"Экспансией севера" назвало деятельность РФ в Арктике британское издание Independent, характеризуя крупнейший прорыв нашей страны в арктическом военно-техническом строительстве со времен СССР.
По словам издания, у Советского Союза был ледокол Ленин, но теперь он стоит на приколе как музей. Теперь же Россия заново начала "экспансию севера", и строит новые атомные ледоколы. В Арктике – гораздо больше запаса углеводородов, чем в Саудовской Аравии, и Москва серьезно нацелилась на эти ресурсы: "Это – часть усилий, направленных на утверждение Москвы на Крайнем Севере, в то время как она борется за господство со своими традиционными соперниками: Канадой, США и Норвегией, а также новичком – Китаем".
Под началом Владимира Путина Москва стремится заново открыть заброшенные военные базы на дальнем севере и построить новые.
"Регулярно выходят фотографии, на которых запечатлены тренирующиеся войска в белых камуфляжных костюмах, орудующие штурмовыми винтовками и носящихся на санях, запряженных оленями".
Согласно оценке геологических служб США, Арктика содержит запас нефти и газа эквивалентный 412 миллиардам баррелей нефти, что составляет 22% от неразведанных запасов нефти и газа в мире. Низкие цены на нефть и западные санкции означают, что новые шельфовые проекты в Арктике на данный момент – законсервированы, но Кремль играет в долгую игру, пишет издание.
Он строит еще 3 атомных ледокола, включая самый большой в мире, чтобы укрепить свой флот, состоящий из около 40 ледоколов, шесть из которых – атомные. Ни одна другая страна не имеет флота из ледоколов, предназначенного для создания пути для военных и гражданских судов.
Северный флот, расположенный в водах Кольского залива в районе Мурманска, тоже получит свой ледокол и два корвета, вооруженных крылатыми ракетами.
Наращивание мощи в Крыму и Калининграде не осталось незамеченным в Вашингтоне: "Министр Обороны США Джеймс Маттис на слушаниях по вопросу об утверждении его в должности в этом месяце сказал, что «не в наших интересах оставлять какую-либо часть мира» другим".
В письменном обращении министр назвал действия Москвы агрессивными шагами, и обязался поставить в приоритет разработку стратегии США.
"Это создает потенциальную дилемму для президента Дональда Трампа, который хочет восстановить связи США и России и объединиться с Москвой в Сирии, а не быть затянутым в гонку вооружений в Арктике".
Наращивание силы вызывает беспокойство и в других местах: морская пехота США высадилась в Норвегии, впервые со времен Второй Мировой, для размещения. Страны НАТО тоже проводят тренировки войск и следят за Россией.
Около шести военных баз будут открыты или заново построены к концу года. База «Северный Клевер» уже обретает форму, там будет работать 250 человек, она будет снабжена зенитно-ракетным комплексом.
Россия также тратит немало средств на разработку устойчивой к зимним условиям военной техники.
Действия России в Арктике – несколько провоцирующие, признает Михаил Барабанов, главный редактор газеты «Moscow Defense Brief».
Но у вопроса есть и другая сторона. В настоящий момент строятся новые дороги и порты, и Москва готовится к увеличению трафика вдоль побережья Северного ледовитого океана:
"Григорий Стратий, заместитель губернатора Мурманской области, сказал Reuters, что у стран Азии есть большой интерес в отношении Северного морского пути, проходящего от Мурманска до Берингова пролива близ Аляски (что сократит время транспортировки товаров из Азии в Европу).
Он также сказал, что новые ледоколы позволят осуществлять круглогодичную навигацию уже к 2020 году
«Какой бы ни была погода, Северный морской путь будет необходим. Его использование, безусловно, будет расти», - сказал Стратий. Он заявил, что Россия стремится привлечь иностранные инвестиции в Арктику.
Когда его спросили о наращивании военной силы его страной, он улыбнулся.
«Нет никаких причин боятся, я могу вас заверить», - сказал он, добавив, что все действия были вызваны лишь необходимостью модернизации.
«У России никогда не было никаких агрессивных намерений, и не будет. Мы – очень дружелюбный народ»".