В ближайшее время Россия может принять решение о начале научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию собственного тяжёлого транспортного самолёта. Об этом свидетельствуют заявления вице-президента Объединённой авиастроительной корпорации, главы ПАО «Ил» Алексея Рогозина и члена комиссии при Президенте РФ по вопросам развития авиации Юрия Сытника.
«Если говорить о возобновлении их производства в новом облике, то это является крайне непростой, но решаемой задачей... Самолёты сверхтяжёлого класса, к которым относится Ан-124, крайне востребованы во всём мире. Две трети всех «Русланов» были произведены в Ульяновске. Сегодня первоочередной задачей является поддержание их исправности», — приводит слова Рогозина пресс-служба «Ил».
«По всем международным правилам, мы должны нести эту марку — Ан-124, если мы не внесли существенных изменений в этом самолёте. А изменения сейчас будут вноситься. И он пойдёт уже под другим брендом. Будет изменена авионика, конструкция шасси, будут стоять другие двигатели. И он уже может пойти как Ан-124 РФ (или какие-либо другие цифры предложат). База Ан-124, но практически это будет другой самолёт. И наши конструкторы работали над этим самолётом не меньше, чем украинские», — сообщил Сытник в эфире радиостанции «Говорит Москва».
Незадолго до этого в интервью на «Эхо Москвы» командующий Военно-транспортной авиацией ВКС России Владимир Бенедиктов рассказал, что вопрос о возобновлении производства «Русланов» действительно рассматривается, однако окончательное решение пока не принято.
Детище СССР
Ан-124 является мировым рекордсменом по грузоподъёмности среди серийных самолетов. «Руслан» способен перевозить негабаритные грузы и грузы весом до 120 тонн. Конструкция Ан-124 позволяет ему приземляться даже на неподготовленные для приёма столь гигантских машин аэродромы. Советским инженерам удалось минимизировать удельную нагрузку на грунт до показателя обычного самолёта.
По грузоподъёмности Ан-124 уступает только Ан-225 «Мрия», который был разработан специально для транспортировки многоразового космического корабля «Буран». Учитывая узкую «специализацию» Ан-225, проект в постсоветское время остался невостребованным. Украина далеко не первый год безуспешно ищет для него инвесторов. В 2016 году ГП «Антонов» утверждал, что деньги в «Мрию» готов вкладывать Китай, но на текущий момент долгожданных вложений Киев так и не увидел.
Ан-124, как и Ан-225, Украина считает собственной разработкой и, соответственно, монопольным обладателем интеллектуальных прав. Действительно, головным разработчиком обоих самолетов является ОКБ им. О.К. Антонова. Однако над машинами в 1970-е и 1980-е годы активно работали десятки других предприятий, расположенных в РСФСР. Кроме того, две трети Ан-124 были собраны на ульяновском заводе «Авиастар-СП».
Рогозин, Сытник и Бенедиктов уверены, что «Руслан» — это, прежде всего, советская машина, и потому никаких особых прав у Киева на неё нет. Весьма символично, что на международном салоне в Ле Бурже в 1985 году западные журналисты прозвали Ан-124 «русским чудом», да и само название «Руслан» явно не имеет ничего общего с Украиной.
Машина создавалась для нужд единой страны, где не существовало споров о том, какой народ внёс больший вклад в тот или иной проект. «Русским» Ан-124 можно назвать уже лишь по той причине, что за рубежом между русскими и украинцами никакой разницы тогда (как, собственно, и сейчас) не видели. Для Запада все представители славянских народов СССР априори были русскими.
На Ан-124 у Киева нет не только интеллектуальных, но и (если так можно выразиться) моральных прав. Украинские власти бездарно распорядились богатейшим наследством, которое досталось им после распада СССР. Украина не смогла найти применение «Русланам»: вооружённым силам страны он был не нужен, а сотрудничать с Россией по развитию проекта Киев не хотел.
Ан-124 производились серийно до 2004 года. В 2006 году Москва начала переговоры с Киевом о возобновлении выпуска этих машин. Однако твёрдое решение о кооперации с РФ Украина приняла лишь в декабре 2013 года. Естественно, «революция достоинства» в феврале 2014 года похоронила надежды Москвы на какое-либо сотрудничество.
Об откровенной алчности Украины и желании насолить нашей стране красноречиво говорит тот факт, что в парке «Антонова» лишь 7 Ан-124. Основными эксплуатантами машин являются коммерческая компания «Волга-Днепр» (12 «Русланов»), ВВС России (16), госкомпания «224-й лётный отряд» (8).
Давно назревшее решение
Сейчас нежелание работать с Россией обосновывается тем, что Москва активно использует Ан-124 для армейских нужд. В частности, «Русланы» поставляют различные грузы в Сирию. Правда, все экономические связи с РФ ГП «Антонов» разорвал ещё до начала операции в арабской республике.
Украина не оставила России иного выбора, кроме как начать производство собственного самолёта аналогичного класса. Парк Ан-124 постепенно устаревает, а завод «Авиастар» последние 14 лет занимался только ремонтом и частичной модернизацией «Русланов».
В нынешней ситуации, когда потребность в тяжёлых транспортных машинах чрезвычайно высока и будет только возрастать, логично взять за основу удачную конструкцию Ан-124, установив на самолёт новое бортовое оборудование. Однако, как отметил Рогозин, это будет непростой задачей.
Вероятно, речь идёт о замене украинских комплектующих и автоматизации процесса погрузки. Но самая главная трудность заключается в отсутствии мощного и одновременно экономичного отечественного двигателя. Эта проблема пока ещё актуальна и для отечественного самолётостроения. Если ВВС могут примириться с не самой эффективной силовой установкой, то компанию «Волга-Днепр» такой вариант вряд ли устроит.
В целом решение по «Русланам» явно затянулось. Российские СМИ объясняют задержку с работами по модернизации Ан-124 надеждами руководства страны на проект Перспективного авиационного комплекса транспортной авиации (ПАК ТА), в основу которого должен лечь нереализованный в конце 1980-х годов проект Ил-106. Например, в 2014 году планировалось, что к 2024 году флот ПАК ТА будет состоять из 80 машин. На дворе 2018 год, а рапортов об успехах мы до сих пор не услышали.
Между тем, в транспортной авиации России сложилась непростая ситуация. Страна остро нуждается в замене всего парка, включая советские семейства Ан и Ил, которые через 10–15 лет начнут устаревать уже по планеру.
Нехватка ресурсов подталкивает Москву к возвращению к успешным проектам советской эпохи. Однако есть уверенность, что «Руслан» под новым брендом будет создан на самой современной технологической основе. И после реализации проекта эту уникальную машину можно будет по праву назвать «русским чудом».