Материал комментируют:
Руслан Пухов
Самый первый отечественный атомный ледокол «Ленин» уже давно превратился в музей — с 1989 года он стоит в порту Мурманска с заглушенными реакторами и туда водят на экскурсии детей. Всего у России, которая имеет единственный в мире атомный ледокольный флот, из 10 построенных «на ходу» осталось лишь 4 ледокола. При претензиях на лидерство в Северном Ледовитом океане и контроле Севморпути этого уже явно недостаточно, поэтому и потребовался «Лидер» — проект нового ледокола, который по своим характеристикам будет превосходить своих предшественников.
Известно уже, что на дальневосточной судоверфи «Звезда» планируется построить три таких ледокола. Контракт на первое судно должен быть подписан не позднее 2019 года, а сдача планируется в 2027 году. Ряд СМИ, со ссылкой на вице-премьера Юрия Борисова, называют сумму контракта — ледокол обойдется в 98,6 миллиардов рублей. При этом бюджетного финансирования пока нет и «скинуться» на нулевой этап создания конструкторской документации решили «Роснефть» и Минпромторг. В расчете на компенсацию затрат из бюджета. Говорят, что президент Владимир Путин одобрил подобную схему.
Советский Союз, а потом и Россия (ледоколы с такими названиями — «Советский Союз» и «Россия» уже выведены из эксплуатации), потратили огромные финансовые средства на освоение Арктики и создание Северного морского пути — наиболее кратчайшего маршрута морского сообщения между Европой и Дальним Востоком. (Впрочем, у нас был и «местечковый интерес» — обеспечение так называемого Северного завоза в регионы арктического побережья, от Мурманска вплоть до Якутии и Чукотки, с обеспечением объектов Минобороны.) Отечественный ледокольный флот по праву считается лучшим в мире, причем не только потому, что он единственный.
Используется атомный ледокольный флот и в интересах Вооруженных сил — при проводке кораблей Северного флота в Карское море во время маневров ВМФ участвовали, например, два атомных ледокола госкорпорации «Росатом». Сейчас Минобороны ждет два корабля ледового класса проекта 23550, которые будут оснащены артиллерийским вооружением и ракетами «Калибр». Первый из них, «Иван Папанин», должен быть передан флоту в 2019 году, а второй «ледовый сторожевик» — несколько позже. Но они не являются атомными и не располагают такими возможностями, как потенциальный «Лидер», который, к примеру, может «давить» лед толщиной более 4 метров. Можно не сомневаться, что в грядущем противостоянии в Арктике, новые ледоколы будут использоваться и в оборонных целях.
Ледокол проекта 10510 «Лидер» (ЛК-110Я, ЛК-120Я) является проектом перспективных российских атомных ледоколов, с мощностью 120МВт (на валу). Известно, что в него закладываются характеристики, которые позволят на непрерывном ходу со скоростью в 2 узла преодолевать судну водоизмещением в 71?380 тонн лед толщиной более 4 метров (по чистой воде скорость 24 узла). Ширина прокладываемого коридора — 50 метров. Автономность судна по запасам провизии 8 месяцев, что позволит находиться в Северном Ледовитом океане практически весь период навигации. Срок его эксплуатации должен составить 40 лет.
Пока «Лидеры» находятся лишь в проекте, на подходе для «ледовых битв» готовятся три атомных ледокола проекта ЛК-60Я, производства ОАО «Балтийский судостроительный завод». Это «Арктика», «Сибирь» и «Урал», первый из которых должны сдать в 2019 году, следующий в 2020-м, третий в 2021-м. Но при нынешних темпах освоения Арктики и приобретающего колоссальное значение Севморпути этого может оказаться недостаточно. При этом нужно понимать, что флот построенных в СССР атомных ледоколов рано или поздно придется менять, тем более, что некоторые из них уже подлежат списанию. Последние из них — мелкоосадочные ледоколы «Таймыр» (1989 год) и «Вайгач» (1990 год) требуют регламентных работ по продлению ресурса, а «Советский Союз» (1990 год) в отстое с 2010 года, хотя и решается сейчас вопрос о продлении ресурса и для него. Более «свежие» «Ямал» (1993 год) и «50 лет Победы» (2007 год) тоже не могут до бесконечности «тянуть лямку» во льдах Арктики и справляться с возрастающей нагрузкой.
Из истории Арктики — официально она «стала нашей» 15 апреля 1926 года — после постановления Президиума ЦИК СССР, которое сыграло важную роль в последующем освоении этой полярной части земли. Советский арктический сектор был самым большим среди прочих стран клуба «белых медведей». Американский — самый маленький. Сейчас секторальный принцип разграничения в Арктике утратил прежнюю актуальность. В 1982 году была принята международная конвенция, согласно которой территория государства распространяется лишь на арктический шельф, тогда как внешельфовая зона объявляется международной. Россия присоединилась к этому соглашению в 1997 году.
— Если какое-то время Арктика была практически бесхозной, и ее спокойствие нарушали разве что полярные экспедиции, большей частью российские, то в последние годы вокруг темы белого безмолвия льдов возник нездоровый ажиотаж, — говорит директор Центра анализа стратегий технологий Руслан Пухов. — Выяснилось, что Арктика является потенциальным месторождением углеводородов, запасы которых в остальных частях планеты не бесконечны. Плюс Северный морской путь, безраздельно принадлежащий России еще с советских времен, который становится более близким для поставок товаров из Китая, Индонезии, Австралии в Европу.
И если сегодня вывоз жидких нефтепродуктов и газа идет в основном на Запад, а дальше перезагружается на обычные не усиленного ледового класса газовозы и танкеры, то в случае строительства атомных ледоколов «Лидер», это обеспечит круглогодичную навигацию и вывоз углеводородов на Восток. Это, во-первых, значительно короче и, что немаловажно, основными потребителями сжиженного газа являются Южная Корея, Япония, Китай. Это огромный рынок. И в него нужно вкладываться за счет улучшения транспортной доступности, тут никакие деньги жалеть не нужно.
Новости ВПК: В «Ростехе» возмущены намерением США копировать российское оружие