Немного истории. Советские и российские руководители во все времена предпочитали передвигаться «со вкусом». Пусть 200 метров, пусть 100. Но не ногами же топтать землю?
До войны Иосиф Виссарионович Сталин использовал для передвижения презент от Франклина Рузвельта - лимузин Packard Twelve 14-й серии.
В 1947 году вождь народов пересел в отечественный шестиместный ЗИС-115, мотор которого радовал 162 «силами лошадей», а общая масса отечественной авторазработки достигала 5 тонн.
Неоднократно высказывавшийся в поддержку отечественного производителя генералиссимус посчитал, что негоже советскому чиновнику разъезжать на автомобилях «вражеского» автопрома. Но… так до самой смерти и не списал в утиль добротный подарок американского президента. Иномарка занимала почетное место в главном гараже Советского Союза.
Настоящим ценителем автомобилей и любителем «полихачить» на заблаговременно «стерилизованных» дорогах был Леонид Ильич Брежнев, коллекция которого насчитывала беспрецедентное количество великолепных автомобилей. У генсека были Мерседесы, Крайслеры, Шевроле, Кадиллаки, Ниссаны.
Еще живой Генри Киссинджер едва не получил инфаркт, когда руководитель советского государства покатал его по сельским дорогам, заводя стрелку спидометра далеко за отметку 200 км/ч.
Да что там Киссинджер? Сам президент Ричард Никсон «подогнал» Леониду Ильичу «Линкольн-Континталь» в ходе официального визита Брежнева в США. И быстро пожалел.
Подарок пришелся генсеку по душе настолько, что он сразу же сел за руль и «прокатил с ветерком» американского лидера, вызвав настоящую истерику сотрудников cекретной службы.
Охранникам в срочном порядке пришлось вручную освобождать улицы Вашингтона, потому что случись навстречу куролесившему «Континенталю» с Брежневым за рулем какой-нибудь джип с морскими пехотинцами, патрулировавшими улицы и не подозревавшими о таком вопиющем нарушении официального протокола, холодная война вполне могла закончиться «по техническим причинам» со счетом 1:1.
— Вы великолепный водитель, - только и сумел выдохнуть мокрый от пота Никсон, когда Брежнев, наконец, тормознул после крутейшего спуска. Восхищенный техническими характеристиками нового коллекционного авто Леонид Ильич в знак благодарности поцеловал «тактического врага» фирменным крепким поцелуем.
Но официальным средством передвижения влюбленного в произведения искусства зарубежного автопрома Леонида Ильича Брежнева, конечно же, были, советские автомобили. В советские времена принимать парады на машинах, сделанных в капстранах, было, вроде как, неприлично.
Правительственные ЗИЛ, ЗИЛ-4104, ЗИЛ-41045 и ЗИЛ-41047 вышли из моды в 1991-м. Времена изменились! И «автопарк № 1» поменялся очень круто. Помните «Историю одного города» Салтыкова-Щедрина? Один из героев этого замечательного произведения русской литературы въехал в город Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки.
Белых лошадей руководители новой России не использовали - они перемещались на бронированных стретчах Mercedes-Benz S, сняв, де-факто, шляпу перед западным миром и презрев все эти устаревшие «Чайки» и «ЗИСы» с «ЗИЛами». Попытка же Бориса Немцова пересадить отечественных чиновников на «Волги» выглядела несколько «донкихотски» и ни к чему хорошему не привела.
Впрочем, российские лимузины, все же, доставлялись в страну пребывания грузовым самолетом, если требовалось совершить официальный визит за рубеж.
Владимир Путин весь первый, второй и третий сроки перемещался вот на этом красавце.
Имя ему Mercedes S600 Pullman Guard. «Пульман» - значит «растянутый», ну а «Гард» - защищенный. Назвать такую машину автомобилем достаточно сложно. Если сравнивать ее с танком, то шансов выжить в ней — «случись что» — однозначно, больше. Здесь реализована защита класса VR9. Президента защищала бронекапсула, специальные стальные вставки из стали, 10-сантиметровое лобовое стекло, вес которого превышал 130 кило.
«Пульману» нипочем разрывы гранат, прицельная стрельба из СВД, «Калашникова» и гранатомета. Автомобиль может пройти через огонь и воду далеко не в переносном смысле слова. Он является неплохим убежищем на случай, если по ту сторону океана вздумают нажать на «заветную кнопку».
Легко ли после долгих лет работы под прикрытием в Германии отказаться от такого чуда, сошедшего с конвейера прославленного немецкого завода, и пересесть в отечественный автомобиль? Ведь — чего греха таить — в сердцах большинства российских водителей со стажем 2+ живет твердая уверенность, что даже старенький «Mercedes», сделанный для простых автолюбителей, это куда более надежно, чем «Жигули» или «Волга».
