет.
В 2012 году в элите размышляли так: проведём президентские выборы, не дадим нанести удар по легитимности выборов «белоленточникам» и можно лет на пять расслабиться.
Сейчас, несмотря на то, что Владимир Путин выиграл на выборах с рекордным результатом, нет ощущения, что всё в элите будет оставаться по-прежнему. Какие-то изменения будут, и серьёзные. А вот какие именно — представления ни у кого нет.
Скорей всего, будет некий транзит власти, то есть постепенная смена публичных лиц. Но это пока только предположения. Говорят и о некой конституционной реформе.
Кадыров в данном случае озвучивает позицию, причём не только свою, что Путин должен остаться в новой политической системе в качестве безальтернативного лидера. Но это не кремлёвская инициатива. Скорей, Кадыров в очередной раз показывает личную лояльность Путину. Но спровоцировано это заявление именно ощущением транзитной ситуацией во власти, о которой я говорил выше.
«СП»: — Это совсем фантастичный сюжет: через два года, например, в условиях жёсткого противостояния с Западом проводится референдум, на котором народ решает, быть третьему сроку или нет?
— При том, как динамично сейчас развивается политическая ситуация в стране и мире, нет ничего фантастичного в перспективе двух лет. Да, вряд ли такой референдум может произойти через полгода или даже год. Но через два года может быть всё, что угодно. Ясно, что ситуация сейчас будет развиваться более динамично и непредсказуемо даже по сравнению с промежутком между 2014 годом и 2018.
«СП»: — Ещё накануне выборов президента России в 2012 году политологи и социологи говорили, что есть некоторая усталость россиян от несменяемости первых лиц государства. Ясно, что потом началась Русская весна, Крым воссоединился с Россией и про эту усталость все на время забыли. А какие процессы стоит ждать в ближайшее время? Есть ли запрос на обновление власти в обществе?
— Да, такой запрос существует. И рекордный результат, который Путин продемонстрировал на выборах, не должен вводить в заблуждение Кремль. Тот же Павел Грудинин, несмотря на серьёзную кампанию против него, получил достаточно хороший результат именно потому, что появилось новое, более-менее вменяемое лицо. Не шут, а новый политик, хоть пока ещё и неопытный.
Запрос на обновление есть, и власть думает, как его удовлетворить. Видимо, именно с этим связаны слухи о конституционной реформе. То есть власть думает, как сохранить Путина в политической системе, при этом сымитировав серьёзное обновление политиков первого ряда.
Высокий результат Путина на недавних президентских выборах — стечение ситуативных факторов. В том числе — грамотная работа его предвыборного штаба и внешнеполитическая ситуация. Ясно, что очередной кредит доверия Путину или постепенно, или очень быстро начнёт подвергаться эрозии, в зависимости от того, как будут развиваться события в стране и мире.
— Я думаю, что Рамзан Кадыров высказывает именно своё мнение, — говорит политолог, замдиректора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.- Это сильная политическая фигура. У него собственная позиция по широкому кругу вопросов. Кадыров активен в публичном пространстве как никто из российских региональных политиков. Опираясь на поддержку избирателей своего региона, а так же благодаря политической воле, он имеет смелость высказывать то, о чём другие чиновники того же уровня и даже федеральные чиновники зачастую молчат.
И часто то, что говорит Кадыров, идёт вразрез с существующим политическим мейнстримом. И он не замечен во вбросах с целью «прощупывания почвы».
«СП»: — А если говорить о сущности предложения главы Чечни?
— Высказанная им позиция не является уникальной. В странах с самой разной политической культурой от Китая до Белоруссии руководители государства могут перевыбираться неограниченное количество раз. Кстати, как раз в Китае недавно были на этот счёт внесены изменения в конституцию. Мы видим из современной истории, что в странах, которые находятся в сложной политической или социальной ситуации, не спешат менять лидеров, доказавших свою эффективность на этом посту. Даже в «демократической» Германии Ангела Меркель остаётся несменяемой уже много лет. Только что прошли выборы в Азербайджане. Наш южный сосед тоже не спешит менять главу государства. И можно сказать, что страна от этого только выигрывает.
Ну, а что касается реалистичности предложения Кадырова, то хочу напомнить, что Владимир Путин в 2008 году не стал менять Конституцию, как ему предлагали многие. Путин так же не раз показывал, что он не сторонник менять основной закон страны без самой крайней необходимости.
Что касается референдума без согласия Владимира Путина, то теоретически такая возможность в нашем государстве есть. Но практически это вряд ли осуществимо. И, кроме того, даже если Конституция будет изменена без согласия Владимира Путина, это не будет означать, что он обязательно будет снова баллотироваться в президенты.
Новости политики: Навальный объявил о массовой акции протеста перед инаугурацией Путина