Материал комментируют:
Илья Рейзер
События, произошедшие 25 ноября в Керченском проливе, показали, что западные державы вполне готовы к любым провокациям против России, а использовать для них могут как государства типа Украины, так и собственные силы.
Причерноморье, кстати, является далеко не единственным регионом вблизи российских границ, где присутствуют интересы других государств. Первое, что приходит на память кроме Крыма и Керченского пролива — Курилы. Япония никогда особо и не скрывала, что рассчитывает на возвращение южных островов под свой контроль. Разумеется, и США, и Великобритания всегда готовы поддержать Токио в этом направлении.
Еще одна проблемная территория — Калининград. Наличие российского анклава на границе с Польшей также очень не нравится Западу. Конечно, Берлин, в отличие от Токио, заявлять свои претензии на Калининград не осмеливается — память о Великой Отечественной войне еще жива. Но неоднократно высшие офицеры армий стран НАТО публично заявляли о том, как стоит действовать против России на этом направлении.
В последнее время США, Великобритания и ряд других государств все чаще заявляют о необходимости использования Арктики. Мол, Арктика должна принадлежать не только России. Подобными рассуждениями сегодня грешат и в Вашингтоне, и в Лондоне. Кстати, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг и командующий Вторым флотом ВМС США вице-адмирал Эндрю Льюис подчеркивают, что США и НАТО готовы противостоять России и в арктических широтах.
В скандинавских странах — Норвегии и Швеции — из России упорно лепят образ страшного врага, хотя наша страна в последние два столетия не воевала со скандинавами и воевать не собирается. Если и укрепляется оборона на северо-западных границах, так это лишь потому, что та же Норвегия — активный член НАТО, на ее территории базируются американские войска, проводятся совместные учения норвежской армии с американцами и британцами. При этом Вашингтон старается запугать Норвегию, Швецию и прибалтийские республики мнимой угрозой со стороны России, справедливо полагая, что в этом случае перечисленные государства будут настаивать на усилении американского присутствия.
США лукавят, прав на Арктику у них нет
Адвокат и политический деятель Илья Рейзер считает, что Арктика не случайно может стать следующим местом столкновения интересов России и Запада.
— В Арктических широтах проходит Северный морской путь — одна из самых перспективных мировых океанских артерий. По нему можно добраться из Европы в Китай или Корею почти в два раза быстрее, чем через Суэцкий канал. Только Северный морской путь еще и намного безопаснее. Во-первых, риски судоходства меньше, чем в открытом океане, а во-вторых ни о каких террористах, сомалийских пиратах и тому подобных угрозах в Арктике никто не слышал и не услышит — именно благодаря российскому военному присутствию. И такая артерия очень интересна и европейским странам, и США, и Китаю.
«СП»: — С правовой точки зрения Северный морской путь можно считать сугубо российским коридором?
— Безусловно. Начнем с того, что он проходит вдоль российского побережья. Федеральным законодательством Северный морской путь рассматривается как «национальная транспортная коммуникация». И это не безосновательные амбиции. Дело в том, что пройти полностью СМП, не затрагивая российской акватории, просто невозможно.
«СП»: — То есть, когда в Вашингтоне говорят о том, что Северный морской путь должен быть общим, они лукавят?
— А как он может быть общим, если он проходит через наши территориальные воды? Можно ли себе представить, что в территориальных водах США без американского разрешения будут ходить какие угодно корабли, что угодно перевозить? Но американцы этим вопросом не задаются. Их претензии на Арктику — еще одна форма экспансии, подобная той, которую мы видим на юге — на Черном море, в Керченском проливе.
«СП»: — Эти претензии появились только сейчас?
— Нет. Им как минимум пятьдесят пять лет. Еще в далеком 1964 году, в разгар противостояния СССР и США, американские суда пытались следовать без разрешения Москвы в советских территориальных водах в Арктике. Ноты протеста со стороны советского МИД были, но открытый конфликт так и не случился.
«СП»: — А сейчас его вероятность велика?
— Любой конфликт с нашей страной, я имею в виду вооруженное противостояние, может привести к всем известным последствиям — глобальной войне. И в Белом доме, и в Пентагоне это прекрасно понимают, поэтому на прямое вооруженное вмешательство вряд ли решатся. Но санкции, постоянное давление — все это возможно. Они уже постепенно прощупывают почву — и в правовом отношении, заявляя о том, что Северный путь должен быть общим, и в военном отношении, постоянно проводя учения в северных районах Норвегии, вблизи от российских границ.
«СП»: — Только ли США и НАТО претендуют на Арктику, Северный морской путь?
— Очень серьезным конкурентом в арктических широтах в перспективе может стать Китай. Китайский фактор игнорируется, а зря. У Поднебесной неприкрытые амбиции, Северный морской путь для КНР — кратчайший способ доставлять китайские товары в Европу. Уже сейчас Китай строит ледоколы, самый известный — «Сюэлун» — совершает арктические экспедиции. И если США и НАТО больше говорят, чем делают, то в случае Китая мы видим обратную ситуацию. Пока Россия ориентируется на борьбу с США и НАТО, Китай наращивает свой военно-морской потенциал. Конечно, воевать с нами Китай из-за Арктики не станет, но может сделать так, что придется предоставлять Поднебесной какие-то исключительные привилегии на пользование Северным морским путем.
«Белая книга» Китая
Сложно не согласиться с тем, что Поднебесная в последние годы все более активно прорабатывает вопрос о расширении своего присутствия в Арктике. Год назад, 26 января 2018 года, в Китае вышел любопытный документ — т.н. Белая книга «Арктическая политика Китая». Формально Китай призывает уважать права государств, имеющих выход к арктическим морям (речь идет, естественно, о России), однако это — лишь общие фразы, за которыми кроется куда более опасная позиция.
Пекин, как и Вашингтон, считает, что Северный морской путь принадлежит всему человечеству, только если американцы под «всем человечеством» подразумевают себя и своих союзников, то китайцы заботятся о собственных интересах. КНР заинтересована в интеграции Северного морского пути в свой проект «Великого шелкового пути», который бы позволял Китаю экспортировать свои товары в европейские страны, а с другой стороны — вывозить в Китай российские минеральные ресурсы. При этом интересно, что сам Китай не имеет выхода к арктическим широтам, то есть его «забота» о будущем Арктики — не более чем прикрытие для реализации амбициозных политических и экономических планов по дальнейшему укреплению своих позиций.
Новости политики: Трамп рассказал, почему Россия перестала быть СССР