В 2023 году в России должен войти в строй уникальный атомный ледокол «Лидер». К его проектным возможностям, как считается, даже и к тому времени не сможет даже близко подойти ни одно судно данного типа в мире. «Лидер» на скорости в два узла будет способен преодолевать лед толщиной до четырех метров! А через ледовые поля толщиной в два метров будет способен идти со скоростью в 15 узлов.
Любопытно, что строительство сверхмощного «Лидера», скорее всего, будет поручено пока еще несуществующему судостроительному предприятию. Точнее — оно еще достраивается. И должно стать самым крупным в России, специализируясь на выпуске крупнотоннажных и крупногабаритных судов. Таких, которые мы нынче вынуждены покупать за границей.
Предприятие создается в интересах и на средства консорциума, в который вошли «монстры» отечественного энергетического комплекса — «Роснефть», «Роснефтегаз» и «Газпромбанк». Оно называется Судостроительным комплексом «Звезда». Расположено в городе Большой Камень Приморского края.
Но тут одна тонкость. Читателям, ориентирующимся в положении дел с подводным флотом России, прекрасно известно, что в Большом Камне с послевоенного времени работает дальневосточный завод «Звезда». Он производит ремонт, переоборудование и модернизацию подводных лодок — от дизель-электрических до стратегических атомных подводных ракетоносцев. На базе этого завода и строится еще один. И тоже «Звезда». При этом оба предприятия тематически пересекаться не будут. У них различный управленческий штат. И разные производственные мощности. Хотя, конечно, взаимодействие при решении каких-либо технологических проблем не исключаются. Можно предположить, что при строительстве ледокола «Лидер» потребуется участие специалистов, модернизирующих атомные подводные лодки.
Представитель ССК «Звезда» сообщил ТАСС: «Решение о месте строительства ледокола „Лидер“ принимает государство. Судостроительный комплекс „Звезда“ располагает всеми необходимыми мощностями, оборудованием и специалистами соответствующей квалификации. Судоверфь „Звезда“ — единственная, которая может строить крупноблочным методом — это экономит средства и сокращает сроки строительства».
Для того, чтобы делать такие заявления, есть все основания. На верфи «Звезда» достраивается самый крупный в стране сухой док, позволяющий создавать суда водоизмещением до 250 тыс. тонн, длиной до 350 метров и шириной до 60 метров. Уже сейчас запущена первая очередь комплекса. И «обустройство» его активно продолжается. В конце июля к причалу комплекса пришвартован крупнейший плавучий док, позволяющий спускать на воду суда длиной 300 метров и шириной более 50 метров со спусковой массой 40 тыс. тонн. Практически готовы два сухих дока.
Промежуточная готовность ССК «Звезда», позволяющая заложить «Лидер», ожидается в следующем году. В связи с грандиозностью судов, которые будет возводить «нефтегазовая» верфь, ожидается, что этот проект благотворно повлияет на сам приморский город и даже на регион. Ожидается, что при выходе завода на проектную мощность на нем появятся 10 тысяч новых рабочих мест. А каждое рабочее место на таком производстве открывает новые инженерные, конструкторские и прочие вакансии и в смежных сферах.
Строительство верфи началось в 2009 году. Но тогда она называлась «Звезда-DSME». Это был международный проект, в котором принимали участие наша Объединенная судостроительная корпорация и южнокорейская кораблестроительная компания Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co (DSME). Однако вскоре корейцы вышли из проекта. Верфь строится по проекту ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта» (Санкт-Петербург).
В связи с производственной спецификой главных заказчиков на ССК «Звезда» будут строить, главным образом, гигантские танкеры, плавучие платформы для добычи нефтегазовых запасов арктического шельфа, плавучие ядерные энергетические платформы, прочую морскую технику, необходимую для разведки и добычи углеводородов, для осуществления аварийных и поисково-спасательных работ. В эту концепцию вполне вписываются и ледоколы.
Так что вполне логично строить перспективный атомный ледокол именно на ССК «Звезда». Хоть есть и другие претенденты на освоение гигантской суммы, в которую оценивается производственные затраты от закладки до передачи ледокола заказчику — 70 млрд. рублей. Среди конкурентов дальневосточников — Балтийский завод в Санкт-Петербурге, у которого уже имеется опыт строительства атомных ледоколов. Правда, обладающих энергетической установкой вдвое меньшей мощности.
Разработчики «Лидера» — Крыловский государственный научный центр и ЦКБ «Айсберг». Ядерная энергетическая установка на двух реакторах создается в ОКБМ им. Африкантова. В настоящий момент ЦКБ «Айсберг», завершив рабочий проект, приступает к разработке конструкторской документации.
Атомный ледокол «Лидер» проекта 10510 оснащен двумя ядерными реакторами, дающими тепловую мощность в 2?315 МВт. Мощность на валах — 120 МВт. В качестве движителей — сразу четыре винта.
Длина ледокола — 209 м, ширина — 48 м, высота борта — 20 м, осадка — 13 м. Водоизмещение — 71 тыс. тонн. Экипаж — 80 человек. Автономность по запасу провианта — восемь месяцев. Срок службы — 40 лет.
Скорость хода по чистой воде — до 24 узлов. «Лидер» будет способен осуществлять проводку самых крупных из эксплуатирующихся на российском флоте судов по Северному Морскому пути круглогодично.
Возникает вполне естественный вопрос: а нужен ли России суперледокол за 70 млрд. рублей? Вопрос вполне естественен, если учесть и без того лидирующий в мире с громадным отрывом российский ледокольный флот.
В настоящий момент этот наш флот включает в себя 40 судов различной мощности и назначения. Никто в мире не имеет столь мощной флотилии, способной обеспечивать беспрерывную проводку судов в зимнее время в высоких широтах. Швеция имеет 7 ледоколов, Финляндия — 6, Канада — 4 действующих и один строящийся.
Как ни странно, у Норвегии, которая претендует на ведение хозяйственной деятельности в северных широтах и на разработку арктических шельфовых нефтяных месторождений, всего лишь один действующий и один строящийся ледокол. При этом только у России атомные ледоколы.
Отрыв России от всего остального мира громадный: количество отечественных ледоколов равно числу ледоколов, которые эксплуатируют все остальные страны мира. Помимо Швеции, Финляндии, Канады, судами этого класса располагают также США (4), Дания (4), Эстония (2). По одному ледоколу у Китая, Аргентины, Австралии, Германии, Японии, Южной Африки, Южной Кореи, Латвии и Норвегии.
По суммарному водоизмещению разница еще существеннее. Самый мощный иностранный — германский — ледокол способен справляться лишь со льдом полутораметровой толщины.
Столь разительный отрыв России объясняется особенностью нашей географии. Большая часть грузов как гражданского, так и военного назначения водным путем доставляется по Северному морскому пути, пролегающему вдоль всего северного побережья страны. Если использовать маршрут через Суэцкий канал, то вместо 14 тыс. км в Заполярье судам придется проходить по 23 тыс. км.
Грузопоток в высоких широтах постоянно возрастает. Предполагается, что к 2020 году он достигнет 15 млн. тонн. Что ежегодно потребует как минимум 100 ледовых проводок. Причем, эти проводки должны проходить в любое время года, включая зимний период, когда с такой работой могут справляться лишь самые мощные ледоколы. К таковым, конечно, относится атомный ледокол проекта 1520 «Ямал». В этой серии были построены шесть ледоколов, два из которых продолжают находиться в эксплуатации — тот самый «Ямал» и «50 лет Победы». «Советский Союз» дожидается ремонта. «Арктика», «Сибирь» и «Россия» свое отработали, находятся в отстое перед неизбежной утилизацией.
«Ямал» был спущен на воду на санкт-петербургском Балтийском заводе в 1989 году. Мощность его силовой установки — 50 МВт. Имеет длину в 150 м, ширину 30 метров и водоизмещение 23,5 тыс. тонн. Высота борта — 17,2 метра, осадка — 11 метров.
На скорости 1?2 узла преодолевает ледовые поля с толщиной льда до 3 метров. То есть способен выполнять работу по проводке судов в любое время года. Совершил 46 походов к Северному полюсу.
На замену атомоходов «советского призыва» сейчас по проекту 22220 строятся четыре гиганта. Новая «Арктика» будет введена в эксплуатацию в следующем году. Новая «Сибирь» — год спустя. Тогда зачем же нам еще и «Лидер»?
А вот зачем. Ширина у «Арктики» — 34 метра. И это, увы, не позволит судно проводить за собой гигантские суда, которые намерены строить на ССК «Звезда». Например, танкеры класса «Афрамакс», ширина которых по проекту 40 метров. Или «Суэцмакс» (ширина до 50 метров).
Кстати, «Роснефть» в прошлом году уже заказала ССК «Звезда» постройку пяти «Афрамаксов».
Немаловажна, конечно, и разница в стоимости ледоколов. А она громадна — 37 млрд. рублей за судно проекта 22220 против 70 млрд. рублей за «Лидер». При этом, несмотря на очевидную заинтересованность в новом ледоколе, прежде всего, нефтегазового консорциума, часть расходов на его строительство может взять на себя государство. Финансирование будет, предположительно, осуществляться в рамках государственно-частного партнерства.
Военные технологии: В Европе начали разрабатывать истребитель пятого поколения
Новости политики: Аргентина позволила США разместить на своей территории военные базы