США и Китаю в Русской Арктике делать нечего - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
США и Китаю в Русской Арктике делать нечего - «Экономика» 03:00 Суббота 0 445
10-02-2018, 03:00

США и Китаю в Русской Арктике делать нечего - «Экономика»



Материал комментируют:
США и Китаю в Русской Арктике делать нечего - «Экономика»

Илья Рейзер

О проблеме развития Арктики в России говорят давно. Для нашей страны, имеющей огромные арктические территории, это — вопрос не только экономической выгоды, но и национальной безопасности. Колоссальные природные ресурсы и важнейшее стратегическое положение делают заботу о развитии Российской Арктики просто необходимой.

Арктика — холодная, но лакомая

В Арктике (не только в ее российской части, но и на территориях, контролируемых США, Норвегией, Данией и Канадой) находятся до четверти мировых запасов нефти и газа, месторождения золота, алмазов, других дорогостоящих природных ресурсов. Поэтому все страны, имеющие выход к арктическим морям, очень озабочены сохранением своего контроля над северными пространствами. Причем в последние годы к эксплуатации арктических богатств и использованию логистических преимуществ Арктики (Северного морского пути) пытаются подключиться и другие страны, не имеющие собственных арктических территорий, прежде всего — Китай.

В январе Пекин объявил о намерении создать «Полярный шелковый путь», что вполне укладывается в общую линию экономической экспансии Поднебесной. Это подтвердил посол РФ в КНР Андрей Денисов, заявив журналистам 9 февраля, что интерес Китая к Арктике является естественным, уместным и понятным. Посол обратил внимание также, что освоение Арктики создает довольно много возможностей для разных участников, прежде всего инфраструктурные, коммуникационные, транспортные.

А что Россия? Перед ней стоят очень важные задачи — во-первых, защитить свои территории в Арктике, а во-вторых — осваивать арктические пространства и использовать все преимущества своего географического положения в целях экономического развития и повышения военно-политической мощи.


В 1990-е годы освоение арктического пространства, стремительное в советское время, застопорилось. Сейчас, к счастью, государство постепенно возвращается к решению этого вопроса. Как сообщил сообщил замглавы комитета Госдумы РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Владимир Пушкарев, что летом 2018 года на рассмотрение нижней палаты поступит долгожданный законопроект о развитии Арктики. 9 октября минувшего года в Государственной думе РФ начал работу экспертный совет, который занялся обсуждением насущных проблем развития Дальнего Востока и Крайнего Севера. Распоряжение о создании совета отдал лично председатель Государственной думы РФ Вячеслав Володин. И это говорит о том, что за Арктику взялись крепко — на самом высоком государственном уровне.

В Арктике находятся огромные территории, входящие в состав Мурманской, Архангельской областей, Красноярского края, Республики Коми, Республики Саха — Якутии, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов. Эти земли не только имеют огромное значение с военно-политической и экономической точки зрения — на них живут люди, российские граждане. Поэтому развитие Арктики — это новые рабочие места, улучшение жилищно-коммунальной и транспортной инфраструктуры, решение многочисленных проблем с доставкой продовольствия, развитием сферы услуг. Но все эти задачи не решить без плотного участия государства, которому, в свою очередь, придется привлекать инвестиции бизнеса.

Почему необходим закон о развитии Арктики?

О том, есть ли действительно необходимость в специальном законе, который бы регулировал развитие Арктики, «Свободная пресса» спросила у адвоката Ильи Рейзера.

«СП»: — Почему политики и экспертное сообщество заговорили о принятии «арктического» закона?

— Дело в том, что потребность в принятии этого закона существовала очень давно. Арктика — очень важный для России регион и в экономическом, и в геополитическом отношении. В то же время, освоение Арктики идет достаточно низкими темпами. И это очень опасно. Если Россия не будет заниматься серьезным освоением арктических территорий, то рано или поздно этим займутся другие страны, в первую очередь — США. В свое время советское руководство допустило серьезную ошибку, уступив Соединенным Штатам большой участок континентального шельфа и часть советской экономической зоны в Беринговом проливе. Такая недальновидная политика привела к огромным экономическим потерям — ведь Россия в перспективе могла очень сильно выиграть от эксплуатации ресурсов. Этот пример я привел к тому, чтобы показать — Вашингтон не собирается упускать свою выгоду и на наши арктические пространства тоже посматривает.

«СП»: — Сейчас есть какие-то нормативно-правовые акты, документы, которые бы регулировали развитие арктической зоны?

— Есть несколько таких документов. Прежде всего, я бы отметил государственную программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ». Она рассчитана до 2025 года и предусматривает формирование опорных зон в Арктике, дальнейшее развитие Северного морского пути и создание таких технологий и оборудования, которые бы облегчали задачу по эксплуатации колоссальных природных ресурсов, которые таят арктические пространства. Однако, действия по развитию Арктики нуждаются в подтверждении посредством принятия соответствующего закона. То есть, это должен быть акт со статусом именно федерального закона.

«СП»: — Какие проблемы в настоящее время существуют в направлении развития Арктической зоны?