Владимир Путин, безусловно, толк в автомобилях знает, и, посидев однажды за рулем Lada Kalina, ограничился весьма сухим высказыванием, назвав этот автомобиль «приёмистым». И вот пришло время, когда автомобильный мир России сначала затаил дыхание, а затем вздрогнул.
На столе у Владимира Владимировича в его рабочем кабинете, расположенном в первом корпусе Кремля, зазвонил телефон. Служба протокола, доложившая, что к церемонии принятия присяги для вступления на самый важный в российском государстве пост все готово.
Гул затих. Владимир Владимирович вышел и спустился по красной ковровой дорожке. До парадной резиденции первого лица государства – Большого Кремлевского дворца – было каких-то триста метров, но президент Путин направился к автомобилю, и это уже не был привычный Mercedes S600 Pullman Guard.
Глава государства именно в этот день счел своим долгом продемонстрировать всему миру долгожданную новинку отечественной автомобильной промышленности — Aurus Senat Limousine (или проще — «Кортеж»).
В сопровождении 9 мотоциклистов он проделал кратчайший путь, открыв миру новую величавую машину, работа над созданием которой велась долгих шесть лет. У входа парадной резиденции его дожидался комендант Кремля Сергей Хлебников.
Торжественный марш. Бравурные фанфары. Величественная во всех отношениях обстановка Георгиевского, Александровского и Андреевского залов...
А что же «Кортеж»? Официальное наименование нового русского бренда, прорекламированного лично Владимиром Путиным, – Aurus (сочетание слов «Aurum» - золото и «Russia» - Россия)?
Сказать, что его премьера стала сюрпризом, было бы неправдой. Появления нового элитного суперавтомобиля ожидали целую пятилетку. Даже больше. Что самое удивительное: федеральные СМИ еще летом 2017 года (до того, как Владимир Владимирович дал согласие принять бразды правления нашими «авгиевыми конюшнями» в четвертый раз), сообщили, что презентация автомобиля «Кортеж» состоится в день инаугурации президента. И ни разу не солгали.
Международные издания, в частности Daily Express, сообщали, что лимузин демонстрирует самодостаточность Российской Федерации. И это бессп-о. На автомобиле установлен двигатель, создать который помогли корифеи автомобилестроения из Porsche. Коробка-автомат имеет целых 9 ступеней. «Коммерсант» сообщил: стоит разработка целых 12,4 млрд рублей.
Организацией, которая была ответственна за пилотный проект по разработке и постановке на производство отечественных автомобилей на базе единой модульной платформы, обеспечивающий создание специального транспорта для первых лиц страны и тех персон, которые охраняются государством, стал Государственный научный центр РФ ФГУП «НАМИ». Кстати, это предприятие отметит свой вековой юбилей в октябре этого года.
Как заверил начальник отдела перспективных технологий и развития данного научного центра Кирилл Казмирчук, представленный «президентомобиль» ни на йоту не уступает по своим характеристикам аналогичным разработкам мировых производителей. В основе дизайна нового представительского автомобиля лежат едва угадываемые намеки на ЗИС-110 – послевоенный советский автомобиль (первый отечественный лимузин представительского уровня).
В июле прошлого года автомобиль высоко оценил сам Президент. В ноябре были собраны первые 14 пилотных «единиц» проекта, которые были переданы для всесторонних испытаний в Федеральную службу охраны.
По словам разработчиков «автомобиля №1», в него были интегрированы особые конструкторские элементы, о которых, конечно же, подробнее не рассказать – гриф «секретно». Впрочем, из того, что уже стало достоянием общественности: в президентском авто предусмотрен комплекс систем помощи водителю – адаптивный круиз-контроль, система автоматического экстренного торможения, а также система предотвращения столкновения, которая сама распознает пешеходов по ходу движения.
Поспешим успокоить тех, кто думает, что автомобили семейства созданы только для небожителей. Русский бренд Aurus, лицом которого стал сам глава российского государства, уже в 2019 году станет доступен широкой российской аудитории.
Заказчиков Senat Limousine, который получил, как и другие автоверсии нового бренда, название по одной из башен Кремля, вероятно, найдется пока не так много, зато покупателей созданных на единой модульной платформе минивэнов «Арсенал» и внедорожников «Комендант» в стране должно быть достаточно. Их цена — от 2-3 млн за комплектации сегмента «бизнес» до 5-20 млн за «люкс».