От главы Счетной палаты России Алексея Кудрина последовал неожиданный совет Риге на Петербургском международном экономическом форуме: если Латвия хочет восстановить экономические отношения с РФ, вернуть российский транзит, нужно сделать явные политические шаги.
То есть, если говорить нормальным человеческим языком, — прекратить гадить на Россию, клеветать на наших соотечественников в республике и сажать их в тюрьму за отстаивание права на русский язык.
Нет, конечно, таких слов аккуратный чиновный Алексей Кудрин не произнес, но это подразумевается.
— Даже Литва, в которой зашкаливает критика в адрес России, не сажает в тюрьму русских правозащитников, — говорит корреспонденту «Свободной прессы» политолог Юрий Долинский. — Да, в Вильнюсе ругают их, ищут врагов на политическом поле, пугают народ «агентами Кремля», «Росатомом», «Газпромом», но в тюрьму не сажают, как это начали делать в Латвии.
Сейчас в рижском централе сидит лидер «Конгресса неграждан» Александр Гапоненко, был арестован и туда же отправлен известный правозащитник Владимир Линдерман, которого пока удалось вызволить из застенка его адвокату; уголовное дело заведено против лидера Русского союза Латвии, бывшего европарламентария Татьяны Жданок. Лишь потому, что они выступили против ликвидации русских школ — в Латвии проводится реформа школьного образования, предполагающая полный перевод обучения на госязык.
Заметим: эти люди выступают не против латышского языка, как представляют общественности латышские националисты. Латышский в школах учат. Правозащитники — за билингвальное обучение, обещанное Народным фронтом еще в период борьбы с Кремлем за независимость. И вот за мнение, за требование выполнять те обещания, в Латвии стали сажать в тюрьму. Я уж не говорю про постоянные антироссийские выпады руководства страны, заявления про влияние России на процессы в республике, на выборы в Сейм. Запугивания придуманной агрессией РФ. Латвия не вылезает их учений НАТО…
«СП»: — Ну, из учений НАТО не вылезают вся Прибалтика и Польша. И вы не совсем правы насчет тюрьмы в Литве. А разве полковник запаса Юрий Мель, который в ночь на 13 января 1991 года командовал танком в Вильнюсе и делал холостые выстрелы в воздух, не в тюрьме? Идет же суд по делу о тех событиях. Там грозят большие сроки.
— Это совершенно другое дело. Оно связано не с защитой прав нацменьшинств в независимой стране, а с трагическими событиями в СССР в период его распада и различными их трактовками — защитниками Союза и литовской прокуратурой, местной элитой. Но вы задали вопросы о причинах падения российского транзита через Латвию, проблемах во взаимоотношениях России в экономике с Ригой. Ну и вот получается: с какой стати Россия должна создавать соседу режим благоприятствования в экономике, если сосед хает ее?
«СП»: — Ну так и Литва хает.
— Но Литва, по крайней мере, на официальном уровне, не просит режим благоприятствования от России и даже наоборот: попытки нормально сотрудничать с РФ в экономической сфере пресекаются президентом Далей Грибаускайте и местными правыми, уверяющими, будто это опасно для суверенитета. Из-за желания одного из ведущих политиков Литвы привлечь инвестиции «Росатома» разразился скандал, было затеяно целое расследование, ему пришлось распрощаться с должностью вице-спикера Сейма и вообще покинуть парламент по «собственному желанию». Намеки литовского премьера Саулюса Сквернялиса о необходимости наладить экономические отношения с Россией, как пытаются в Германии и в Финляндии, тоже были пресечены.
Можно рассуждать, какой вред наносят экономике Литвы такие радикальные действия. Но в отличие от Вильнюса Рига устами своих политических лидеров, кроме радикалов из Национального объединения, постоянно твердит о желании экономического сотрудничества с РФ, особенно в сфере транзита. Правда, ее позиция противоречива. Мэр Вентспилса Айварс Лембергс хотел принять предложение участвовать как порт в реализации проекта «Северный поток-2», но правительство запретило. И тем не менее в целом в отличие от Литвы в Латвии жаждут экономического сотрудничества с Россией. Вот Кудрин и дал понять: с какой стати, если вы гадите?
«СП»: — И что, Латвия может изменить позицию?
— Может. Таковы жизненные требования и опосредованное желание ее элиты. Но не скоро. Это долгий процесс. Вот сейчас Европа, кажется, под влиянием политики Трампа начинает осознавать такую необходимость. Какие-то шаги начали делать Германия и Франция, и так потерявшие много из-за антироссийских санкций. Но Трамп обостряет борьбу интересов между Россией и США. Во что это выльется с учетом роли сателлитов трудно сказать. Посмотрим. Как говорят люди — «лишь бы не было войны».
«СП»: — Ну, скажем, Латвия сделает предложенные Кудриным явные политические шаги. Россия пойдет навстречу?
— А вот тут я не уверен и не совсем согласен с главой Счетной палаты. По очень простой причине. Россия, отказываясь от экономического благоприятствования своим соседям-недругам, себе ведь не гадит в карман, а следует принципу целесообразности. Она же не отказывается от транзита как такового, а переводит его в свои порты, развивает их. Речь и об Усть-Луге, и о Калининграде, о других портах. То есть то, что ушло — то ушло. Вот, скажем, за март-апрель 2018 года все латвийские порты перевалили на 12,1% меньше грузов по сравнению с тем же периодом 2017 года. Этот процесс продолжается.
«СП»: — А в Клайпедском порту ситуацию нормальная.
— Потому что через него переваливает грузы, в основном калийные удобрения, Белоруссия. В Латвии же ситуация иная. Падает транзит и на местной железной дороге. Ее глава Эдвинс Берзиньш недавно сообщил, что число сотрудников латвийской «железки» в прошлом году сократилось на 300 человек, а в целом за последние несколько лет — на тысячу. А член правления аэропорта Riga, эксперт по транспорту Талис Линкайтс публично признал: невозможно компенсировать потерю грузов, которые шли со стороны России, даже с появлением новой железной дороги Rail Baltica.
«СП»: — То есть призыв Кудрина бесполезен для Латвии?
— Не совсем. Сомневаюсь, что транзит восстановится — не станут же возвращать какие-то грузы из российских портов в порты Латвии? Но его падение может замедлиться при определенных политических шагах Риги. Могут быть и другие позитивные события. Директор РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о развитии новых направлений перевозки угля, и Латвии там нет. Зато есть Калининград, Мурманск, Дальний Восток, Финляндия и даже Азербайджан, Грузия и Турция. Полюбит, условно говоря, Латвия Россию — может, и она появится на картах РЖД.
Санкции: Путин прокомментировал санкции США и напомнил Трампу о встрече