— Этих проблем не так уж и мало. И это не только касается технической части, то есть совершенствования технологий, восстановления полярных станций, развития морского пути, но и обеспечения достойных условий жизни для тех людей, кто проживает на Крайнем Севере. Это и персонал наших предприятий, и коренные народы. Для них должны быть созданы современные объекты инфраструктуры, улучшена ситуация с жильем. Все эти вопросы должны быть урегулированы.

«СП»: — Что можно ожидать от закона, если он все же будет принят?

— Сразу скажу, что вряд ли стоит рассчитывать на то, что за считанные годы российская Арктика преобразится до неузнаваемости. Существует очень много проблем, они накопились за десятилетия. И решать их тоже придется долго. Но законопроект, если он все же будет принят, даст толчок к тому, чтобы всерьез заняться Арктикой, сформирует правовые основы арктической политики российского государства.

Добываем нефть и не забываем про оборону

Сейчас государство уже делает определенные шаги в направлении развития арктических территорий. Например, в 2016 г. государственная компания «Роснефть» начала буровые работы на своей самой северной платформе. Активно разрабатывает арктические месторождения и другая компания — «Газпром нефть».

Учитывая постепенное потепление климата, ученые предсказывают, что к середине XXI века лед в Северном Ледовитом океане начнет таять на летний период, что позволит превратить Северный морской путь в очень выгодную транспортную артерию. Через Северный морской путь суда будут идти гораздо быстрее, чем через Суэцкий канал. Поскольку у России уже есть более десяти морских портов в Арктике, именно наша страна сможет контролировать перемещения иностранных судов по Северному морскому пути. Да и по количеству ледоколов Россия пока лидирует — у нее их 40, тогда как у США только 5, а у Финляндии — 7.


Но там, где сосредоточены огромные природные ресурсы и где лежит важнейший морской путь, неизбежен риск военно-политических конфликтов. Это прекрасно понимают и в США, и в Китае, и в России. Еще в 2014 году было создано командование «Север», фактически представляющее собой особый военный округ.

В ноябре 2017 г. командующий Северным флотом ВМФ России вице-адмирал Николай Евменов заявил, что страна будет развивать боевые возможности вооруженных сил в Арктике. Например, на каждом арктическом острове, где находятся базы ВМФ, будут созданы аэродромы. Как сообщают в Министерстве обороны РФ, скоро в Арктике будет развернута новая дивизия противовоздушной обороны, которая сможет прикрывать центральную часть России от возможных ударов с севера. В советское время многие объекты военной инфраструктуры в Арктике уже были созданы, теперь остается восстановить и модернизировать старые объекты, не забывая и о создании новых баз и аэродромов.


