Перед визитом в Пекин Президент РФ Владимир Путин дал интервью Медиакорпорации Китая, в котором он выразил ряд небезынтересных мыслей по поводу исторического пути России. В частности, глава государства объяснил, почему РФ отказалась подчиняться требованиям Запада по поводу Крыма и Украины. По его мнению, в 2014 году перед нашей страной стоял выбор: отступить и подчиниться чужой воле, либо сохранить суверенитет.
«Но наличие каких-то ограничений и санкций нас не удивляет, нас это не пугает и никогда не заставит нас отказаться от самостоятельного, суверенного пути развития. Я исхожу из того, что, либо Россия будет суверенной, либо её вообще не будет. И конечно, российский народ всегда выберет первое. Никакого другого пути у нас нет. Но мы понимаем, что наши партнёры вот этими ограничениями и санкциями стремятся только к одному — сдержать развитие», — отметил Путин.
Президент полагает, что санкционная политика Запада — «это покушение с негодными средствами». Российский лидер уверен, что подобный отход в конечном итоге аукнется тем, кто его инициировал. В будущем, как рассчитывает Путин, «здравый смысл восторжествует» и «все незаконные ограничения» будут сняты.
Глава государства заявил о недопустимости соглашательской политики с Соединёнными Штатами. Государства, которые пошли на поводу у Вашингтона, получают массу политических проблем, а применительно к Евросоюзу — торговые ограничения, сообщил Путин. Речь идёт о решении хозяина Белого дома Дональда Трампа повысить пошлины на сталь в размере 25% и алюминий в размере 10% для ЕС, Канады и Мексики. Сейчас европейские государства обсуждают ответные меры и готовятся к спорам с США в рамках механизмов ВТО.
«Кстати говоря, те, кто, как я выразился, пошли на поводу у Соединённых Штатов, сами теперь страдают от того, что Соединённые Штаты начинают применять и в отношении этих стран. Всё это вместе постепенно (я говорю это не для того, чтобы порадоваться и поиронизировать) говорит о том, что эти средства не могут быть универсальными, и рано или поздно станет очевидным, что их применение вредит всем, в том числе и инициаторам этих инициатив», — сказал Путин.
Комментируя западные санкции, Президент озвучил мысль, которая давно витает в воздухе: цель ограничительных мер в адрес Москвы заключается не в восстановлении некого статуса-кво, а в стремлении уничтожить суверенитет страны. Если бы Россия согласилась принять условия Запада и отступить в крымском вопросе и на украинском направлении в 2014 году, то следом Москве предъявили бы новые требования.
Пример бывшей Югославии демонстрирует, что Запад и, прежде всего, США не будут мириться с существованием крупной непокорной державы. «Аннексия» Крыма и вмешательство в конфликт на юго-востоке Украины стали бы поводом для масштабного давления с целью разрушения суверенитета и государственности РФ.
В принципе, об этом Путин говорил ещё в 2014 году, рассуждая на тему конфронтации с Западом: «Мне самому иногда приходит в голову мысль: может, мишке нашему надо посидеть спокойненько так, не гонять поросяток по тайге, а питаться ягодками, медком — может, его в покое оставят? Не оставят. Потому, что будут всегда стремиться к тому, чтобы посадить его на цепь. А как только удастся посадить на цепь, вырвут и зубы, и когти».
«Поэтому дело не в Крыме. Дело в том, что мы защищаем свою самостоятельность, свой суверенитет и право на существование. Вот это мы все должны понять… Мы хотим сохраниться и бороться, изменить, кстати, к лучшему, воспользовавшись этими явлениями сегодня, нашу структуру экономики, быть более независимыми, пройти через это, или мы хотим, чтобы нашу шкуру повесили на стенку? Вот у нас какой выбор. И Крым здесь ни при чём», — подчеркнул Путин.
Позиция главы государства объясняет такое пристальное внимание к развитию Вооружённых сил и, в частности, ядерной триады. Военных инструментов давления на РФ у НАТО предостаточно. Альянс превосходит Россию и по экономической мощи, и по численности военнослужащих, и по количеству обычных вооружений. Но сдерживающим фактором для Запада является понимание, насколько непоправимым будет ущерб, если действительно вывести русского мишку из себя.
С главой государства можно не согласиться только в одном — не стоит ожидать того, что санкции будут отменены в обозримой перспективе. Эта надежда на восстановление прежних «партнёрских» отношений с Западом присутствует в устах подавляющего большинства представителей руководства РФ. А федеральные СМИ всегда очень живо реагируют на каждый чих европейцев о необходимости ослабить санкционный режим или отменить его.
Необходимо напомнить, что поводом для ограничительных мер стали присоединение Крыма и поддержка ополченцев Донбасса (на этом основании Россию постоянно обвиняют в нарушении «Минских соглашений»). Чтобы все санкции были сняты, Москве придётся вернуть полуостров Украине (или инициировать некий процесс поиска компромисса, как в случае с Сербией и Косово), а также бросить на произвол ВСУ непризнанные республики. Очевидно, что экономические и политические последствия таких решений будут намного разрушительнее любых, даже самых жёстких санкций.
Скорее всего, заявление Путина о неизбежной отмене ограничительных мер является данью политкорректности и частью сложной дипломатической игры Москвы, в интересах которой увеличить растущую пропасть между Европой и Соединёнными Штатами. В реальности Россия, пусть и не без проблем, продолжит курс на строительство более независимой экономической модели.
«Самыми приоритетными направлениями нашей, когда я говорю «нашей», имею в виду и свою работу, и работу моей команды, будет дальнейшее поступательное развитие России, обеспечение темпов экономического роста, придание нашей экономике инновационного характера, развитие инфраструктуры, здравоохранения, образования и обеспечение, безусловно, безопасности», — подчеркнул Путин в интервью китайским журналистам.