Материал комментируют:
Илья Рейзер
Ледяные просторы Крайнего Севера не дают покоя американцам, канадцам, норвежцам и даже китайцам. А какой интерес к Арктике у Поднебесной?
Зачем Китаю ледоколы
Недавно на острове Чансин в Шанхае была начата стыковка основных блоков ледокола Xuelong 2? - «Снежный дракон». Собирать их планируют до конца августа 2018 года, потом наступит стадия отделочных работ и установки оборудования, а через год, летом 2019 г., суперсовременный ледокол будет готов. Он сможет, если верить китайской прессе, ломать полутораметровый лед и ходить на 14 тыс. морских миль.
Зачем Китаю ледокол? Ведь Поднебесная выходит лишь к морям Тихого океана. Дело в том, что бурное экономическое развитие Китая подразумевает и его дальнейшую экспансию — не только на европейские, азиатские, американские рынки, но и в «холодные широты», будь то Арктика или Антарктика. Пекин заявляет о себе как о сверхдержаве будущего, которая может и должна претендовать на активное присутствие в арктическом пространстве. Еще в начале 2000-х гг. Китай провозгласил себя околоарктической страной. В 2004 г. Поднебесная открыла постоянную арктическую станцию в Ню-Олесунн на Шпицбергене.
Сейчас Китай больше всего интересует в Арктике два направления. Первое — Северный морской путь. Пекин заявляет о развитии «Шелкового пути», который должен пронизывать всю Евразию, связывая Китай с Европой. Арктическая магистраль — самый быстрый путь «из варяг в китайцы». Конечно, упустить такую артерию в Китае просто не могут и ждут, пока по ней пойдет «Снежный дракон».
Второе направление китайских интересов в Арктике — природные ресурсы. Известно, что арктические пространства таят колоссальные запасы нефти и газа. За Северным полярным кругом только открытых газовых месторождений более 400, что говорить о тех месторождениях, которые еще не разведаны. Растущая китайская экономика испытывает большую потребность в дешевых энергетических ресурсах, а газ Арктики в этом отношении очень интересен — ведь Северный морской путь не контролируется Соединенными Штатами. Кстати, Владимир Путин также высказывался в поддержку российско-китайского сотрудничества в Арктике, в том числе и в плане использования Северного морского пути.
Общее не значит американское
Еще раньше, чем Китай, положили глаз на Арктику США и Канада. В Вашингтоне очень недовольны тем, что сейчас Северный морской путь контролирует Россия, и настаивают на том, что эта артерия должна быть общей. Но где «общее», там «ничье», а где «ничье» — туда приходят хозяйничать по праву сильного. Видимо этого и добиваются в Белом доме, когда пытаются подвести под свои экономические и политические амбиции нормы международного права.
У США есть своя Арктика — Аляска, которая тоже имеет богатые природные ресурсы. Но Вашингтон больше заинтересован в контроле за Северным морским путем, а также в противостоянии наращиванию российской военной мощи в арктических широтах. Между тем, некоторые аналитики считают, что именно в Арктике США и Россия могут и должны продуктивно сотрудничать и у них есть все шансы наладить отношения именно с помощью арктической дипломатии.
Кому принадлежит Арктика по праву
О правовых нюансах контроля за арктическими пространствами и о возможных рисках проникновения иностранцев в Русскую Арктику «Свободной прессе» рассказал адвокат и политик Илья Рейзер.
«СП»: — В последнее время много говорят о том, что права на Арктические территории должны иметь все желающие страны, что Арктика не может быть собственностью лишь России или Норвегии, Канады. Так ли это с правовой точки зрения?
— Начнем с того, что какого-либо договора, который бы четко определял правовой статус Арктики, не существует. Можно вспомнить о соглашении почти столетней давности, когда Советский Союз, США, Канада, Норвегия и Дания поделили Арктику на пять зон. Самая большая зона влияния досталась Советскому Союзу, а сейчас ее наследует Россия. Можно считать, что Арктика является естественным продолжением материковой части России. Такой позиции сейчас придерживается наша страна, поэтому США, Канада и другие страны, которые могли бы претендовать на влияние в Арктике, сильно недовольны. Тем более, если учитывать, какие преимущества может дать контроль над Арктикой в будущем — и с экономической, и с военно-политической точек зрения. Также можно вспомнить о Конвенции по морскому праву. Россия ратифицировала ее в 1997 году. Согласно конвенции, 12-мильная зона является территориальными водами, а ближайшие 200 миль — зоной со свободным судоходством, но с контролем государства над природными ресурсами. Но именно природные ресурсы Арктики и будоражат сейчас и китайцев, и американцев.
«СП»: — Чем чреват допуск иностранных акторов — компаний, государств в Российскую Арктику? Каковы экономические и политические риски?
— Во-первых, Северный морской путь — кратчайшая артерия, связывающая Азию и Европу. Глупо, если наша страна не будет пользоваться такими преимуществами. Во-вторых, эксплуатация природных ресурсов Арктики, которые до конца еще не изведаны, будет иметь все более растущее значение для экономики. Лучше, чтобы эксплуатацией этих ресурсов занимались мы, а не китайцы или американцы. Если иностранные компании станут активно участвовать в освоении Арктики, они будут действовать исходя из интересов своих стран. Кроме того, Арктический регион очень важен с военно-политической точки зрения — здесь находится наш Северный флот, ядерное оружие, поэтому ни в коем случае нельзя упускать ситуацию из рук.
«СП»: — Если говорить конкретно о Китае, то представляет ли китайская экспансия угрозу российским интересам в Арктике?
— Для Китая Арктика имеет сейчас колоссальное значение. Ведь в Пекине озадачены вопросом развития «Шелкового пути», частью которого считают и Северный морской путь. Китайцы рассчитывают использовать СМП для транзита грузов в Европу. Сейчас главная задача КНР — диверсифицировать торговые маршруты, чтобы снизить зависимость от США и их союзников. Пока интересы Китая и России в этом совпадают, однако здесь нужно соблюдать очень четкую границу, чтобы не упустить контроль над арктическим маршрутом. Китай — важный партнер, но он всегда действует сугубо в своих интересах, а нам нельзя забывать о своих.
«СП»: — Есть ли какие-то законы, нормативные акты о присутствии Китая на Дальнем Востоке, в Сибири? Возможно ли принятие их в отношении Арктики?
— Как мы знаем, таких договоров и соглашений было подписано довольно много. В основном они относятся к участию китайского бизнеса в освоении дальневосточных и сибирских территорий. Инвестиции безусловно очень важны для экономики страны, а также для укрепления экономических связей, где каждая из стран преследует свои интересы.
Новости Китая: В Китае изобретатель-самоучка создал летающий мотоцикл