Материал комментируют: Илья Рейзер О проблеме развития Арктики в России говорят давно. Для нашей страны, имеющей огромные арктические территории, это — вопрос не только экономической выгоды, но и национальной безопасности. Колоссальные природные ресурсы и важнейшее стратегическое положение делают заботу о развитии Российской Арктики просто необходимой. Арктика — холодная, но лакомая В Арктике (не только в ее российской части, но и на территориях, контролируемых США, Норвегией, Данией и Канадой) находятся до четверти мировых запасов нефти и газа, месторождения золота, алмазов, других дорогостоящих природных ресурсов. Поэтому все страны, имеющие выход к арктическим морям, очень озабочены сохранением своего контроля над северными пространствами. Причем в последние годы к эксплуатации арктических богатств и использованию логистических преимуществ Арктики (Северного морского пути) пытаются подключиться и другие страны, не имеющие собственных арктических территорий, прежде всего — Китай. В январе Пекин объявил о намерении создать «Полярный шелковый путь», что вполне укладывается в общую линию экономической экспансии Поднебесной. Это подтвердил посол РФ в КНР Андрей Денисов, заявив журналистам 9 февраля, что интерес Китая к Арктике является естественным, уместным и понятным. Посол обратил внимание также, что освоение Арктики создает довольно много возможностей для разных участников, прежде всего инфраструктурные, коммуникационные, транспортные. А что Россия? Перед ней стоят очень важные задачи — во-первых, защитить свои территории в Арктике, а во-вторых — осваивать арктические пространства и использовать все преимущества своего географического положения в целях экономического развития и повышения военно-политической мощи. В 1990-е годы освоение арктического пространства, стремительное в советское время, застопорилось. Сейчас, к счастью, государство постепенно возвращается к решению этого вопроса. Как сообщил сообщил замглавы комитета Госдумы РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Владимир Пушкарев, что летом 2018 года на рассмотрение нижней палаты поступит долгожданный законопроект о развитии Арктики. 9 октября минувшего года в Государственной думе РФ начал работу экспертный совет, который занялся обсуждением насущных проблем развития Дальнего Востока и Крайнего Севера. Распоряжение о создании совета отдал лично председатель Государственной думы РФ Вячеслав Володин. И это говорит о том, что за Арктику взялись крепко — на самом высоком государственном уровне. В Арктике находятся огромные территории, входящие в состав Мурманской, Архангельской областей, Красноярского края, Республики Коми, Республики Саха — Якутии, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов. Эти земли не только имеют огромное значение с военно-политической и экономической точки зрения — на них живут люди, российские граждане. Поэтому развитие Арктики — это новые рабочие места, улучшение жилищно-коммунальной и транспортной инфраструктуры, решение многочисленных проблем с доставкой продовольствия, развитием сферы услуг. Но все эти задачи не решить без плотного участия государства, которому, в свою очередь, придется привлекать инвестиции бизнеса. Почему необходим закон о развитии Арктики? О том, есть ли действительно необходимость в специальном законе, который бы регулировал развитие Арктики, «Свободная пресса» спросила у адвоката Ильи Рейзера. «СП»: — Почему политики и экспертное сообщество заговорили о принятии «арктического» закона? — Дело в том, что потребность в принятии этого закона существовала очень давно. Арктика — очень важный для России регион и в экономическом, и в геополитическом отношении. В то же время, освоение Арктики идет достаточно низкими темпами. И это очень опасно. Если Россия не будет заниматься серьезным освоением арктических территорий, то рано или поздно этим займутся другие страны, в первую очередь — США. В свое время советское руководство допустило серьезную ошибку, уступив Соединенным Штатам большой участок континентального шельфа и часть советской экономической зоны в Беринговом проливе. Такая недальновидная политика привела к огромным экономическим потерям — ведь Россия в перспективе могла очень сильно выиграть от эксплуатации ресурсов. Этот пример я привел к тому, чтобы показать — Вашингтон не собирается упускать свою выгоду и на наши арктические пространства тоже посматривает. «СП»: — Сейчас есть какие-то нормативно-правовые акты, документы, которые бы регулировали развитие арктической зоны? — Есть несколько таких документов. Прежде всего, я бы отметил государственную программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ». Она рассчитана до 2025 года и предусматривает формирование опорных зон в Арктике, дальнейшее развитие Северного морского пути и создание таких технологий и оборудования, которые бы облегчали задачу по эксплуатации колоссальных природных ресурсов, которые таят арктические пространства. Однако, действия по развитию Арктики нуждаются в подтверждении посредством принятия соответствующего закона. То есть, это должен быть акт со статусом именно федерального закона. «СП»: — Какие проблемы в настоящее время существуют в направлении развития Арктической зоны? — Этих проблем не так уж и мало. И это не только касается технической части, то есть совершенствования технологий, восстановления полярных станций, развития морского пути, но и обеспечения достойных условий жизни для тех людей, кто проживает на Крайнем Севере. Это и персонал наших предприятий, и коренные народы. Для них должны быть созданы современные объекты инфраструктуры, улучшена ситуация с жильем. Все эти вопросы должны быть урегулированы. «СП»: — Что можно ожидать от закона, если он все же будет принят? — Сразу скажу, что вряд ли стоит рассчитывать на то, что за считанные годы российская Арктика преобразится до неузнаваемости. Существует очень много проблем, они накопились за десятилетия. И решать их тоже придется долго. Но законопроект, если он все же будет принят, даст толчок к тому, чтобы всерьез заняться Арктикой, сформирует правовые основы арктической политики российского государства. Добываем нефть и не забываем про оборону Сейчас государство уже делает определенные шаги в направлении развития арктических территорий. Например, в 2016 г. государственная компания «Роснефть» начала буровые работы на своей самой северной платформе. Активно разрабатывает арктические месторождения и другая компания — «Газпром нефть». Учитывая постепенное потепление климата, ученые предсказывают, что к середине XXI века лед в Северном Ледовитом океане начнет таять на летний период, что позволит превратить Северный морской путь в очень выгодную транспортную артерию. Через Северный морской путь суда будут идти гораздо быстрее, чем через Суэцкий канал. Поскольку у России уже есть более десяти морских портов в Арктике, именно наша страна сможет контролировать перемещения иностранных судов по Северному морскому пути. Да и по количеству ледоколов Россия пока лидирует — у нее их 40, тогда как у США только 5, а у Финляндии — 7. Но там, где сосредоточены огромные природные ресурсы и где лежит важнейший морской путь, неизбежен риск военно-политических конфликтов. Это прекрасно понимают и в США, и в Китае, и в России. Еще в 2014 году было создано командование «Север», фактически представляющее собой особый военный округ. В ноябре 2017 г. командующий Северным флотом ВМФ России вице-адмирал Николай Евменов заявил, что страна будет развивать боевые возможности вооруженных сил в Арктике. Например, на каждом арктическом острове, где находятся базы ВМФ, будут созданы аэродромы. Как сообщают в Министерстве обороны РФ, скоро в Арктике будет развернута новая дивизия противовоздушной обороны, которая сможет прикрывать центральную часть России от возможных ударов с севера. В советское время многие объекты военной инфраструктуры в Арктике уже были созданы, теперь остается восстановить и модернизировать старые объекты, не забывая и о создании новых баз и аэродромов.
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 926 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl